Из записных книжек 91. Мыслят?

     Человек самонадеянно считает мышление собственной привилегией. Напрасно. Судя по действиям животных, а иногда прямо таки по поступкам, они мыслят не хуже нас. Вот лишь три случая из жизни кошек.

     Девяносто третий год. Заходим с трехлетним сыном Андреем в продовольственный магазин. В углу сидит кошка. Рядом - блюдце с молоком, четверть недоеденной сосиски. И - целая, довольно большая. Кошка умывается. Увидев Андрея, прерывает свое занятие, внимательно смотрит ему в глаза. И вдруг лапкой точным движением катнула сосиску Андрею.
     Та прокатилась с полметра. Андрей посмотрел на сосиску, на кошку, шагнул вперед и носком ботинка катнул угощение назад. Кошка опять внимательно посмотрела Андрею в глаза, явно озадаченная. Лапка ее застыла в воздухе. Опустила голову, взглянула на сосиску, опять - в глаза Андрею. Затем продолжила свой послеобеденный туалет. Видно поняла, что  ребенок сыт, не хочет принять ее угощение.
      Здесь интересно то, что кошка видела нас обоих, но угощение предложила именно Андрею. Она как бы рассудила:"Этот - взрослый. Может сам себя обеспечить. А о ребенке следует позаботиться". Зрелый материнский инстинкт, и  вполне разумные действия, им обусловленные.

      Во дворе, где мы живем, как и в любом другом, водятся кошки. И дикие, и домашние. Напротив нашей парадной, на первом этаже, живет кот. Его клички мы не знаем. Глаза большие, внешние уголки опущены. Выражение морды получается плачущим. Поэтому Андрей зовет его Депрессия.
      Депрессия с ранней весны до поздней осени торчит в открытом окне. Иногда спускается во двор. Разбирается с другими котами и кошками. Несмотря на свою неизменно печальную внешность, он вполне деятелен и сумел себя поставить в своем сообществе. Даже здоровенный рыжий кот-бродяга обходит Депрессию стороной.
      Как-то выходим гулять. Депрессия по обыкновению сидит в своем окне. Наблюдает за обстановкой во дворе. Андрей подходит к окну. Его лицо и морда кота оказываются на одном уровне. Андрей протягивает руку, гладит кота по голове, спине. Еще, и еще раз. Депрессия начинает подергивать хвостом. Ему  это явно перестает нравиться. Андрей не замечает, продолжает гладить. Вдруг Депрессия сгибает правую лапу в кулак и мягко, но вполне чувствительно бьет Андрея слева в челюсть!
     Мог бы развернуть лапу и хватить когтями по лицу. Нет. Поступил вполне адекватно ситуации. Понимая, что перед ним - ребенок. Мягко, но вполне убедительно дал понять, что ситуация его не устраивает.

     Ранняя весна. Андреевский рынок, на Васильевском. Солнечный день, и торговля идет уже во дворе.
     У одного прилавка стоит очень рослый мужчина. Ему взвешивают фрукты. Под его левой рукой, на том же прилавке, сидит бездомный серый кот. Щурится на солнце. Дремлет.
     Кот из тех, у которых солидные размеры, мурластая наглая морда, прямо - харя. И совершенно независимый вид. Мужик глянул краем глаза, увидел кота, и стал машинально гладить. Коту это сразу не понравилось. Он тут же стал размахивать хвостом и глухо зарычал, как перед дракой.
     Покупатель, увлеченный торговлей, ничего не заметил. Кот встал и, цепляясь когтями, полез по драповому пальто мужика вверх. Тот, польщенный таким вниманием, расплылся в улыбке. А кот, добравшись до лица, всей когтистой пятерней хватил мужика по щеке. Мгновенно спрыгнул на землю, шмыгнул под прилавок. И ... был таков.
     Как такое возможно без плана? Без мышления? Все ведь продумал. И как влезет по пальто, и как накажет за фамильярность, и как смоется, избегая наказания.
     Кстати, мог бы пол-лица снести, оставил лишь едва заметные царапины.

 
  - присутствую и на стихи.ру

    


Рецензии
Вот глядя на таких котов, Булгаков и живописал своего Бегемота:)))

Владимир Бенрат   23.04.2011 20:15     Заявить о нарушении