Комнаты

Когда мы только въехали в новый дом, он был чист, просторен и светел. Все его тридцать три комнаты были открыты для нас, я и она - никого больше во всем доме. Ни души.

Я занял кабинет, спальную, комнатку с камином. Расставил все свои книги, сначала учебники по современному литературному языку, потом журналы по критике и семиотике - наконец, полные собрания сочинений Герцена, Белинского, Достоевского и Толстого.

Она бегала по всем комнатам, по-детски радостно била в ладоши и спрашивала: "Неужели
это всё наше? Неужели это принадлежит нам?". Она вдохнула жизнь в уснувшие, почерневшие стены, разукрасила дом, как рождественскую ёлку, озвучила его своим прекрасным голосом.
Куда бы я ни зашел, я видел её одинаково счастливою: то с мольбертом и акварелью, то с канвою и ниткой, то с рукописью и пером. Она дышала счастьем, и алые лихорадочные пятна, что преследовали ее в городе, исчезли без следа и напоминания.

Я тоже был доволен своим жильем. Однажды сильный порыв ветра ворвался ко мне, прошелся по пыльным корешкам и, разыгравшись, швырнул том Огарева в окно. Я испугался, что она узнает и опечалится:  мне пришлось запереть свой кабинет.

Увидев меня в своей комнатке, она спросила: "Что случилось? Почему ты не в кабинете?". Одно мраморно-пасмурное облачко, как лихорадочное пятно, набежало на стены дома, и он, точно потускнел от моей внезапно сорвавшейся лжи: "Мне нужно переехать".

Она спрашивала и хотела узнать, что случилось, но я продолжал отвечать общими фразами. Прошло полгода. Я несколько раз переезжал, каждый раз запирая комнаты. Каждый раз меня что-то тревожило, я не находил себе места: потом врывался ветер, рвал на части мои недописанные стихи, рушил полки с журналами и фолиантами, я вставлял ключ в замочную скважину...и убегал.

Я убегал из этих комнат, и затворял их, и с каждым разом воздуха в нашей жизни становилось всё меньше. Она уже перестала вышивать и часто сидела без дела - а на ее щеках снова расцветали багровые, черноватые пятна. Точно тень города, так искусно спрятанная мною в разных комнатах, освободилась и заполнила наш дом тяжелым пасмурным облаком.

Была гроза, и я, запирая очередную комнату, заблудился и попал в другую - запертую мною ранее. В окровавленных, распятых стёклами страницах проносилась, проигрывалась моя жизнь. Рулетка, публичный дом, красное-черное, война, эшафот, комитет, предательство. Я потерял счет времени и, забыв о предосторожности, ходил из комнаты в комнату. Пока не увидел, что она давно это знает, знает всю мою жизнь, растворенную в лжи, пьянстве, измене - видит всё то, что я так неумело скрывал в городе, что я так старательно запирал на ключ.

Я внезапно пришел в себя, и увидел, что она стоит на коленях, а ее лицо полностью заполнили кровавые алые пятна. Не помня себя, я выбежал из комнаты, и повернул за ней ключ. Остался только коридор. Пространство резко сузилось, и комнаты, мелькающие как карты в колоде шулера, вдруг осыпались белым песком.

Освещаемый одним лучом электрической лампочки, в коридоре стоял простой тисовый табурет. Я вскочил на него, чувствуя, как начинает плавиться пол от воспоминаний и боли. Шея почувствовала свежую, чуть влажную веревку, а через секунду кто-то заботливо выбил табурет из под моих ног.

Комнаты еще несколько минут покружились багрово-черным листопадом, и, осыпаясь бурыми пятнами, вернулись на круги своя.   


Рецензии
Мистика. И какая-то уж очень тяжелая, черная. Попыталась разглядеть за текстом сюжет и многое не поняла..что случилось с женой героя?

Алиса Под Наркозом   24.04.2011 19:23     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.
Видите ли, для меня это не мистика, а метафора. В нашем сознании есть определенные участки, т.н. черные ящики. Кто их формирует и кто закрывает - вопрос открытый, но вполне возможно здесь участие человека.
Если дом - это проекция жизни, а комнаты метафоры сознания, мистический ореол значительно рассеивается.

Возможно, восприятие сюжета осложнено тем, что на текст наложились личные переживания и много информации осталось за чертою повествования.

Что касается жены героя... Такого персонажа нет, потому что нет героя. Есть слабый человек, практически Иуда, который "перекрыв" свое сознание погибает в безумии.

Если говорить про неё, то думается, что с ней ничего не случилось. Просто она перестала плакать и скрылась за чертой текста... это постоянно так, я никак не могу её поймать и запечатлеть (http://proza.ru/2010/10/17/790). В данном конкретном случае, она просто оказалась вне сознания героя; он закрыл свой последний черный ящик, ощутил, как неустойчивы налагаемые засовы и взобрался на табурет.

А там, кто знает... Может быть, комнаты исчезли от сотрясения мозга при свободном падении.

Алексей Казак Козлов   25.04.2011 17:31   Заявить о нарушении
Спасибо за комментарии, Алексей! Я постаралась воспринять сюжет, но теперь понимаю, что сюжета как такового нет, есть только глубокое личное переживание, которое выступило на поверхность, не удержалось внутри. Очень хороший рассказ, но чувствуется полная безысходность, трагедия, черная дыра. Я думаю, следует разобраться в этом и взглянуть иначе - никогда не бывает однозначно плохо.

Алиса Под Наркозом   26.04.2011 17:35   Заявить о нарушении
А это, пожалуй, очень верное замечание. Спасибо за эту простую мысль.
Наши состояния изменчивы, и меняется отношение к вещам - остаются только тексты.

Алексей Казак Козлов   26.04.2011 18:09   Заявить о нарушении
Прошу вас прочесть мою миниатюру "Мелодия жизни" - http://www.proza.ru/2011/05/07/1292. Мне кажется, это будет близко к вашим мыслям и душе..заранее спасибо, Алиса Под Наркозом

Алиса Под Наркозом   07.05.2011 21:57   Заявить о нарушении