Старый помещик. Рассказ

Старый помещик.

  Мало поместье помещика Исаева. Всю свою жизнь пытался выбраться из нужды. Что только не предпринимал для этого: пробовал развивать различные промыслы, вводил самые передовые методы землепользования. Однако, всё безуспешно. Единственное, что удалось воплотить в жизнь - это открыть в Петербурге фабрику по переработке древесины. За счёт её доходов и сводил концы с концами. Поместье навещал всё реже и реже, большой обузой стало оно ему к старости. Поэтому все дела в поместье доверил Ивану Антуфьеву, сыну бывшего своего крепостного Фёдора. Четверть века назад между ними произошла размолвка, виновным в которой был помещик, пытавшийся с помощью обмана разорить, тогда ещё своего крепостного Фёдора. Время шло, бывший крепостной стал предприимчивым купцом, а дела помещика Исаева с тех пор не имели большого успеха. Ивану, управлять поместьем Исаев предложил только из-за того что знал: никто из Антуфьевых никогда на подлог не пойдёт, а значит обмана не будет. Но случилось невероятное, Ивану за пару лет удалось превратить поместье в передовое, в той местности хозяйство. Крепостные Исаева не только сумели выбраться из нужды, но стали выкупать себя и свои семьи из крепостничества. Казалось, удача вернулась к помещику. Но, началась Крымская война, и единственный сын помещика Константин оказался на самой передовой линии боевых действий. Он служил под началом самого адмирала Нахимова, на флагманском корабле в чине капитан-лейтенанта. На этом же корабле нёс службу бывший крепостной помещика Исаева матрос Василий Кудрявцев. Когда закончилась героическая оборона Севастополя, Василий вернулся в родные края. Отдавая дань уважения своему командиру, принёс скорбную весть он отцу Константина. Сын помещика, героически защищая Севастополь, пал смертью храбрых. Это известие подорвало здоровье уже старого помещика. Из близких ему людей осталась на свете одна только внучка, дочь Константина Татьяна.
  В 1861 году, как раз в год отмены крепостного права, у старого помещика случился сердечный приступ, и он всерьёз задумался о судьбе своей внучки. Миловидная, интеллигентная барышня, по его мнению, была беззащитна в жестоком и суровом мире. Попытка выдать замуж не увенчалась успехом, скудное приданное отталкивало богатых женихов, а проходимцев помещик сам выпроваживал. Приехав летом в поместье вместе с внучкой, Исаев заметил, что она с нежностью засматривается на старшего сына Фёдора Антуфьева Александра, да и тот вроде как не совсем к ней равнодушен. Было над чем задуматься. Жива была ещё в памяти нанесённая обида Фёдору. Не хотелось лишний раз кланяться перед бывшим крепостным. Но понимал Исаев, что лучшего жениха и желать нельзя для внучки. Крепок оказался род Антуфьевых. Сам Фёдор оборотист был в делах и сыновья мало в чём уступали ему. Тот же Иван молод, а запущенное поместье сделал прибыльным. Жаль, что женат?! Старший Александр только что окончил коммерческое училище в Петербурге и обещает вырасти в предприимчивого купца. Дочь Прасковья, вторая после Александра по старшинству, прекрасно управлялась с ведением торговли в Любиме. Четвёртый Константин в Костроме работал на ткацкой фабрике и домой приезжал крайне редко. Вторая дочь Анна помогала матери в домашнем хозяйстве. Самые младшие Андрей и Демьян также, с лихостью управлялись в домашнем хозяйстве.
  Долго прикидывал старый помещик и наконец, решил навестить Фёдора.
  Тяжела была первая минута их встречи, жива ещё старая обида в душе Фёдора, но выслушал он своего бывшего помещика. Исаев, покаявшись в старом грехе, предложил:
- Нам с тобой Фёдор скоро помирать придёт время. Я пришёл просить за наших потомков. Твой старший Александр, как я заметил, неравнодушен к моей внучке. Пусть женятся. Я хоть и не богат, но Танюшка единственная оставшаяся у меня родная кровинушка. В приданное отдам ей фабрику в Петербурге. Что касается поместья, то я готов продать его по сходной цене. Мне оно уже не под силу, да и о мире ином пора задуматься. Вот, собственно за этим я пришёл.
  В начале осени были обвенчаны и сыграны в Касьянове две свадьбы: матрос Василий Кудрявцев стал мужем старшей дочери Фёдора Прасковьи, а также Александр и Татьяна стали мужем и женой. Позже Александр объединив фабрики своего отца и жены, открыл фабрику по переработке древесины из красного дерева. переросшую затем в мебельную фабрику "Антуфьев и К*".
                апрель 2007.

Этот рассказ основан на основе преданий жителей деревни Касьяново Любимского района Ярославской области и моего деда Александрова А.Ф.


Рецензии
Неплохо.

Но всё дело в том , что крестьяне и помещики жили в "разных мирах" и вряд ли они понимали друг друга. Горящие дворянские усадьбы в 17 г. и позднее подтверждают этот тезис.
Как сказал Блок о своем сгоревшем Шахматове: " Сожгли, потому, что там пороли и насиловали девок."

Леонид.

Леонид Синицкий   19.01.2016 01:41     Заявить о нарушении
Все было намного сложнее. Ни один помещик никогда не трогал крестьян из крестьянской общины, так как община могла по миру пустить любого помещика. А пороли и насиловали тех кто и из общины изгонялся и был как правило сам себе на хлебах. Однако Блок прав, если помещик начинал втирать свои правила общинникам (без с согласования со старостой), то и ответ не заставлял себя ждать в виде поджогов усадьб и убийств помещиков.
С Уважением!

Кудряшов Николай   20.01.2016 17:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.