Мой День Победы

               
                "В пятидесятых рождены,
                Войны не знаем мы и всё же
                В какой-то мере все мы тоже
                Вернувшиеся с той войны"
                И.Дмитриев

      Мы рождённые в 50-е годы,- дети тех, для кого война - не страница из учебника истории и не кадр документального кино. Для наших отцов война - это частица их жизни.

      Мой отец был немногословен. В далёком детстве я не понимала, почему он такой большой и сильный каждый раз в День Победы украдкой смахивает слёзы... Понимание пришло позже, уже в зрелом возрасте.

      Утро 9 Мая всегда начиналось светло и радостно. Я помню это состояние безграничного счастья. Едва открыв глаза я вдыхала атмосферу праздника:окна в домах распахнуты настежь и из них доносится чуть хрипловатый голос Марка Бернеса и конечно же марш " Прощание Славянки".

       Папа бреется, надевает белую рубашку, костюм, берёт футляр с трубой, я цепляюсь за его руку и мы идём на площадь. Я важно на всех поглядываю: " Неужели вы не видите - это мой папа и это он сегодня будет играть в оркестре,который совсем скоро пойдёт по улицам нашего города!"

       Мы всегда приходим рано. На подступах к площади уже выстраиваются колонны... Папа с кем-то здоровается, кто-то треплет меня за косы. Гордость переполняет меня. От счастья я начинаю скакать на одной ножке,кружиться и бегать  вприпрыжку: " Как вы не понимаете, этот высокий дяденька с трубой - мой папа!!!".

        Откуда ни возьмись появляется мой старший брат и уводит меня от папы. Я реву, брыкаюсь и не хочу верить, что сейчас папе я обуза. " Я не могу быть ему обузой, я не могу ему мешать!"

        Но тут как-то разом оркестр "вдохнул" и грянула "Славянка". Колонна зашевелилась и пришла в движение. Я вырываюсь из не очень цепких рук брата и бегу, бегу на звуки  зачаровывающие звуки музыки, а навстречу мне люди. Много людей с цветами и шарами. Они смеются, поют песни, кто-то подхватывает меня на руки, и вот я уже высоко-высоко... Выше всех. И вижу далеко-далеко, а главное - я вижу своего папу.

        Но мой брат Женька непременно должен всё испортить. Я оказываюсь на земле. Но нет, праздник мне никто не испортит. Вот оркестр совсем рядом, ровняется со мной, папка подмигивает и я бегу параллельно музыкантам. Господи, какое это счастье - бежать вприпрыжку и слышать,как твой папа выдувает такие замечательные звуки!

        Многие годы " Прощание Славянки" было для меня олицетворением счастливого детства и всегда вызывало добрую улыбку с легким налётом грусти. Тепрь при звуках этого марша щемит сердце и слёзы наворачиваются на глаза. Уже два года, как нет рядом папы. Но это сейчас, а тогда ...

        Тогда папа был со мной рядом. Покупал мне сладкую вату. Незабываемое блаженство!Сажал меня себе на плечи, и мы шли домой.

        Дома гости.Это мне уже неинтересно. Я убегаю на улицу похвастаться перед друзьями
своим путешествием. Когда набегавшись к вечеру возвращаюсь домой, то, как правило, большинство гостей уже разошлись и остались самые близкие. Я пристраиваюсь рядом с папой, а сидит, почему-то свесив голову и украдкой вытирает слёзы. Я тереблю его за рукав, и он тряхнув копной непокорных волос, смотрит на меня отсутствующим взглядом. Потом очнувшись, говорит:

       - Вот, что я тебе расскажу, друг мой Светик! Было это под Кенисбергом. Там у немцев почти во всех домах были пианино. А музыка для меня - это всё. Давненько в руках не держал ни одного музыкального инструмента. Соскучился. Дай, думаю, проберусь  в дом и хоть гаммы поиграю. Руки, так и чешутся... Погода, как назло- дождь. Немцы во всех щелях сидят. Да, собственно говоря, не поймёшь где наши, а где фрицы. Думал, думал и надумал.
Предупредил своего друга Ромашку, чтоб прикрыл если что и где ползком,где перебежками отправился на поиски счастья. А пуля-дура туда-сюда,туда-сюда ... Не зацепила. Как живым добрался не знаю. Добрался до дома: окна выбиты, двери раскурочены,глянул в окно - стоит родимое! А как играть-то? Может, где-то фриц притаился. Э,думаю, была - не была, зря что ли рисковал. да такой путь проделал?! И как бабахну... " Собачий вальс". Больше ничего к тому времени на фортепиано и играть-то не мог! Вокруг всё внезапно затихло, будто ошалело от моей такой наглости. Ну, думаю сейчас жахнет. Ноги в руки - и бежать. И тут ка-а-ак рвануло,засвистело со всех сторон. И наши, и немцы ну давай лупить по этому дому! Еле ноги унёс. И - ни одной царапины.


                "Летела пуля, знала дело,
                Летела много лет подряд.
                Вот в этот дом, вот в это тело,
                Вот в это солнце, в этот сад"
                И.Дмитриев

         Он мало рассказывал о войне. Да что греха таить, мы не очень-то и расспрашивали, как они воевали, наши отцы. Почти у всех моих одноклассников отцы воевали на фронтах Великой Отечественной. Война была рядом. В каждом доме.

         В нашей семье по отцовской линии воевали все. Мой папа, Владимир Казимирович Шематульский, младший в семье, ушёл на фронт в 1942 году, когда ему исполнилось 18. Его старший брат Леонид, лётчик, на войне с первых её дней. Средний брат Евгений (это в честь него потом назовут моего брата) ушёл в первые дни войны на фронт со студенческой скамьи. Пропал без вести. Сестра, сестренка Лида на войне была медсестрой.

         Мой дед по материнской линии Михаил Владимирович Лютов, врач, в первые дни войны попал под вражеский танк, раздробило позвоночник. Попал в плен. Захоронен в общей могиле городом Белая Церковь. Мамин старший брат Василий с первых дней войны на фронте. Получил ранение под Сталинградом. Старшая сестра Татьяна на своей полуторке исколесила многие версты фронтовых дорог. Моя бабушка Марфа Семёновна Лютова с четырьмя младшими детьми ( среди них была и моя мама) пережила ужасы фашисткой оккупации.

       А двоюродные, троюродные дядья, братья и сёстры сколько их воевало?! А сколько не вернулось ...

       Через много лет, став уже матерью взрослых детей, я начала тормошить отца: "Пап, расскажи, как ты воевал, где?" " Зачем тебе это?Всё в прошлом. Быльём поросло. Не надо ворошить"   
       Время неумолимо бежит вперёд. И то, что вчера ещё казалось чем-то само собой разумеющимся, сегодня вдруг оборачивается таким важным и значимым. Человек, который всю жизнь был с тобой рядом, со всеми его плюсами и минусами, вдруг оказывается неотъемлимой частью истории страны. И это мой отец!

      ... Он умер у меня на руках. Тихо вздохнул и ... ушёл. Теперь он с теми, кто остался на той далёкой и такой близкой войне.

                "С отцом я вместе выполз, выжил,
                А то в каких бы жил мирах,
                Когда бы снайпер батьку выждал
                В Чехословацких клеверах..."
                И.Дмитриев

         Мы живём в сегодняшнем дне. Завтра этот день превратится в прошлое, станет историей. Чтобы наше сегодняшнее не кануло в лету, не растворилось во времени, мы должны его сохранить ради наших детей и внуков, чтобы они не превратились в Иванов, не помнящих родства.
 


Рецензии
Шематульский
Владимир Казимирович
красноармеец
В архив
Дата рождения __.__.1924 Место призыва Красносулинский ГВК, Ростовская обл., г. Красный Сулин Посмотреть на карте Воинская часть 315 сд 51 А Дата поступления на службу 15.11.1943 Кто наградил 315 сд 4 Украинского фронта Наименование награды Медаль «За отвагу» Даты подвига 10.10.1943,18.10.1943 Номер фонда ист. информации 33 Номер описи ист. информации 686044 Номер дела ист. информации 2738 Архив ЦАМО
http://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie19681539/
Шематульский
Леонид Казимирович
В архив
Дата рождения __.__.1913 Место рождения Узбекская ССР, Ташкентская обл., г. Ташкент Посмотреть на карте Наименование награды Орден Отечественной войны II степени Архив ЦАМО Картотека Юбилейная картотека награждений Расположение документа шкаф 61, ящик 46 Номер документа 88 Дата документа 06.04.1985 Автор документа Министр обороны СССР
http://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_yubileinaya_kartoteka1522792135/

Владимир Колябин   13.04.2017 23:48     Заявить о нарушении
Лютов
Михаил Владимирович
военврач 3 ранга
В архив
Последнее место службы 1 хируг. Б ца г. белая церковь Дата выбытия 30.04.1942 Причина выбытия умер Источник информации ЦАМО Номер фонда ист. информации 33 Номер описи ист. информации 563784 Номер дела ист. информации 10 http://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_prikaz74919255/

Владимир Колябин   13.04.2017 23:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.