Трое из валькирии

Это похоже на магию. Удар молота. Звук от его прикосновения к бесформенному  металлу, который словно одушевляется, загораясь оранжевой жизнью. В тисках клещей рыжее железо шипит, тускнеет. Прежде чем успокоиться и вернуть несгибаимость да твёрдость. Вернуть, правда, уже в ином формате. Причудливой розы-пепельницы, например. Или достаточно надёжных ворот в стиле модерн. Или, наконец, оригинального балкона, который сегодня украшает один из коттеджей в Орле.
… Вот так страница за страницей, перелистываешь эскизы уже ранее выкованных изделий, и действительно восхищаешься мастерством соликамских  ковалей. Познакомимся с ними поближе?

«ЭТИМ НАДО ЖИТЬ»
Художественная ковка, уже в самом определении своём говорит о творчестве, своеобразном художественном видении. Артём Горячёв знает это не понаслышке. В свои двадцать шесть он прошёл достаточно витиеватый путь к «мастерству печи». Хотя работа с железом интересовала его с детства. Не поэтому ли интуитивно, в 17 лет он остановился на профессии сварщик. После получения диплома работал по специальности. Но летящие, как стайка испуганных светлячков, искры при пайке, мало вдохновляют. Слишком заучено, по шаблону. Требуют концентрации, внимания и осторожности, - это да. Ориентируют на результат -  это да. Но что-то здесь не то! Всё это время двадцатилетний Артём продолжает поиск своего призвания в монтаже, занимается евроремонтами.
Одновременно устраивается на работу в кузницу… И тут то взгляд его останавливается на только что виртуозно выкованной одним из коллег. Решается и сам испытать свои умения на незнакомой пока колее и...
…Ещё один немаловажный факт. Дух творчества коснулся Артёма ещё в детстве. Это та атмосфера в семье, которая сопутствовала его взрослению. Родители – оба люди творческие, увлекающиеся поэзией, сами пишущие стихи, в свободное от врачевания время…
Незнакомая колея – «рисование железом», как туфелька Золушке, пришлась ему  в пору. А вот и первый результат –  (тогда ещё для себя, позволяющая испытать свои способности) ваза! Возможно, сильно уступающая тому, что будет выковано позже, но зато обнадёживающая. И самое главное, в двадцать три года он, кажется, нашёл своё призвание. «Каждая железная композиция имеет свой ритм. И дело не только в частоте удара молотом и сварке, но и в самом дизайне изделия. Например, сегодня популярен стиль модерн, а это сплошная аритмия: нервные полосы, неравномерность, неровность деталей, мягкий хаос». Ну чем не поэзия! Отныне день ото дня Артём «колдует» над железом. Пепельницы, цветы, щёточки и совки для камина. Испытывает металл огнём, фантазирует создавая свои маленькие «шедевры». «Приходил каждый день в кузницу? И что-то ковал. Кованные изделия раздавал: родным и друзьям. Кстати, первую вазу подарил своей девушке… Но времена альтруизма проходят. Ковка для себя дорогое удовольствие. И дело не столько в стоимости железа. Это и электричество и инструменты, аренда помещения…». В конце концов Артём нашёл оптимальный вариант, чтобы и хобби не бросать, и не только расходы покрывать, свои навыки развивать, но и зарабатывать на этом. А главное он теперь твёрдо знает: «Если хочешь, чтобы твоё дело развивалось, надо этим жить!»
Итак, решено! Артём будет заниматься художественной ковкой. И это станет его профессией, его делом! Он закрывает за собой дверь кузницы «Бум комбината», для того, чтобы открыть новую, где он будет и хозяином и работником в одном лице. Правда, в одиночку, это довольно сложно осуществить. Как ни кстати  раздаётся ритмическая мелодия сотового, а на дисплее высвечивается номер друга детства…

"ИНТЕРЕС!... КАК ИНАЧЕ?..."
Энтузиазм друга, с которым тот «рисовал из железа» свои маленькие шедевры, не мог не передаться Александру Кокшарову. Он и сам стал брать уроки у Артёма. Более того -предложение о создании их совместной маленькой студии художественного металла Александр принял без раздумий. Начинающего «хозяина металла» даже не смутил тот факт, что в Соликамске ковка дело распрастранённое. И без них здесь насчитывало как минимум пять кузниц. «Конкуренция не пугала. Хотя конечно можно было пойти другим путём. В Березниках, насколько я знаю, две кузнецы, а в Губахе вообще ни одной. Правда и спросу там на художественную ковку меньше».
Сначала заказы были незначительные: железные двери (которые к настоящему времени из-за появления заводских аналогий стали менее востребованными), ограды. А вот уж и дело по душе – интерьер бара «Подкова». Вот где может развернуться творческий азарт: люстра в виде тарана, камин в стиле кантри… «Клиенты – люди к вкусу которых надо подстраиваться. Никогда не предугадаешь куда поведёт их фантазия. Одному классика, другому модерн, третьему «морская волна» по душе. Некоторые просматривают наш альбом с эскизами и то им нравится, и то бы заказали. …Конечно в нашем деле без взаимопонимания никуда. Но главное, чтобы у самих интерес был и к процессу ковки и к его результату».
Впрочем, конкуренция на соликамском рынке ребятам было не избежать. От новоявленных предпринимателей ушёл третий член их команды, в более оплачиваемое ЧП. Настаёт нелёгкое время. А дело идёт к лету, когда в отличие от зимнего и заказов больше, и работать сложнее. Представьте себе каково во время двадцатиградусной (а то и выше) жары непрестанно возле накалённого горна трудиться, «рисовать» горячей сваркой.
Но зато лето, конец июня – это пора, когда кузнецы со всей области собираются на Огни Гефеста, чтобы в мастерстве «сразиться». Сначала в Соликамске. Потом в Перми, где кстати, познакомились Артём и Саша с человеком который пополнил и без того спаянный миниколлектив.

ПОЗНАВАТЬ НЕПОЗНАННОЕ
Денис Лодыгин, очень кстати вписался в маленький коллектив «Валькирии» (так свою студию назвали Артём и Саша). Может быть потому, что для творчества здесь атмосфера самая подходящая. «У нас полная демократия – нет ни начальника, ни подчинённых. Лишь только общий интерес и заработок, который делится по-братски. А ещё свобода для самосовершенствования». А ему как обычно нет предела. За тринадцать лет в ковке как не убедиться в этом! Кстати, пришёл к этой вполне мужской профессии Денис случайно. Через четырёхногого питомца и любовь! Так нежные чувства собак Лодыгина и Малышева сдружили хозяев.  Малышев не мог не «передать» приятелю увлёчённость своей профессией. А от этого и до мастерской Бума не далеко. Здесь Денис основы кузнечного дела постигал. И имел в этом явные успехи, что отмечено не только дипломом «Огней Гефеста»?, но и крупными заказами. Например, ограда кинотеатра «Чайка». Особый этап мастерства – это каретный двор, где и сегодня молодой человек подковывает лошадей. «Изготовлять подковы - пустячное дело. Может практически любой кузнец. А вот «обуть лошадь» - сложнее. Ударишь молотом чуть глубже – поранишь животное». Поэтому и специалистов на сегодняшний день раз-два и обчёлся.
«Самый необычный заказ в «Валькирии» – балкон для коттеджа в Орле». Работали над ним полгода, буквально в слепую. Ушло на него много железа, и в два раза больше времени и сил. Но справились! И сегодня для «Валькирии» это повод для гордости. «Нам конечно труда не составляет изготавливать ограды, калитки и ворота. Но куда интересней познавать в художественной ковке непознанное, по-новому каждый раз говорить через железо. А век металла гораздо дольше человеческого. Понимаешь, что работаешь на поколения». Как говорится искусство вечно. А ещё оно эксклюзивно.


Рецензии