Две украинки

Не открою Америки, если признаюсь:  в последние месяцы  нет – нет да и опять думал о прожитых годах,  о назревавшем юбилее.   Многое вспоминалось,  заново  оценивалось, продумывались иные варианты того, как бы пошла жизнь, если бы  тогда…  Да это и естественно.   Вспоминались  соученики,  учителя, сослуживцы, соседи.  Большинство  –  «незлым тихим словом»,  а некоторые… лучше бы  они и не приходили на память.   Многим людям –  друзьям, коллегам, временным попутчикам,  кратковременно  встречавшимся на жизненном пути,  хочется сказать тёплые слова благодарности.  Они помогли, подсказали, поправили, оценили,  вовремя  удержали, подбодрили,  чем помогли    выдержать  правильное направление  жизни.    Естественно,  я благодарен   всем,  кто  удержал меня на  верном курсе.   Большое  им  спасибо!
Но особую благодарность я  очень хочу  и  обязан  выразить  двум украинкам, которые  помогли стать  сегодняшним.  Это – нашей маме,  Домнине Никитичне Бабич,  и  моей жене,  Виктории Александровне  Теряевой.

Кто читал мои книги, тот знает, сколько  заботы, труда и сил вложила мама в безотцовщину военных лет,   чтоб не дать умереть от голода  и мне,  и сестричке.
Но не менее ценно то, что мама, невзирая на предельные тяжести тех  чёрных лет, постоянно  «вливала» в детские головы  понятия о правде, чести и достоинстве,  о справедливости,  о помощи нуждающимся в ней,  о  взаимовыручке,  о защите слабых, о сострадании, о необходимости  постоянно трудиться.  Именно  мама привила нам любовь к книгам. Эти мамины уроки  мы  с  сестрой  пронесли через всю  свою жизнь.
Однажды  коллега по «Светочу» спросила:  «А мама не знала о вашей страсти к письму?  Не увидела ваших достижений в литературе?»   И, к сожалению, я вынужден был ответить  «Нет!».  «А жаль!» – она сказала.  Да, мне тоже обидно, что мама  не видела  восторженных взглядов моих читателей,  не  слышала, как меня чествуют коллеги–писатели.
Спасибо,  милая мамочка, за то, что своими наставлениями ты пустила деток по верной дорожке.   Низкий тебе поклон.

И вторая украинка, которая помогла мне стать сегодняшним,   моя жена, с которой мы  в любви и согласии  прожили  пятьдесят  девять лет.  Конечно, за такой срок  мы – и я, и Виктория Александровна –  стали не только понимать друг друга  без  слов, но и мыслить одинаково.  И естественно, при изложении на бумаге (затем на мониторе) я часто советовался с другом–соавтором,  уточнял детали, даты и другое.   Первым слушателем моих произведений была жена.  Она же была и первым  беспощадным  критиком, с мнением которого я не имел права не соглашаться.
       А постоянные бытовые хлопоты?  А два наших замечательных сына,  которых «нашла в капусте»  заботливая мама и трудолюбивая жена? За это я  ей искренне   благодарен.  Так что и Виктории Александровне, вложившей немало труда  в вашего покорного слугу,   мой низкий  поклон.

          на снимке мама на огневом рубеже. 1940 год


Рецензии
Так зворушливо...
Спасибі.

Василина Иванина   13.03.2016 15:30     Заявить о нарушении
Дьякую, Василина!
Добра и здоровья! ИВ.

Игорь Теряев 2   14.03.2016 12:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.