Правдивая история Кота-Барона глава восьмая

                Глава VIII


- Что будем делать? – прошептала Бася. - Забор заперт ведь!
- Тут где-то должна быть дырка, - уверил ее кот, - обязательно должна. Через нее я и вышел с участка той ночью. А вот и она!
Дырка на самом деле была, и приличная. Правда в нее могла пройти только одна кошка. «Следуй за мной, - прошептал Вася, проходя на участок, - ско-рее!». Бася кивнула и пошла за ним. Парочка минова-ла сад с не прополотыми цветами и не скошенной тра-вой и подошла к дому. Дверь в дом была раскрыта на-стежь, что очень удивило Ваську и Басю. Они мигом прошмыгнули туда. Хозяева обедали. Дверь на кухню была наглухо закрыта, из-за стены доносился смех, разговоры, вкусный запах еды. Васька узнал голоса хозяйки, Сережи, дяди Бори и два чужих голоса.
У Васьки на глазах выступили слезы – такое здесь было все родное! Стараясь взять себя в руки, кот подскочил к комнате со стеклянной дверью, которая была заперта на задвижку. В стекле была проделана маленькая дырка, правда, не такая уж маленькая. Но Васькина голова туда бы не влезла. Бася уже была ря-дом. Через стеклянную дверь они увидели как Мурка обернулась и, заметив их, спрыгнула с окна и подошла к двери. Вернее к дырочке: «Здравствуйте, здравст-вуйте! – обрадовано начала она. - Какие гости, какие друзья! Сто лет, сто зим! Если на званный ужин при-шли, то дверью ошиблись! Там и для вас место най-дется! – и она рассмеялась.
- Мурка! Мурка! Неужели это ты!? – воскликнул Васька, - Ты!?
- А кто же? – посерьезничала кошка. –Разумеется, я.
- Как ты сюда попала? – ошарашено спросила Ба-ся, - выделяя каждое слово.
- Сейчас расскажу, – ответила ее подруга и нача-ла свой рассказ. - Я вышла из лесу подышать свежим воздухом – ты же знаешь, Бася, я так всегда делаю. И тут ко мне подбежали какие-то люди с сачками и ста-ли меня ловить. Я хотела спастись, уже побежала в сторону леса, но тут на меня накинули этот проклятый сачок, положили в машину, на которой они наверное приехали и увезли. Я, конечно, жутко сопротивлялась, но оказалась за этой дверью. Пришел дядька и про-сверлил эту дырку в стекле, чтобы можно было давать мне есть. Вы знаете, они хотят меня выпустить, люди уже приняли такое решение. Когда поедят, тогда и выпустят. А вы идите пока, я к вам приду.
- А кто второй мужчина? – спросил Вася. - Кто?
- Это не мужчина, это женщина, - хмыкнула Мурка. - Да вы идите, меня отпустят!
И они пошли назад в сад, отдохнуть и все обду-мать.
***
Васька смотрел на траву. Не скошенную, не кра-сивую, но все равно родную. Другой такой травы не было и не будет никогда. Кот смотрел на нее и думал, что ем у теперь делать. Идти ли снова к хозяевам? Кот подумал о вкусном корме, о душистой рыбе, о жирной сметанке и улыбнулся. А Бася? А Мурка? Что будет с ними? С того самого дня, когда он потерялся – жизнь стала другой. Не баронской, но все равно очень счаст-ливой. Даже счастливее прежней…Вернувшись к хо-зяевам, он снова также растолстеет и перестанет дви-гаться, а ведь кот уже так похудел…
Бася сидела рядом и неотрывно смотрела на мор-ду Васьки. «Неужели он уйдет? - думала она. - Снова станет бароном? И бросит нас? Конечно, это его дело решать, но как же мы? Мы как же?!». Дверь дома от-крылась и из нее вышла Мурка - именно вышла, а не выбежала - чинно, медленно, как особа королевского пола. Хозяйка вышла за ней и подошла к калитке, что-бы открыть ее. «Да, ты не Васенька, - грустно сказала она, - ты даже не кот. Ты кошка. А нам кот нужен, и рыжий. Ты его кстати не видела? А то…». Тут тетя Вера осеклась. Она увидела Ваську, и кот тоже увидел ее. Бася встала и подошла к Мурке. «Иди!- прошепта-ла она. – Иди к ним! – Они тебя хотят и любят», - и, резко обернувшись, подошла к Мурке. «Вася? – не-уверенно спросила тетя Вера, - Васенька! Это ты, мой котик! Иди ко мне на ручки, что же ты стоишь?!».
Васька замер, а потом сделал несколько неуве-ренных шагов к хозяйке и подошел к ней вплотную. В эти моменты жизнь плыла у кота перед глазами. Он еще раз посмотрел на Басю с мокрыми глазами, на презрительную усмешку Мурки, тяжело вздохнул и обернулся к широко улыбающейся тете Вере. Она стояла перед ним, радостно улыбаясь и выставив впе-ред руки. Васька сделал несколько шагов к ее рукам и … стремительно выскочил в распахнутую калитку. Кошки с недоумением и ужасом посмотрели коту вслед и побежали за ним. А тетя Вера так и осталась стоять, выставив вперед руки, растерянно глядя вслед троице.
***
Васька лежал на ветке огромного дуба и плакал. Нелегко ему дался этот выбор. Очень нелегко. Рядом спали Мурка и Бася. Кошки несколько часов назад нашли кота. Он с самого начала знал, что останется с ними, с самого начала знал! Только хотел в последний раз посмотреть на хозяйку и …И не думал, что это бу-дет так мучительно. Бася долго удивлялась, почему он так поступил. И жалела. Уговаривала успокоиться, не плакать. Но кот все равно плакал, как девчонка ревел, честное слово. А еще кот… Даже самому противно. А вот Мурка стала им гордиться, уважать стала. Това-рищем назвала. Сказала: «Молодец, что не стал этим дурацким бароном». Сказала, что теперь она его друг, и на всю жизнь…
И вот сейчас кошки легли спать. Коту тоже надо бы, и вообще, хватит реветь уже, много плакать вред-но, а вот спать – полезно. Так Мурка и сказала и, судя по всему, правду сказала. Често…Васька поудобнее лег на ветку дуба и заснул, крепко-крепко, хорошо- хорошо. Разумеется, конечно, - думал он перед сном, - жизнь должна продолжаться. Завтра мы обязательно куда-нибудь уедем. Ведь уже тридцатое сентября. Уже осень, и это хорошо. «Осень – время жизни» – так од-нажды сказал Сережа. Правильно сказал.
И Василий Листов заснул под розовеющим сен-тябрьским небом. До следующего дня. Чтобы жить в осени, надо уметь спать.
***
Шел дождь. Обыкновенный ноябрьский дождь. В начале ноября в этом поселке все время шли дожди. Сегодня было третье ноября, дороги были размыты, в лесу – склизь и грязь. Даже дрени и то куда-то попря-тались, мышей почти не было. Птицы улетели на юг, почти вся деревня была пуста. Охотиться не хотелось, и вообще, жизнь становилась другой, зимней. Кошки голодали, Васька стал стройным, даже немного ху-дым, а Бася с Муркой совсем отощали и стали похожи на ходячих скелетов. Но в дожде тоже была польза – собак не было. Это также надо было отметить. «Ну вот, - ворчала Мурка, - почему не уехали в город? Бы-ло же время. Нет, мы, дескать, останемся - мышей по-ка много. И что теперь делать? Как отсюда идти? Как? Грузовики сюда не ездят, мышей мало. И вообще, чья это была идея – оcтаться?…».
Мурка с того самого дня, когда ее «спасли» из ома хозяев Васьки, стала терпимей к «молодым». И встречаться им по ночам позволила. А, впрочем, какой там встречаться?… С начала октября за мышами по-надобилось по лесу и по другим деревням ходить, так их мало стало. Так что не до любви было. Кстати, кто это сказал, «не до любви»? Ведь любовь есть в каждом камешке, в каждом дереве, в каждом лучике Солнца. Без любви не было бы и жизни…
Сейчас мышей совсем не было, зато стоял жут-кий холод и шли холодные осенние дожди. Целыми днями шли. Кошки ночевали либо на больших деревь-ях, либо под железными навесами, из которых гаражи хотели строить, да так и не сделали. Ели очень мало, а двигались очень много, вот поэтому Васька и был уже похож на уличного кота, правда не на такого худого, но все равно на уличного. Кошки уже несколько раз ели еду из мисочки, которую им оставляли люди. Лю-ди складывали туда и куриные косточки, и шкурки от сыра и колбаски и кошки ели. Правда, ели только Васька с Басей, Мурка решительно отказывалась ку-шать.
-Что вы едите? – презрительно говорила она. - Как вам не стыдно! Вы должны сами ловить мышей, а не поедать то, что оставили нам люди! Это же унизи-тельно!
И Мурка не ела, поэтому была тоньше Баси и больше похожа не скелет… Но один раз она все-таки съела. Один раз… Правильно говорят, голод – не тет-ка, в лес от него не убежишь. И вообще, Вася с Басей, дали Мурке прозвище «Мудрая Ко». И, правда, Мурка производила впечатление кошки-профессора в пре-клонных годах. Троица уже подумывала уйти отсюда, но как? Машины в деревню не ездили, а идти пешком было далеко и к тому же опасно – дрени могут на-пасть.
Так и жили - что есть, тем и питались.
***
Васька проснулся от того, что его кто-то толкал. Кот нехотя открыл глаза, его будила Бася. Морда у кошки была взволнованная и испуганная. «Что случи-лось?! – Васька вскочил на лапы. - Что происходит, Бася?». И тут он улышал «это». «Этим» был жуткий лай, дикий кошачий писк, сопровождающийся мявом.
«Ну вот, опять на семейку напали, черти, - с эти-ми словами к ним подбежала Мурка. - Бежим!». И кошки выскочили из-под железного навеса, под кото-рым спали. На улице шел первый снег. И это не уди-вительно, ведь было 21 ноября. Стоял жуткий мороз, деревья и кусты были покрыты инеем. И на фоне все-го этого кошки увидели страшную картину. На пять семей кошек напали дрени, целых две своры. Они на-падали на бедную кошку, которую защищал кот, уби-вали невинных котят. Снег был весь забрызган кро-вью.
«Гады! – процедила сквозь зубы Мурка. - Надо же, и до такого додумались! Только бы есть было что!». Это она, Мурка, кошка ученая, ругается! Да еще так! Это Бася не пользуется случаем сказать, что при-личные кошки не ругаются….
Васька понял, что надо действовать.
- Что будем делать? – прошептал он. – Нельзя же все так оставлять! Надо напасть на дреней!
- Как же ты нападешь? – горько усмехнулась Ба-ся. - Надо отвлечь их внимание!
- Эт-то точно, - подтвердила Мурка, - но их же целые две своры! Но дрени, однако, ничего кроме этих кошек не видят. Этим можно воспользоваться. Кто будет их отвлекать?
- Я! – прошептала Бася, - Я!
Васька обиженно посмотрел на нее.
- Отлично, - сказала Мурка. - Я буду отвлекать вторую свору, а Васька попробует спасти хотя бы од-ного котенка. Итак, начали.
Мурка и Бася отделились от кота и Васька стал осторожно подходить к сворам. Он подошел близко-близко и спрятался за кусты, а Мурка с Басей тем вре-менем медленным бегом подбежали к дреням. И, под-прыгнув, оцарапали их когтями по спинам. Собаки дико взвыли и обернулись на обидчиц. Кошки изящно уворачивались от их зубов, нарочно зля псов. Но вот один пес ухватил Басю за бок и потянул на себя. К не-му на подмогу прибежал другой пес. Бася едва вырва-лась, и, вся окровавленная, кинулась прочь.
Мурка тоже была с окровавленной спиной и ла-пой. Собак вид крови возбудил еще больше, и часть их с громким лаем кинулась за кошками. И тут Васька понял – настал его час. Быстро вынурнув из кустов, он оказался в самой гуще событий. Молниеносным дви-жением он схватил что-то маленькое и окровавленное, которое дергалось под ногами собак и кинулся прочь. Псы заметили это и побежали за котом.
Около дерева остался всего один пес. Васька тут же почувствовал острую боль в спине, в ногах, а через секунду и во всем теле. Кот высоко подпрыгнул и упал в снег около дороги. Это произошло очень не-ожиданно, и поэтому дрени на миг остановились. На миг растерялись. Но этого мига хватило, чтобы Васька успел кинуть котенка под железный навес из-под ста-рого гаража (в этой деревне такие навесы были в каж-дом углу), кинуться на дорогу и побежать в сторону дерева, где остались тот пес и кошка. Этому чудесно-му приему научила его Бася, и вот, как видите, приго-дился приемчик-то...
Собаки еще на миг замерли, не понимая, куда ис-чезал кот и как он оказался на той стороне дороге. И еще без котенка. А потом кинулись за ним снова. Но Васька уже отбежал подальше. Умирающая кошка за-щищала от пса своего единственного  оставшегося в живых котенка, но пес победит. Васька это увидел сразу. Раненый котенок испуганно жался к матери и пищал. Васька быстрым движением схватил котенка за загривок и побежал. Но так получилось, что он по ошибке схватил и половину загривка матери, которую, впрочем, скоро отпустил, чуть не уронив при этом ко-тенка. Но удержал. Перед смертью кошка бросила ему полный надежды взор. Он растрогал кота, но Васька понял: слезы сейчас ни к чему. Он заметно отставал от собак. Еще бы! Ведь ему еще и котенка тащить, да и сам кот был ранен.
И вот один пес его схватил за хвост, другой за спину, третий хотел загрызть, но… с воплем откатил-ся назад. Вскоре кот почувствовал, что его хвост тоже отпустили и тоже с воем. Он дернулся, и, выдрав себе большой клок шерсти, принялся бежать, преодолевая боль. Рядом появилась Бася.
-Давай котенка, - хрипло сказал она, - ты так по-бежишь. Они резко свернули с дороги и кот кинул на землю окровавленного котенка. Баська схватила его и они принялись бежать в другую сторону.
-Бежим вправо – проговорил Васька, - там я вто-рого оставил. Бася только кивнула головой. Они мча-лись к заброшенному сараю, где кот оставил котенка. Там уже кто-то был.
- Неужели пес!? – в ужасе подумал кот. - Неуже-ли!? Но это была только Мурка. Она уже держала ко-тенка в зубах и они кинулись бежать бок о бок. Вась-ка, сам того не понимая, стал главным в их стайке.
- Надо куда-то свернуть, - подумал Василий. - Мы так долго не продержимся. Он увидел аккуратный деревенский домик, в котором было много народу. Они завтракали. Дверь и калитка дома были открыты.
- Это наша последняя надежда, - подумал Васька и свернул в калитку. Израненные кошки с котятами в зубах кинулись за ним и вбежали в дом. Зазвенели крики. Васька разобрал только: «Бедные киски». По-слышались звуки выстрелов и вой собак. Я умираю? – подумал кот, падая на пол без сознания.



(С)Мария Расторгуева 2006 г.


Рецензии