Таежный тупит. Эпилог

 Они сидели на берегу реки. Михалыч держал в руках маленькую видеокамеру.

 -Если бы у тебя, -он посмотрел на отшельника,-была возможность обратиться ко всем людям, чтобы ты сказал?

 Тай молчал. Он был рад, что эти люди оказались рядом. Ню-Ра, молодой парень, занятый больше своими железками. И особенно Михалыч. В такие минуты в отшельнике пробуждались забытые ощущения детства. Когда ещё были живы близкие ему люди, заботящиеся о нём. Когда они защищали младшего члена общины от опасности, учили его правильно разговаривать с тайгой. Они научили его находить здесь еду и кров. Благодаря им он стал частицей этого мира. Равноправной и в то же время самостоятельной.

 Михалыч был из другого мира. С другими запахами, странной едой, которую трудно принимал организм. Даже с другим временем. Не таким плавным. Отрывистым, дерганным. Он старался подлаживаться под Тая, но в речи его было много лишнего. Отдельное слово тонуло в потоке звуков. Не сливалось с шелестом листвы и журчанием ручейка. И в тоже время Тая тянуло к Михалычу.

 -Подумай, -вновь обратился тот к отшельнику.

 Подумать? Странно, всё-таки, говорит. Как можно думать о чём-то, что не ощущаешь?

 -Хорошо, хорошо,-видя затруднения Тая, пришёл на помощь Михалыч,-Представь себе, что близкому тебе человеку нужно сделать выбор. Ты ему поможешь?

 Отшельник улыбнулся. Как не помочь? Показать, где лучше ловится рыба, в каком потаенном уголке отыскать лечебный корень. Как разжечь в сырую погоду костер. Переночевать в тайге, когда ночь застала тебя далеко от жилья. Люди должны помогать друг другу.

 -Понимаешь, в том большом мире люди время от времени выбирают других людей. Зачем? Чтобы они лучше руководили другими, делали жизнь лучше. Обсуждали важные для страны законы, по которым будут жить остальные.

 Да, странный всё-таки этот мир, откуда прилетели гости. Похоже, много лишнего в нём. Того, чего нет в окружающей Тая тайге. Зачем это им? Но так хочется помочь Михалычу...
                ***

 Сидящие в  бараке существа подняли глаза на большой экран. "...вам нужно сделать выбор? Так делайте его. Выбирайте свободу для себя и других. Вы-люди."

 701 перевёл удивленный взгляд на 375. Тот выпрямился, расправил плечи.

 -Вы люди!-повторил он услышанные с экрана слова.-Понимаете?

 В глазах существ появился странный блеск. Они поднимались с колен, подходили к экрану.

 -Мы люди? Мы люди?-слышалось со всех сторон.-Что это?

 -Да,-голос 375 зазвенел от напряжения.-Я человек. Я не номер. Меня зовут...

 Он запнулся. В бараке повисла тишина.

 -...меня зовут. Меня зовут-Свободный Человек. И тебя, и тебя.

 Существа подходили ближе, удивленно повторяя два новых для себя слова.

 -Я Свободный Человек? Я-Свободный Человек.

 К 375 протиснулся 701.

 -А меня, меня?

 -Ты брат мой. Братья!-крикнул 375 остальным,-Мы вместе! Мы свободны!

 Дверь барака вылетела наружу. Тайга приняла беглецов. Позади слышались автоматные очереди, лай собак.

 -Главное не забыть, главное не забыть,-повторял на бегу 701.

 -Что?-спросил 375, когда они уже оторвались от погони.

 -Как меня зовут.
                ***

 Слова с экрана телевизора заполняли пустой барак: "Вам нужно сделать выбор? Так делайте его".


Рецензии