Жертвоприношение

Только незадолго до смерти  Августин осознал то, что подсознательно знал всегда, еще с юности. Его мать, которую все считали ревностной христианкой, на самом деле являлась язычницей и принесла его, своего любимого сына-первенца в жертву. Совершила никому не нужную жертву, которую от нее никто не требовал, а уж тем более Бог. Его учитель считал нужным, чтобы Августин  в назидание юношам написал свою «Исповедь», покаялся в грехах и заблуждениях юности  и он это сделал. Рассказал о своих исканиях и своих сомнениях. И ПОКАЯЛСЯ В ТОМ, ЧТО ПО ОБЩЕМУ МНЕНИЮ ЯВЛЯЛОСЬ ГРЕХОМ, НО ЧТО САМ Августин признавать грехом не желал. Рассказывал о том, как будучи младенцем кричал и требовал то, что требуют все младенцы. Как в этом юном возрасте уже испытывал греховные взрослые страсти – гнев, ревность и страстную любовь к матери. И Августин вопрошал:
-А так ли уж невинны младенцы, если ощущают подобное? Или же они греховны, как и взрослые?
И многие его приверженцы делали отсюда странный вывод о врожденной испорченности человека. А ведь Августин являлся прирожденным софистом и в юности зарабатывал себе на жизнь преподаванием риторики. Недаром искусно владел словом. И умел им пользоваться. Он то утверждал прямо противоположное тому, что писал черным по белому. Как же так, интересовался он, ведь если изначально человек таков, значит именно таким и задуман. Значит, Творец хотел сделать его таким. Вопрос «а зачем?» впрямую не задается, но подразумевается. Получается, у Творца имеются на этот счет свои мысли, которые мы по своему недомыслию не понимаем. И отсюда проистекает та тема, что интересовала Августина долгие годы: «Что есть добро и что есть зло?». И какова связь между ними? Этот пытливый ум, достойный Аристотеля, вгрызался в проблему и пытался  разрешить. Многочисленные тома написанные им сложны для человеческого рассудка и малопонятны. И неудивительно. К этому пониманию каждый приходит сам. И иначе быть не может. Все, что написано и сказано кем-то только путь, точнее начало пути по которому каждый идет сам. И Августин прошел его до конца.
Думаю многое, о чем  думал,  никому так и не открыл. В «Исповеди» имеются фразы, которые каждый волен трактовать по-своему. Очень важные слова, которые содержат мысли, которые Августин так до конца и не озвучил. Помните его рассуждения о патриархах, что имели по много жен и тем не менее являлись Святыми Отцами. Несмотря на то, что в нынешнее время это считается грехом и еще каким грехом. И Августин пишет, что долго не мог понять, как же так, неужели правда для всех разная. А после приходит к выводу, что правда одна, но ее восприятие в разные времена и эпохи разное. И то, что сейчас грех, тогда грехом не являлось. И добавляет:
-Блаженны те, которые знают, что эти повеления отданы тобой, Господи.

В то время, о котором вспоминает Августин, Святым еще не стал. Далек был от святости, как и большинство его друзей. С шестнадцати лет увлекался женщинами и видел в этом высшее наслаждение жизни, так же, как в дружбе и в философии. Всему этому отдавался со всем пылом юности. Невозможно сдержать слезы, когда читаешь в Исповеди о тех чувствах, что он испытал, потеряв в юности своего лучшего друга. Тот умер, приняв крещение перед смертью и это сильно подействовало на Августина, ведь он  вообще приобщался к чему либо доверяя тем людям, которых любил  и в чьей искренности не сомневался. Долгие годы увлекался манихейством и отошел от него только после личных встреч с Мани, когда ясно понял, что тот не может ответить на его вопросы. Хотя испытывал искреннее уважение к человеку, который прямо и честно признал, что не знает ответов. И вскоре  начал изучать Святое Писание, которое вызывало гораздо больше вопросов, чем теории манихеев. Гораздо больше. И прямо описывает в своей «Исповеди», как приходил с этими вопросами к своему учителю и долго ждал, когда тот освободится и разъяснит Августину эти неясные места. Но тот почему то не освобождался. И Августин в своей «Исповеди» явно пытается оправдывать того  занятостью и усталостью. Описывая, как часами сидел и смотрел, как любимый учитель сидел и читал Святые Книги, а он ждал. Но так и не дождался. Известно, что если писатель пишет искренне, то правда вылезает между строк, как бы тот ни хотел ее скрыть. Так и тут. Правда состояла в том, что Учитель Августина не знал ответов на его вопросы. Не знал  и боялся показать это. Боялся, что Августин покинет лоно Православной Церкви и уйдет в какую-нибудь секту. Тем более что сект тогда имелось предостаточно. Но тут вмешался случай  или то, что мы - люди считаем случаем. Промысел Божий. Мать Августина, эта ревностная христианка, решила сделать все, чтобы Августин остался в Церкви. Все ее молитвы привели к тому, что Августин внял слезам и мольбам горячо любимой матери, которая боялась умереть до того, как сын обратится в «истинную веру» и начал изучать Писание. И она решила довести это дело до конца.
Августин с девятнадцати лет страстно любил  одну женщину и жил с ней в незаконной связи, и даже имел внебрачного сына. Тоже горячо любимого. Хотел жениться на этой женщине, но родители не позволили. И он их послушался. Та не была ему ровней ни по социальному положению, ни по имущественному. И он смирился. И теперь, спустя десять лет, ведь ему скоро исполнится тридцать, мать решила его женить. Августин не мог противиться обычаям - прекрасно знал, что на любовнице никто  жениться не позволит. И вот состоялось оглашение. Но невесте до брачного возраста оставалось еще два года и Августин был уверен, что до свадьбы  эти два года будет жить с прежней любимой. Но уже жили в Риме, а не в Карфагене и тут были другие порядки. Или мать сумела убедить его, что  другие. И не только его, но и  возлюбленную. Та дала клятву Богу, что больше не «узнает» ни одного мужчины и вернулась домой в Африку. А Августин остался  вместе со своим сыном. Чего стоила той женщине разлука с единственным сыном, Августин не описывает. Но догадаться можно. А чего эта разлука стоила самому Августину,  пишет. Мало, но все-таки пишет. И  как-бы удивляется, неужели мать не понимает, что при его пылком нраве  не способен прожить два года  до своей свадьбы «в воздержании» и ему снова придется окунуться в «разврат». Все же  окунулся, но понял, что  уже «не может». Не способен  спать с женщиной не по любви, а просто из «похоти».  Только сейчас, когда его любимая покинула его, Августин понял, как та ему дорога.  И горестно вопрошает в своей «Исповеди»:
«Почему мы больше радуемся возвращению потерянной любимой вещи, чем ее обладанию?»
Но его «любимая вещь» так и не вернулась. И он страдал так, как страдал Христос на Голгофе. Страсти раздирали душу и та кровоточила.  Августин несколько дней думал, как ему жить дальше  и советовался со своим учителем. И пришел к Внутреннему Христу. Перечитал заново то, что говорил Христос - «Человек – это Храм Божий». И Августин открыл  в себе своего Христа.  И расставшись со своей возлюбленной, решил расстаться заодно и с Миром. И расстался, отказался от своей невесты и стал  Святым Августином. Тем, кем  так страстно хотела видеть его мать. И он простил ее за это. Только иногда с грустью вопрошал:
-Неужели я не мог бы жить также, как в древние времена жили патриархи? Вместе со своей любимой и с нашим сыном. И с новой женой? Почему им это было можно, а мне нельзя? Почему я должен был перенести все эти страдания?

Но так никогда и не понял Ради чего? Ведь Богу они не нужны. А нужны тем людям, что хотят приносить жертвы. Язычникам, что приносят на Алтарь Своих Богов жертвы. Человеческие жертвы. И обагряют этот алтарь кровью.  Кровью своих любимых сыновей.


Рецензии
Многие зрелые мужи могут, вслед за Августином, сказать и о своей юности:
"Я искал, что бы мне полюбить, любя любовь: я ненавидел спокойствие и дорогу без ловушек."
И пусть теперь каются...
И, что касается многоженства... Если одним не дано любить никого, то некоторым дано любить двоих и более. Чтобы всем досталась их доля любви...

Любитель Помечтать   14.06.2011 09:49     Заявить о нарушении