Две сказки

Про мужика

Не в царстве, не в государстве, а так… на обочине жил – поживал, век проживал мужик. Прохудилась у того мужика крыша на дому. Посреди избы капель пошла. Напилил мужик драни, вырубил застрехи, конёк вытесал – всё припас кровлю перекрыть. Приустал мужик, да прилёг отдохнуть, вздремнул он, и снятся ему палаты белокаменные, светлицы расписные, на окнах наличники узорные… Любуется будто мужик своими хоромами небывалыми, да душой радуется. Чай пьёт из самовара серебряного, из чашек дорогих фарфоровых, на шелках спит, на мехах сидит… Радуется мужик – не нарадуется, да вдруг… проснулся…
Дрань и застрехи погнили, избёнка его развалилась, только небо над головой и есть. Поглядел мужик, поплакал, да и побрёл куда глаза глядят. Слышал он, что  за морями, за лесами жизнь то получше будет… Сказка ли, быль ли, но только больше не слыхал про мужика. Говорили, будто устал он однажды в дороге, прилёг, да и спит по сей день.

Мастер гончар

Жил – был мастер гончар. Лучше его во всей округе не сыскать было. Делал он глиняные чашки, корчики и кувшины. Уважали его в деревне люди и шли к нему. Кому кружку, кому полушку, кому ковшик, кому корчик… Каждому мастер рад, каждому угодит и работу справит.
Объявился в округе чёрт и прослышал про мастера. Задумал чёрт извести его, заела чёрта зависть. Чего это, думает он, все мастера так уважают? Зачем к нему люди идут… Неужто из-за этих черепушек глинянных?!
Пришёл чёрт к мастеру; ходит, смотрит на кувшины и чашки, да усмехается. Не поймёт – что в них красивого такого, а мужик не замечает его – работой увлёкся. Кувшины да чашки будто сами собой растут. Подивился чёрт, посмеялся, вышел на улицу и пошёл по домам, и где не пройдёт, там золото и серебро рассыпается, кувшины расписные, резные, червонные, чашки серебряные, кубки золотые сияют, ладьи хрустальные, звонкие в каждом доме… Забрался чёрт на высокий холм – любуется, хохочет над бабами и мужиками, которые ползают по дороге, золото с серебром собирают, дерутся.
Пляшет чёрт на холме, хохочет, а меж людей злоба и зависть растёт. Повалил народ к мастеру, гогочет, свищет… Все кувшины и чашки вдребезги, в черепки побили.
Повздыхал мастер, оглядел черепки, да и снова за работу!… Больше прежнего кувшинов сделал, но опять мальчишки прибежали, да всё со смехом перебили. Так до конца дней своих трудился мастер гончар и приговаривал: «Что ж, видно, такая у меня судьба…»
Не стало мастера, а чёрт на горе всё веселится и золото рассыпает по деревне. Только насытившись, люди и вспомнили о старике, да поздно уж….


Рецензии