Москва - город-легенда

Однажды, листая «Аргументы и факты», увидела, что объявлен конкурс для читателей «Легенды Москвы». Читала эту страницу с большим интересом, стараясь не пропустить ни один номер.
Я, конечно, понимаю что конкурс этот для москвичей, для тех, кто хорошо знает Москву, помнит, какой она была раньше, в далеком советском прошлом. Но мне, жительнице ближнего зарубежья (как теперь принято нас называть), вдруг захотелось поучаствовать в этом конкурсе. Впечатления от единственного в моей жизни посещения Москвы, давно просились на бумагу. И я решила, что могу себе это позволить.
Начну с того, что для меня, как впрочем и для многих, родившихся и живших в эпоху застоя, Москва – это легенда сама по себе. Само сочетание букв мне с детства казалось каким-то магическим.
О  Москве грезили  всегда: и во времена моего детства – брежневскую эпоху, и в перестройку, и потом, когда открылись пути за дальние рубежи и закрылись в ближнее зарубежье. Москва была главным городом СССР и не перестала быть им и тогда, когда страны такой больше не стало.
Не стану делать экскурсов в далекое прошлое древнего города. Задача эта мне не по силам. Я лишь хочу отразить на бумаге свои, сугубо личные, впечатления от этого города, рассказать, почему Москва – легенда именно для меня.
Еще в детстве, слушая разговоры родителей, я поняла, что Москва – это нечто недостижимое или достижимое не для всех. Может быть, потому что доходы нашей семьи были невелики. Хотя почти каждый из моих близких родственников успел побывать в Москве. В 30-ых годах XX века четырнадцатилетней девочкой работала в няньках моя бабушка. В 50-ых годах в Москве служил мой дядя, будучи в армии. Однажды в Москве побывала и моя мама по туристической путевке. Это уже в 80-ых. И всегда о Москве  в нашей семье говорили с уважением и даже благоговением.
Такое отношение складывалось еще и по впечатлениям от просмотра советских кинофильмов, например, таких, как «Свинарка и пастух», «Девушка без адреса» или «Три дня в Москве». Если судить по ним, Москва – это город, в котором возможно всё: обрести или потерять друга, найти свою судьбу, испытать какие-то доселе неизведанные ощущения.
Как это ни прозаично, но надо сказать также и о том, что Москва в представлении таких «провинциалов», как мы, это еще и город больших возможностей. Ведь там всё можно достать.
Одноклассники в школе и соседи по дому - все и всегда - хвалились: «Это мне привезли из Москвы» или «А у меня тетя в Москве живет! Она мне пришлет» и т.д. и т.п. Помню, как и я не преминула похвастать на уроке физкультуры: «Этот спортивный костюм мама привезла из Москвы». И сразу почувствовала, что мне завидуют и даже уважают. Наверное, всё это кажется смешным тем, для кого Москва – родной город. Но  девочке-подростку из далекого Таджикистана Москва представлялась этаким городом-легендой, а желание побывать там стало мечтой.
Надежды осуществить ее, разумеется, не прибавилось после распада Советского Союза. Мечта становилась все менее и менее реальной. Годы шли, я окончила университет, стала учителем русского языка и литературы в школе. И подумать не могла, что эта моя, такая не престижная для 2000-ых годов, профессия вдруг приведет меня к заветной мечте.
Случилось так, что в 2005 году я узнала об условиях V Международного Пушкинского конкурса для учителей-филологов стран СНГ и Балтии, организованного правительством Москвы и редакцией «Российской газеты» и газеты «Труд». Приняла в нем участие, и вот я уже лауреат и еду в Москву. Никаких моих средств, разумеется, не хватило бы на поездку. Помогло посольство Российской Федерации в Таджикистане. Огромное ему спасибо!
Это было похоже на сказку. Начать хотя бы с того, что для меня многое было впервые. Я впервые летела в самолете! Впервые летела в Москву! А сколько различных чувств теснилось в моей душе! Это и страх перед неизведанным, и радость от предвкушения новых впечатлений, и какое-то непонятное ощущение, что всё это происходит не со мной.
Москва принимала нас, лауреатов, накануне своего праздника – Дня города.
Благодаря организаторам конкурса мне удалось почувствовать себя, хоть ненадолго, такой важной персоной. Одна из лучших гостиниц. Поездки по городу с экскурсоводом. Награждение в Белом зале Мэрии Москвы. Праздничный ужин в том же здании. Посещение Третьяковской галереи, где особенно поразили моё воображение «Богатыри» Васнецова и «Явление Христа народу» Иванова – два действительно легендарных и величайших полотна и по объему и по значению. Ни одна репродукция не способна передать впечатления от подлинного шедевра. Вот такими они и должны быть русские богатыри: нечеловеческого роста, во всю высоту и ширь огромного зала.
Но самое главное для меня – это то, что день награждения дипломами лауреатов конкурса – 3 сентября – совпал с моим днём рождения. И, чего я никак не ожидала, это событие было отмечено организаторами конкурса. Мне даже букет подарили не такой, как всем. А ведь всего лауреатов было 50 человек! Думаю, нет нужды объяснять, что в моей жизни это был самый необыкновенный день рождения! Тройной праздник: я лауреат международного конкурса, я впервые в Москве, и у меня день рождения. О таком я даже не мечтала.
Но всё когда-нибудь кончается. Ни один праздник не длится вечно. Закончились и мои пять дней в Москве. Но я никогда не забуду того, как однажды Москва, этот сказочно красивый город, город-легенда, сама пригласила меня на свой праздник. И я уверена, что именно Москва изменила мою дальнейшую судьбу в лучшую сторону. Спасибо тебе, Москва, за все!  Ты навсегда останешься самым ярким моим воспоминанием.


Рецензии
Я москвичка, и мне очень приятно такое признание в любви к моему городу от жителя далёкого Душанбе. Часто теперь ругают Москву и москвичей. Вам удалось передать чувство человека провинции по отношению к столице. А москвичи так думают о Париже...
Особенно важно это сейчас, когда мы все отделились друг от друга.
Скажу вам, что сейчас у нас много таджиков, и это знак грустный, наверное дома не так уж хорошо. Будем надеяться на лучшее.
Удач вам в жизни

Эль Фаустова   12.05.2011 14:27     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию и теплоту!

Не-Анталия   17.05.2011 16:36   Заявить о нарушении
но я не чувствую себя провинциалкой, я ведь тоже жительница столицы - столицы Таджикистана.

Не-Анталия   30.09.2016 08:58   Заявить о нарушении