Мы настоящие русские!

                “МЫ НАСТОЯЩИЕ РУССКИЕ”

      “Неужели и в самом деле есть какое-то химическоеое        соединение человеческого духа с родной землёй, что оторваться от неё ни за что нельзя, и хоть и оторвёшься, так всё-таки назад воротишься”.
                (Цитата. Достоевский - “Зимние заметки”).


      Первое ноября 1988 года в магазине “Русская книга” (Клуж, Румыния), был объявлен, “днём русской книги”. Пропускали в магазин по пригласительным билетам, обладательницей которого я и стала, как постоянный покупатель. Меня предупредили, что беллетристики будет немного, но я пошла в книжный магазин, надеясь на большее разнообразие выставочной литературы.

      По окончании приветственных слов, приглашённым на выставку-продажу, предложили пройти в книжный зал. Ещё до официального открытия нам позволили ознакомиться с полученной литературой, предлагаемой к продаже. Воспользовавшись разрешением, я бросилась к книжным полкам, среди первых, в надежде отыскать что-нибудь интересное из книг и чего у меня ещё не было.

      Рядом со мной стояла русская женщина, которая, притягивающим взглядом, как и я, оглядывала ряды книг с такой жадностью, будто бы наш взгляд мог иметь силу магнита, позволяющего книгам соскочить с полок прямо к нам в руки. Жажда встречи с книгой, была почти во всех глазах приглашённых.

      Я плохо слушала речи представителя нашего посольства и местных градоначальников, поскольку суть была одна и та же: “Мы, наши, дружба, вместе”. Слова!

      По окончании приветствия, старт был дан, и все бросаются к книжным полкам. Беру с полок, заранее намеченные взглядом, книги. Отхожу в сторону. Просматриваю. Некоторые авторы мне неизвестны, знакомлюсь с коротенькими аннотациями о содержании книги. Несколько книг возвращаю обратно на полки. В книжном зале сутолока страшная.

      Новых, интересных для меня книг, действительно было выставлено мало, по два-четыре экземпляра. Мне повезло, успела взять то, что хотела. Будучи постоянным посетителем и покупателем в книжном магазине, я знала, или слышала о книгах писателей, предложенных к продаже. Кроме того я была подписчиком на рекламный буклет «Новая книга», по которой я могла заранее заказывать нужную мне литературу.

      Счастливая своим “богатством”, я направилась в кассу, оплатить купленные "сокровища". Уже, успевшая подобрать для себя интересующую её литературу, передо мной в очереди в кассу стояла и незнакомая мне русская. Её руки были полны альбомами “Эрмитаж”, “Брюллов” и прочими литографиями.
      Я посмотрела на неё с уважением. “Вы искусствовед или художник?” - спросила я. Она помедлила с ответом: “Да,….нет!”. Я замолчала, стараясь больше не смущать её своими вопросами.
      Мне хотелось с ней поговорить по-русски, и чтобы как-то продлить разговор, заметила ей, что, вероятно, она не заметила этого, но на полке ещё остались книги, А.Я.Панаевой - “Воспоминания”, Дэвида Вейса “Возвышенное и земное” и Андрея Вознесенского “Ров”.
      Она спросила меня, о чём первые две книги. Я сказала, что первая книга, это воспоминания о наших замечательных писателях 19 века (“Так это же история!” - воскликнула она), а вторая книга, о жизни Моцарта. “Вам нравиться читать о жизни замечательных людей?” - спросила я. В ответ женщина посмотрела на меня каким-то “длинным” и сосредоточенным взглядом, но ничего не ответила.

      Очередь стала продвигаться быстрее, и дама поторопилась заполнить собою, освободившееся перед ней пустое пространство. Устроив поудобнее свои альбомы так, чтоб они не упали, женщина, вероятно, почувствовала потребность объясниться. “Знаете, я купила эти альбомы, хоть они и дорогие, потому что они красивые. А, Вознесенский? Там на обложке нарисована лопата (и вправду, конец прямой линии буквы “Р” заканчивался символичным рисунком в форме лопаты), кто знает под кого он подкапывается?!” - сказала она и заговорщицки улыбнулась мне.

      Наверное, моя кислая ответная улыбка, её не удовлетворила, потому что она добавила: ”Вообще-то, мне было сказано, чтобы я купила только детективы и фантастику. У нас в Союзе книги просто очень трудно “достать”. Так, чем там “доставать” и переплачивать, лучше я увезу отсюда. Жалко мало денег взяла, можно было бы купить ещё чего-нибудь, побольше". “Так, Вы живёте в Союзе?” – с теплотою, посмотрела я на неё. “А, Вы?” - не ответив мне, спросила она. “Я, к сожалению, живу здесь. Но уже в конце года, мы возвращаемся на родину” - поспешила добавить я, будто оправдываясь. “Это хорошо - прокомментировала женщина и добавила - Нет, мы здесь не живём. Мы здесь работаем. Мы настоящие русские!”

      Укол в сердце был не больнее других, полученных ранее. С грустью, взглянув на неё, спросила: ”Вы так думаете?” - “Конечно!” –подтвердила она удивлённо. Спорить я не стала. Что мне было ей сказать? Да и смогла ли бы она понять, что быть “настоящим русским” в Союзе, это очень просто, а попробуйте быть “настоящим русским” за его пределами.

Насколько это трудно, знаем только мы те, которые за каждого завоёванного «не русского» друга, платили высокую цену. Мы не хотели бы поменяться местами с теми, так называемыми “настоящими русскими”, которые обливают ненавистью и грязью страну, где они родились и выросли, только потому, что путают понятия, родина и власть.

POST SCRIPTUM: Наталья Ильина в книге «Дороги и судьбы» тронула меня своей любовью к России со всеми её недостатками и особенно фраза: «Благодаря доброте, великодушию русского характера люди умудрялись и в лагерях как-то существовать и выжить….».

Конечно, юридически мы в лагерях не были. «Лагерь» был в нашей душе. Может быть именно поэтому, среди нас живущих за пределами родины, были и идеалисты, к коим с сожалением, отношу себя, и приспособленцы, не гнушающиеся никакими средствами, чтобы выжить, поэтому не все россияне находили общий язык для общения.


Рецензии
Ну, что тебе сказать про Сахалин
На острове нормальная погода....
Всё верно, но сейчас книг изобилие. Интернет к тому же,любые раритеты.
Русские стали притчей во языцех, здесь в России столько национальностей, огромный сплав и все мы в загранице --- русские! Дивное. Русский он --- православный сначала, а потом всё остальное

Надежда Халилова   26.10.2016 05:17     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.