Доброе зло или злое добро?

      Я люблю делать подарки, помогать людям вообще и близким людям в частности. Однако я убедилась, что «людям вообще» помогать, иногда себе же во вред.

      Вот, например один случай. В Бухаресте у меня была коллега по работе, звали её Санда. Подругами мы не были. Она была одинока и, зная, что я увлекаюсь дизайном, попросила меня помочь ей в обустройстве квартиры. Я с удовольствием согласилась. По плану её квартиры мы подобрали мебель. Я помогала ей всё смонтировать, пошила занавески и шторы, приблизила всё к стилю в соответствие с течением тогдашней моды в дизайне. Она осталась в восторге. И мне это было очень приятно. ЕЁ радость - была моим подарком!

      Прошло какое-то время. У нас в проектном институте необходимо было, периодически сдавать экзамен для повышения квалификации Я сдавала экзамен на пост главного проектировщика, а Санда из простых чертёжниц, должна была перейти на ступень выше.
      Она механически выполняла чертёжные работы, по указаниям проектировщиков, поэтому особых знаний для текущей работы ей не требовалось. Однако она хотела перейти на более высокую ступень, а вот здесь уже требовались знания, которые она должна была приобрести.

      Я предложила ей свою помощь. Она согласилась. Во время рабочего дня я не могла её обучать премудростям проектирования, поэтому мы оставались после работы, чтобы заниматься, хотя дома меня ждали двое детей.
    
      Перед самыми экзаменами мы остались дольше обычного на работе. Я увлеклась объяснениями и не заметила, что Санда просто уснула, сидя рядом со мной. Я очень обиделась, и сказала ей, что она неблагодарная, потому что вместо того, чтобы быть дома со своими детьми, я жертвую своим временем ради неё.

      Санда даже не смутилась, более того она в очень вульгарных выражениях послала меня куда подальше и сказала, что не нуждается в моей помощи. Кажется, я заплакала, оделась и ушла не попрощавшись!

      Когда я пришла домой, ребята меня спросили, почему я так расстроена. Я им и рассказала, почему я задержалась.
Старшенький сынок попросил: « Не плачь, мамочка, может быть, она и вправду спать хотела». Милый, добрый мальчик!

      На второй день, когда я пришла на работу, Санда сидела на своём рабочем месте то ли обиженная, то ли грустная. Я вспомнила, как папа меня учил, что « нет людей только плохих или только хороших. Ты едешь в чужую страну. Принимай людей таковыми, какие они есть, но в каждом человеке есть поющая струна, которую ТЫ должна найти и задеть её так, чтобы она запела в унисон с твоими чувствами».
      Я пошла во двор института, нарвала цветов и молча поставила букетик Санде на стол. Позже она подошла ко мне и извинилась.

                *****

      Летом этого же года мы поехали с сыном в отпуск к родителям, а оттуда на Кавказ. Мы решили «поколесить» по Кавказу. Выбрали Пятигорск и замок Коварства и Любви. Тогда всё было дёшево и мы, из Пятигорска решили ехать до замка на такси.

      Шофёр оказался кавказец (не знаю национальности). Ехали долго по очень красивым местам. Конечно, завязался разговор. Он узнал, что мы живём в Румынии. Слово за слово и я рассказала о случае с Сандой, конечно же, выражая свою обиду.
 
      Водитель слушал внимательно, помолчал, а потом вдруг сказал с кавказским акцентом:
- « А Вы нехороший человек. Вы злой человек!»
– «Почему?»- удивилась я обидевшись.
- «А я Вам расскажу одну историю. В одной конторе был строгий, но справедливый, как считали его подчинённые, начальник. Один из его подчинённых был ленив, работал, «спустя рукава», опаздывал на работу, однако, когда сдавал работу, то работа была безупречной. Начальник не хотел терять неплохого работника, но не знал, как отучить его от безответственного отношения к работе.
      Начальник и наказывал его, и лишал его премий, и ругал на собраниях, но ничего не помогало. Тогда начальник решил изменить в корне тактику своего отношения к подчинённому.
      Он стал хвалить подчинённого за малейший его успех, выдавать ему премии, хвалить на собраниях. Подчинённый был в полном недоумении! За что! Он погрустнел, стал рассеянным, а в один из дней просто не вышел на работу.

      Его ждали день, два, а потом, забеспокоившись, что он заболел, коллеги пошли к нему домой. Когда пришли к его дому то узнали, что два дня тому назад он повесился! Отсюда вывод, что добро добру рознь! Надо добро делать умно, по-доброму!»,- завершил своё повествование таксист.
      Потом ,подумав, добавил с акцентом:
- «Вот я, например, ваш хазаин в данный момент! Что захачу, то и сделаю!».
- «Как это?» – спросила я.
- « А вот захачу и сброшу вас в пропаст, и ничего вы мне сделат не сможете!».
      Я замерла и посмотрела на сына. Он, прижавшись ко мне, собрался в комочек и тоже молча смотрел на меня.
      «Зачем он это сказал? Не понравился ему мой рассказ или он хотел показать, что от «хазаина» зависит жизнь «подчинённых?».
      Спрашивать, да и разговаривать вообще, мне расхотелось и до замка «Коварства и Любви» мы доехали молча.

      Вероятно, таксист прав! Но я не согласна, что этот совет относился и к моему, частному случаю. Однако я запомнила рассказ таксиста на всю жизнь и старалась хорошо подумать, прежде чем сделать добрый поступок. Если честно, то я предпочитаю такое добро, которое водитель назвал «злом», чем откровенное зло. Мне кажется, что понимание сделанного тебе добра, во многом зависит от характера и доброжелательности самого человека, принимающего твоё добро.

      Вот, если бы со мной ТАК поступил начальник, как в рассказе водителя, то мне стало бы стыдно, и я постаралась бы стать лучше, усерднее. Я думаю, что так, как поступил вышеописанный подчинённый, делают неуверенные в себе и закомплексованные люди. Люди, которые не смогли найти себя. И Бог им судья! Не нужно обвинять в своих грехах других людей!

      Ещё я приняла, только для себя, одну истину, что добро нужно делать дозировано, чтобы к нему не привыкали и не считали это твоей обязанностью. Иначе вместо друзей, ты наживёшь себе врагов. Так случилось со мной ещё раз. Кажется, я ничему не учусь!


Рецензии
Уважаемая Кора. Описанные Вами случаи из жизни, что называется "классика жанра".
"Навязанное добро есть зло!"
Случаи с Сандой яркое тому подтверждение. В первом разе она "попросила меня помочь ей в обустройстве квартиры", во втором случае "я предложила ей свою помощь". Чувствуете разницу. Секрет очень прост: когда мы лезем со своей помощью даже если нас об этом не просят, мы обрекаем вторую сторону в нравственные испытания. Потому что "быть кому-то обязанным" - это гораздо большая ноша, чем мы думаем. Разумеется, что делать добро нужно бескорыстно, но ещё с более открытым сердцем нужно уметь принимать добро - это значительно сложнее, к этому мы не приучены. И тогда срабатывает сентенция: "не делай добра - не получишь зла". Булгаков М.А. в романе "Мастер и Маргарита" через персонаж "Фрида" очень тонко это показывает, перечитайте это место.
Что касается реакции таксиста.
Хоть Вы и преподнесли букетик Санде, но простить её не смогли - спустя много лет ситуацию не отпустили. Кавказец это просёк, давай умничать перед симпатичной дамой. А пример с подчинённым, который повесился, вообще из другой оперы - мало ли на свете психически больных людей.

Виктор Попов 7   25.10.2016 18:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор! Согласна с Вами во многом и прежде всего в том, что "не делай добра - не получишь зла"..., но не всегда это получается, иногда так и тянет помочь, даже, когда тебя не просят..., а на Санду я обиделась за хамство, вот ЭТО я ни от кого не приемлю...

Кора Журавлёва   25.10.2016 23:41   Заявить о нарушении
Другая тема для статьи - прощение. Прощать надо всех и всё, в том числе и себя. Каждый человек имеет право на ошибку, потому что мы познаём Мир одним методом - проб и ошибок.

Виктор Попов 7   26.10.2016 03:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.