Четвёртая категория

-Алло! Слушаю вас…
- Сашка, ты читал последние новости?
- Я их вообще не читаю…
- А сегодня стоит. Открой нынешнюю газету. Нашу, областную… Любую…
«Вчера на аукционе в Париже была продана работа нашего художника…»
Сашка прочёл свою фамилию и оторопел, увидев сумму, вырученную за его работу…

Он написал её лет пятнадцать назад. Она была из «второй категории». Эти категории определил местный монстр живописи Глахтеев. Он в самые замшелые годы брежневского застоя говорил, что в его мастерской есть три вида, или категории, работ. Первые написаны на заказ. Это то, что приносит доход. Вторые – для выставок, когда надо угодить определённому кругу лиц. А вот третьи – это самые-самые. Для себя и друзей. Здесь возможны и эксперименты, и крики души, и своеобразные живописные медитации, и творческие поиски, то есть то, что не может быть востребовано в идейном обществе, потому что ничего из третьей категории на идею, в данной ситуации – коммунистическую, не работало. Значит, могло кое-кому, кого мы называть не будем, показаться даже аморальным, деструктивным и даже антиидейным, служащим забугорным настроениям…

Так вот живописное полотно, о котором шла речь в новостях, относилась ко второй категории. Он её писал, когда ещё был студентом. Идея была такова: сельские труженики, молодёжь, в основном трактористы, работающие весной на колхозных полях, готовящие почву к посеву, в перерыве, после обеда играют в футбол. Вот такие вот молодые, спортивные, счастливые ребята стали героями картины. На переднем плане, за футбольным мячом ровненьким строем стоит команда трактористов-футболистов, готовых выйти на футбольное, а не требующее вспашки поле. А колхозные поля, с отдельно работающей техникой простирались за их спинами.

Одеты ребята-колхозники были в красные майки и шорты. Тут Сашка, конечно, приврал. Не было никогда у колхозных ребят специальной футбольной формы. Но что не сделаешь для социалистического реализма? Но, вот, где он был абсолютно прав, так это в выборе обуви для этих футболистов. О кроссовках тогда и слыхом не слыхивали, резиново-матерчатые сине-белые кеды и для города были дефицитом, потому футболисты из советской деревни были обуты одинаково: в кирзовые солдатские сапоги, которые были у всякого молодого человека, прошедшего службу в армии. Сапоги эти были хоть и тяжеловаты, но надёжны и служили ещё лет пять-семь после возвращения из армии.

Судьба картины была схожа с судьбой сотен картин, написанных членами Союза художников нашего города. В начале девяностых, когда плотина железных ворот дала течь, к нам, в провинциальный город, явились французы-галерейщики. И предложили «по бешенным ценам» продать залежавшиеся в мастерских художников работы. Платили долларами. Слово доллар звучало как магия. А в России по тем временам и рублей-то не было. Месяцами, да что месяцами? Годами не выплачивалась элементарная зарплата. Выживать-то нам не привыкать, так что выжили, а художники в том числе и благодаря этим жалким долларам, которые предложили им приехавшие французы. Надо сказать, что французы эти были просто сама любезность, а творчеством художников они восторгались так, что те готовы были отдать им свои работы хоть задаром.

Колхозников-футболистов купили они вместе с названием «Отдых на полевом стане» всего за двадцать долларов. При этом они проявили столько уважения к провинциальному художнику Сашке, что тот решил удивить и обрадовать их своим творчеством через два года. Достал из банки сэкономленные доллары, занял у друзей ещё и повёз свои новые работы в Париж. Приезду его знакомые французы вовсе не обрадовались, встретиться даже чтобы чайку за беседой попить отказались, сославшись на занятость. Сашка с трудом сплавил свой товар практически за бесценок. Вырученного едва хватило на обратную дорогу и теперь только Бог и может рассказать, как он расплачивался с долгами…

И вдруг!

В это время во Франции проходил последний в уходящем столетии чемпионат мира по футболу. Поэтому и многочисленные культурные мероприятия были связаны с этим событием. В том числе и художественные выставки и аукционы. Живописное полотно провинциального российского художника было продано за двести тысяч долларов. Правда, название его было не авторским. На этом аукционе оно продавалось под названием «Последняя сборная СССР».

Так что теперь в этой картине две неправды: футбольная форма красного цвета и название.

Сашка заглянул в свой кошелёк и решил: это нехитрое приспособление для денег больше пустовать не будет. И выполнил своё решение. Он научился писать работы, которым присвоена четвёртая категория… Зато кошелёк не пуст…

Так что и рассказ мой может иметь ещё одно название: "Рентабельная живопись". Не ищите в словарях. Этого не только в словарях, но и в жизни не должно было бы быть...


Рецензии
Мы помогли нашему другу из Питера пристроить несколько его картин в галлереи США. Потом они у него ещё сами покупали. Это всё очень сложно. Автора нужно раскручивать как звезду эстрады. В этом смысле французы Сашку сделали звездой :)

Валерий Аллин   01.11.2011 16:08     Заявить о нарушении
Зато после этого Ханин стал писать исключительно на заказ. А то, что раскручивать надо, это без сомнения. Но раскручивают те, кто хочет с этого серьёзно поиметь, причём очень часто даже в ущерб художнику. Я знакома с одной галерейщицей, которая уверена, что художников надо держать в чёрном теле, иначе они работать перестают. Она подписывала с художником договор на одну сумму, а продавала раз в пять, а то и больше, дороже. Художник же получал только то, за что расписался. Иногда едва хватало краски оправдать. Хотя... аналогичные примеры в истории искусства и литературы известны. Взять хотя бы Чехова...

Валентина Абакумова   01.11.2011 16:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.