Зимняя ночь Пастернака

Стихотворение П. "Зимняя ночь" датируется 1946 годом. Безусловно, историческое время, а именно окончание Великой Отечественной войны, мирные преобразования пробуждали в сердце человека надежду на счастье, стремление любить, желание домашнего очага.
Это же противопоставление времени исторического и личного, мировых просторов и ограниченного комнаткой пространства наблюдаем и в произведении Б. Пастернака. Буквально в первом же четверостишии поэт сталкивает два ключевых образа, которые на протяжении всего стихотворения являются символами великого и малого, внешнего и внутреннего, мирового и личного:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Эти образы метели и свечи так и будут сталкиваться, "спорить", образуя тот самый внутренний конфликт произведения, который позже перерастет в столкновение-соприкосновение мужского и женского, светлого и темного божественного и дьявольского. Так внутри философской темы соотношения частного и общего формируется личное пространство лирического героя, который хочет любить, жить, дарить счастье. Его портрет дан автором штрихами, лишь на уровне эмоций, чувсвтв, желаний, испытываемых этим героем.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенье рук, скрещенье ног,
Судьбы скрещенье.
Словно обобщением этого столкновения, этой встречи является образ креста, рождающийся то ли из витиеватых всплесков пламени на ветру, то ли в результате появления ангела, благославляющего, защищающего, венчающего влюбленных:
На свечку дуло из угла
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
В этом финальном образе Пастернак собирает, обобщает, находит наконец форму для совмещения , казалось бы, несовместимого: любви и страха, разорванности, метельности внешнего мира и уюта тающей свечи, мужского и женского начал. Крест соединяет и разводит, благославляет и предупреждает, напоминает о конечности бытия и вечности мига.
Кольцевая композиция стихотворения, возвращающая читателя к его началу, позволяет переосмыслить, по-новому увидеть и прочувствовать вместе с автором и лирическим героем зыбкость и в то же время незыблемость мироздания, основу которого составляют такие простые и подчас необъяснимые категории, как любовь и порок, стремление понять и объяснить мир и дар чувствовать его, миг жизни и вечность человеческих чувств.



Рецензии