История про историка

   Иосиф Флавий, национальная самоидентификация и ложь во спасение
                (продолжение)

    Урок для потомка
  Свою книгу "Иудейские древности" Иосиф Флавий завершает, в частности, такими строками:"В заключение своего сочинения я позволю себе смело сказать, что передать все это настолько подробно по -гречески не смог бы, при всем своем желании, никто другой, будь то иудей или иноземец. Мои соотечественники все согласны с тем, что я являюсь одним из лучших знатоков истории страны нашей. Я старался с большим усердием преодолеть трудности в изучении греческого языка и литературы, основательно усвоив его грамматику.
  Впрочем, свободно говорить по-гречески мешает мне мое иудейское происхождение. Дело в том, что у нас не уважаются те, кто изучил много языков или умеет украсить речь свою красивыми оборотами. Это уменье считается принадлежностью не только свободнорожденных людей, но и рабов. Лишь те, которые в точности знают закон и отличаются умением толковать Священное Писание, признаются истинно образованными людьми. Поэтому-то, хотя многие и трудились над приобретением таких познаний, однако едва двое или трое вполне преуспели в том.
  Впрочем, за то они и вкусили от плодов трудов своих".
  Итак, Флавий, наконец, признался, что ему мешает его иудейское происхождение. Почему оно ему мешало? Хорошо говорить по-гречески? Ну это просто смешно. Если он смог книги писать на этом языке, чем и бахвалится, то уж говорить - тем более.
  Дело, конечно же, в другом. В среде, в которой он общался, было немало тех, кто относился к нему с презрением. В том числе и тех, кто откровенно недолюбливал евреев. Может быть, прямо об этом самому Флавию не говорили, но не почувствовать это он не мог. Ему же хотелось быть ровней им, стопроцентным римлянином. Но такого признания он, судя по вышеприведенному отрывку, он так и не достиг.
  И кого он имел в виду, говоря "мои соотечественники знают"? Фраза вообще звучит, на первый взгляд, двусмысленно. Поскольку книга - о древних иудеях, то такое обращение бы логичным к соплеменникам. Но Флавий писал ее не для них,- для чужеземцев, которые мало или вовсе ничего не знали о жизни и обычаях древних евреев. В первую очередь, для римлян. И именно их имел в виду Флавий, говоря "мои соотечественники". Ему было важно именно их признание, и он в очередной раз "лягает" своих соплеменников, якобы своеобразное отношение которых к языкам и степени образованности не позволило ему, Флавию, стать на одну доску с истинными римлянами.
  Между тем, сыновья всех знатных иудейских сыновей получали хорошее эллинское образование, и Йосеф бен Маттитьягу не был исключением. Потомки рода, к которому он принадлежал, вообще закончили тем, что весьма успешно усвоили тот образ жизни, который был характерен для греков и римлян.
  Началось же все как раз с протеста против него. В 167 году до новой эры царь Селевкидовой Сирии Антиох, кому в тот период подчинялась Иудея, под страхом смертной казни запретил иудеям исполнять законы Торы, в частности, делать обрезание и соблюдать субботу. Иерусалимский Храм был превращен в святилище Зевса Олимпийского.
  Предок Флавия, Маттитьягу бен Иохан Маккавей, и трое его сыновей - Иехуда, Шимон и Ионатан - жили в Модиине, поселении на границе Иудеи и Самарии, недалеко от Иерусалима. Греки возвели здесь алтарь и приказали местным евреям принести на нем жертву. Один еврей согласился на это. И тогда Маттитьягу - отец, принадлежащий к священному роду коэнов, убил его.
  Так началось восстание против греков, с победами и поражениями евреев, поисками союзников среди... греков и римлян, внутренним, "семейным" предательством ( в 135 году Шимон и двое его сыновей были убиты в Иерихоне, которым еще в 164 году овладел Иехуда, зятем Шимона; в 160 -м Иехуда пал в одном из боев; в живых не было уже и отца, а Ионатан был казнен греками в 143 году).
  Восставшие иудеи смогли даже создать независимое государство, и очередной правитель - Аристобул - первым провозгласил себя царем. Оно прекратило существование как самостоятельное  в 63 году до новой эры, когда очередной претендент на царский престол, имея мало шансов на его получение, открыл ворота римским войскам (Селевкидову Сирию Рим уже подчинил себе). Так что Йосеф бен Маттитьягу был не первым в роду, кто сдался римлянам.
  Обратим внимание и на имена царствовавших особ или претендовавших на престол:Саломея-Александра,  Александр, Гиркан, Аристобул... Это не иудейские имена, а греческие. Как парадоксально завершилось восстание, некогда поднятое против греков. Потомки восставших сами стали "греками", а потом и "римлянами". Похоже, именно этот урок, прежде всего, усвоил Йосеф бен Маттитьягу, решая свою судьбу. Стоит ли рисковать, если все возвращается на круги свои? 


Рецензии