Заговоренный

Я очнулся от неожиданно усилившегося рева двигателей.
Вокруг было темно - только подсветка приборной панели немного освещала то, что вокруг меня. Я обернулся - сзади еще светили тускло лампочки внутреннего освещения самолета.
Раздался оглушительный выстрел слева.
Сзади закричали:
-Все целы, командир! Держите курс 270, высоту 25000 футов. Идем прямо на цель.
Что ж, я немного подвернул самолет и продолжил полет. Многотонная махина слушалась каждого моего приказа, малейшего движения руки.
Я огляделся через застекленную часть кабины. Рядом летело примерно еще три бомбардировщика.
-Так. Слушайте. У меня проблема - я не помню, что случилось...
-Капитан, все просто. Рядом с нами хлопнул снаряд - вы в этот момент встали. Наш самолет тряхнуло - вы ударились головой об крышу кабины. Видимо, память вам отшибло.
-Возможно... Извините, парни.
-Все хорошо, капитан. Летите, прошу вас...
-Кстати, а какая у нас цель? И почему нас только 4 самолета?
-Ничего особенного - некий немецкий полигон, где испытывают сверхсекретное и сверхмощное оружие.
-Ого! А почему тогда 4 самолета-то?
-А в этом как раз проблема, сэр. На нас напали стервятники, мы отбившаяся группа. Остальные вышли раньше и улетели бомбиться вперед нас. Говорят, что небо пока чистое.
-Что ж, отлично... Летим.
Я посмотрел в иллюминатор. Темно-синее небо вокруг меня, серые облака внизу и ярко-голубая Луна сверху. Были видны кратеры на Луне. Их было много. Где-то там Море Спокойствия. Где-то там нет войны, и где-то там не умирают люди.
Внезапно я почувствовал что-то неладное.
-Не передавать чего-либо по рации! Повторяю! Передатчиком не пользоваться! Выключаю освещение и снижаю обороты двигателей - прокричал я экипажу.
Я щелкнул три тумблера и потянул рычаг управления двигателем на себя.
Самолет потихоньку начал терять скорость. Но зато мы стали тише.
И тут я услышал нечто новое. Звук, которого не было до этого.
О да, это были звуки двигателей немецких истребителей.
Уже не первый раз я слышал их рев - но сейчас они были действительно близко.
-Парни, надеемся, что нас не заметят...
Самолет постепенно снизился на 200 метров относительно группы.
-Капитан, все точно хорошо?
-Да-да, доверьтесь мне.
Раздался голос сзади:
-Есть! Я вижу стервятников! Пять часов, выше нас.Примерно триста метров.
-Количество?
-Четыре истребителя! Я думаю, что это Фоккеры!
-Что ж, смотрите, чтобы они не приближались... Штурман, до цели сколько лететь?
-Еще полчаса.
-Если будут приближаться - кричите мне.
Так как самолет шел медленнее своей группы - то три других бомбардировщика вырвались вперед.
Зеленые стрелочки указывали какие-то цифры. Какие-то значения, которые практически ничего не значили. В эту ночь, в каждую ночь, в каждый полет что-то значило лишь умение и везение. Притом больше второе. Мало ли что бывает - три вылета назад у меня отказал левый двигатель. Как потом узнали на аэродроме - произвольно перекрылся кран подачи топлива. Вот бывает же...
-Капитан, немецкие истребители прямо сверху!
Я поднял голову. Да как же они нас-то не увидели? Что тут творится?
Вражеские самолеты были почти в упор к моему бомбардировщику.
-Так, слушай все мои команду. Я сейчас даю оборотов, немного увеличу скорость. В это время вы ведите огонь по вражеским истребителям. Но только после моей команды! Просто немцы считают, что они подкрадываются аккуратно, хотя ломятся как черти. Надо их проучить! Прицелиться!
Я довел РУД до полной тяги и включил посадочные огни. Это было чревато - но фонари были достаточно сильными, чтобы ненадолго ослепить противников...
-Огонь!
Сразу три пулемета начали стрелять по целям спереди. Целиться было несложно - противник шел ровным строем.
Трассирующие пули разрезали тьму и осветили вражеские истребители.
Тут же стрелки других бомбардировщиков открыли огонь.
Стервятники начали расходиться, но при этом один из них зачадил.
Он начал терять скорость и высоту. Оставшаяся тройка начала обходить с боков мой самолет. Я отключил посадочные огни.
Стрелки с боков стреляли достаточно метко, но все равно попасть по немцам было тяжело.
-Задняя полусфера! Давайте, ваш ход!
Крупнокалиберные пулеметы сзади тут же начали кормить свинцом фокке-вульфов. Затем раздалась вспышка - какой-то очень меткий снаряд удачно попал куда-то в двигатель истребителя.
Двое других самолетов врага тут же ушли в стороны и начали уходить от меня.
-Включить рацию и передать на ведущего - “Атака успешно отбита”.
-Есть, сэр!
-Сколько до цели?
-Двадцать пять минут.
Самолет тряхнуло от взрыва снаряда зенитки где-то неподалеку.
Потом еще раз, и еще.
-Держитесь, парни. Сейчас будет несладко.
Меня тряхнуло - и на секунду я снова отключился.
Я видел красные небеса, залитые кровью и огнем. И в небе были сотни бомбардировщиков и тысячи-тысячи вражеских истребителей, которые легко сбивали одного бомбера за другим. Это был настоящий ад. Тут неожиданно я почувствовал, что знаю именно те самолеты, которые летели сквозь этот ад. Это был мой авиаполк. Я присмотрелся к летевшим. Самолеты были изрешечены, побиты... И все они уже были сбиты. Я видел, как падал самолет Энгерса, видел, как взорвался от прямого попадания в него зенитного снаряда “Бьютифул Джерри”. Но эти самолеты были тут. Я прекрасно видел потрепанное хвостовое оперение и изрешеченные фюзеляжи этих бортов.
-Капитан, капитан! Вы снова потеряли сознание!
Меня растолкали.
-Черт подери, сколько я был в отключке?
-Секунд десять, сэр!
-Спасибо...
Да что же мне привиделось? Это действительно был ад?
Я включил освещение кабины.
На приборной панели на меня улыбчиво смотрела Джейн - моя невеста... Мне оставалось еще шесть полетов до отпуска. Но что-то мне подсказывало, что сегодняшний полет будет самым тяжелым...
Побыстрей бы это все кончилось...
Я посмотрел в небо.
Где-то там есть Бог. Что бы ни говорили ученые, он есть где-то там. На войне нет атеистов - это удел лишь зажравшихся спокойной жизнью людей и тех, кто совсем обижен судьбою. Но они не знают, какого это...каждый день лететь на смерть и видеть, как погибают люди вокруг тебя...
Рев двигателей! Черт, они летят в лоб!
-Капитан! Стервятники!
-Вижу! Внимание, противники, на 12 часов. Количество...О Господи... Много...
Десятки вражеских истребителей летели нам навстречу.
-Заходят в лоб. Держитесь, парни! Я сейчас что-нибудь попробую сделать!
Я вцепился в штурвал. Как же их много! Как же их много!
Что же делать... Их сотни, а я один. Я должен знать, как справиться... Да...Господи, прошу, скажи мне...
Самолет нельзя сейчас поворачивать. Если я повернусь боком - то врагу будет легко попасть по длинному фюзеляжу самолета. Тогда нам точно крышка.
С другой стороны, если я полечу в лоб, то на моем самолете нет лобового бронирования. И тогда меткая пуля может прикончить всех нас...
Где-то рядом раздался взрыв. Вражеская зенитная артиллерия решила прикончить всех.
Что же такое мы летим бомбить, что на нас нападают десятки истребителей и по нам стреляют сотни зениток?
Все небо было в ошметках от снарядов.
Так. Может быть, стоит сунуться вниз? Я понимаю, к хорошему это вряд ли приведет... Но все же?
И тут в нас попали. Самолет заскрежетал так сильно, что я подумал, что он разваливается на части.
Я открыл глаза...
Это было ужасно. Половина кабины была изрешечена.
Вся приборная панель была испещрена и погнута от осколков.
Остекленение носа частями было разбито и внутрь салона струился леденящий воздух, в котором почти не было кислорода...
-Эй, как вы там, парни?
Тишина...
-Рэнди! Алекс! Вы живы?
Я потерял бомбардира и штурмана...и остался без стрелков в носу. Это кошмар...
-Кен, слазей туда! Посмотри, как там прицел?
-Нету никакого прицела - там все полностью разворотило! Ничего не уцелело! Как еще вы живы остались, сэр!?
-Я заговоренный... Мне можно...
-Да, сэр!
Что же делать?
Как мы отбомбимся, если у нас не работает прицел? На взгляд я не смогу...
Так, время на часах 2:25. Примерно три часа до рассвета. До цели остается примерно минут двадцать. Не больше...
-Двум смертям не бывать! Играем бал!
Я медленно потянул штурвал на себя.
-Приготовьтесь, стервятники сейчас будут пытаться атаковать нас сбоку и сверху. Затем будут сзади. Огрызайтесь, как можете!
Частота вспышек усиливалась.
Черт, могли бы уже перестать стрелять - еще и своих зацепят!
Но ПВО продолжало долбить небо...
Моя группа самолетов начала стрелять. Я увидел, как небо пронзили десятки трасеров. Как в ответ пули летели в моих товарищей... И вот один очень ловкий мессер прошел в каких-то метрах от одного из бомбардировщиков.
Кажется, он пролетел рядом с Мисс Бонитой. Честно, я переживал за нее. Я знал, чем чреваты такие атаки в лоб...
Но на этот раз обошлось - мессеры начали разворачиваться...
А теперь и мой черед - несколько самолетов отчаянно приближалось к моим глазам.Я чуть-чуть подвинулся в сторону и в результате отпустил рули управления...
Дальше случилось нечто, чего я не ожидал. Самолет резко рвануло вправо. Настолько резко, что я даже закричал благим матом.
В следующую секунду пули пробили обшивку самолета. Пара из них прошла где-то сзади меня. Я вернулся на место и начал выравнивать самолет на прежний курс...
Краем глаза я увидел, как у Мисс Бонита загорелся один из двигателей.
Самолет начало отклонять в сторону.
Мне показалось, что у самолета загорелся топливный бак...
Неожиданно капитан предпринял отчаянное решение - направил самолет вниз, к земле.
Зачем он это сделал? Мне неведомо... Члены экипажа начали выпрыгивать из самолета, пока капитан пикировал.
Может быть, его просто убили?
Нет, я не верю в это...
Где-то на высоте 10000 футов самолет начал выравниваться...
При этом ни один истребитель за ним уже не гнался. Блин, это опасный маневр был! Самолет мог просто не выдержать такой скорости и перегрузки.
Сзади раздался радостный вопль:
-Я сбил еще одного, сэр! За сегодня уже шестой!
Какой у меня классный стрелок в хвосте. А я даже не помню, как его зовут. Как ни смешно, я помню все урывками. Я помню свою старую команду... Но сейчас со мной летел не мой экипаж...
Кто же были эти люди?
Неожиданно самолет снова тряхнуло, и я вспомнил.
Я вспомнил, что перед этим вылетом мне дали новый экипаж. Я помню их лица, помню, как они смотрели на меня с воодушевлением...
Я снова летел на 25000 футах над землей.
В кабине было холодно...
Самолет начало трясти.
Кто-то из врагов высадил очередь мне в хвост.
Я обернулся.
-Как вы там, парни?
Я слышал, как строчили их пулеметы...
-Еще один!!! Капитан, это уже восьмой, восьмой, мать их!
Я увидел, как стрелок повернулся и махал мне рукой...
И как за ним, за стеклом кабины медленно поднимался снизу самолет противника. И как медленно в него полетели пули. Как рассыпалось вдребезги стекло...Как разрывало на части только что кричавшего мне паренька.
Я снова вжался в сидение.
Черт, черт, черт. Троих я уже потерял.
-Быстрее! Стрелок из подфюзеляжной гондолы - быстрее на заднюю турель! Вытаскивай наши задницы отсюда!!!
Взрывы. Взрывы. Еще взрывы.
Я медленно замерзал.
Нужно спуститься ниже.
-Держитесь, парни! Сейчас будет жарко!!!
Я начал снижаться и отключил двигатели. Да, так в меня легче будет попасть... Но с другой стороны я должен. Если я замерзну или потеряю сознание-все мои парни погибнут. Черт подери!
Я посмотрел в сторону. Рядом сидел второй пилот.
-Так, сейчас же иди в турель, которая под фюзеляжем. Нам нужно прикрытие. Прошу, иди, я пока один справлюсь.
Где-то рядом небо разорвалось очередной очередью.
Голос откуда-то сверху:
-Как же их много, пресвятая Дева Мария!
И тут же я услышал, как начали огрызаться мои стрелки.
Лишь бы вражеские прожекторы меня не нашли.
В следующую секунду снаряд с зенитки разорвался совсем рядом с моим самолетом. Меня очень сильно тряхнуло, обшивку самолета пробили десятки маленьких осколков.
Мою ногу пронзила острая боль. Я отпустил одну из рук от штурвала и начал ощупывать рану.
Мне как-то повезло даже. Ничего серьезного - осколок разрезал кожу и немного покромсал плоть. Мышцы и вены не задело. Я посмотрел на место второго пилота.
Там, в сидении торчало по меньшей мере четыре небольших, но острых кусочка металла.
Я знал, что второго пилота нужно отправить отсюда. Я знал, я предчувствовал...
Я поднял глаза к дыре в носу самолета. Темнота и Пустота. И больше ничего.
-Капитан, капитан! Там стервятники, они улетают!
-Улетают?
-Да, сэр!
-Хорошо ли это... И что бы это значило? Так, свяжитесь с другими бомбардировщиками. Нужно узнать, в каком они состоянии.
И тут я услышал гул, который я больше всего на свете не хотел услышать.
Это были реактивные двигатели - их характерное монотонное звучание.
-Внимание всем! Я слышу звуки реактивных самолетов противника! Всем быть осторожными! Их оружие легко разнесет нас в клочья!
-Капитан, капитан!
-Что-то не так?
-Кажется, у нас утечка топлива... Я вижу небольшой белый шлейф.
-Это плохо! Что ж нас сегодня-то не везет так?
Я перекрыл один из топливных баков. Надеюсь, проблема в этом и нам хватит другого бака...
-Капитан, я вижу противника. Летит выше. За ним темный дым... Это те самые реактивные истребители?
-Да-да. Быстрые?
-Очень, сэр. Не могу даже толком определиться, сколько нужно будет брать на опережение...
-Уж постарайтесь, если они догонят нас... Так, что там с нашей группой?
-Мисс Бонита разбилась. Джейн и Келли еще летят, но у них море повреждений.
-Предупреди их про реактивных перехватчиков. Пусть готовятся к худшему.
Нас оставили как полупридушенную добычу для стервятников. Отдали в жертву.
-Так, до цели осталась пара минут. Высота уже 10000 футов, парни! Мы почти долетели. Выставляйте таймеры на бомбах. Нам нужно поразить цель.
Разрывы снарядов зениток где-то далеко сверху оставляли небольшую дымку.
-Сэр, Джейн подбита!
Я поднял взгляд.
Летевший спереди выше меня бомбардировщик горел и падал, кувыркаясь без одного из крыльев.
-Бедные парни... Их мучения закончились...
-Капитан, а как мы будем бомбардировать?
-У нас есть другие варианты, кроме как прицельно и с небольшой высоты? Мне кажется, что Келли долго не протянет против реактивных немцев...
Как будто в подтверждение его слов один из реактивных истребителей выпустил очередь в корпус Келли. В следующую секунду в небе взорвался еще один бомбардировщик.
Взрыв был мощный, а осколки разбрасывало далеко и сильно - в результате неосторожный истребитель с горящим двигателем развернулся и полетел в сторону базы. Подальше от боя.
-Таймер ставьте секунд на двадцать! Быстрее!
И тут снаряд из зенитки разорвался где-то ужасно рядом
-Капитааааан! Я ранен! Ранен!
-Что там случилось?
-О господи, ему разворотило кишки и почти полностью оторвало руку...
Я был готов вывернуться наизнанку. Это ужас. Это полет в ад...
Я моментально включил все двигатели. Раз нас заметили, пора заканчивать этот маскарад...
Самолет увеличил свою скорость, но я не продолжил снижения.
Скоро будем видеть цель! Второй пилот, прошу вернуться на место!
Салон раздирали крики раненного правого бортстрелка.
-Вижу истребитель противника. Пикирует на нас.
-Убей его, мать твою! Не давай ему пострелять по нам!
Застрочил пулемет...
И я услышал выстрелы пушки.
Огромные снаряды пробили фюзеляж в нескольких местах, добили обоих бортстрелков, оставив огромные дыры в корпусе.
Я повернулся. Задний стрелок мертв... Снова...
-Второй пилот, быстрее беги в заднюю турель. Если мы не отобьемся от этого немца, то у него будет крестом на корпусе больше...!
Черт. Нас всего четыре человека...
Снова застрочил пулемет и пушки в ответ.
Сзади послышался крик. Я обернулся... Второго пилота не было. Как и хвостовой туррели как таковой. Как и части хвостового оперения...
Теперь ледяной воздух струился прямо из носа в хвост самолета, продувая насквозь...
Так, немцы обычно уходят налево после атаки. Что можно из этого выиграть?
О, да. Есть идея.
-Стрелок верхней полусферы. Сейчас я сделаю так, чтобы мессер попал тебе в прицел на время его разворота. Сумеешь справиться?
Я снова обернулся...
Истребитель спокойно вышел на хвост нам.
И приготовился стрелять...
Но ничего.
Было видно, что позиция у врага для того, чтобы обрушить мою старушку, идеальная. Но почему он ей не пользовался?
Стервятник неожиданно развернулся.
Меня осенило.
Скорее всего, у него кончились патроны...
Так, высота порядка тысячи футов.
Я начал вглядываться в темноту. Куда-то туда мне нужно сбросить бомбы...
И тут я увидел под собой вокзал.
Поезда.
Сотни людей.
Меня тряхнуло... Я вновь отключился...
Я увидел, как в вагоны забегают дети и молодые женщины.
Это их-то я должен бомбить?
Что это за идиотский приказ такой?
Что за идиотская операция!?
Я снова пришел в себя.
Черт, я не могу убивать детей и женщин. Кем бы они ни были. Я все-таки человек... А не животное. В чем вообще смысл убивать детей на войне? Чтобы они не выросли и не отомстили за убитых отцов? Да у них и так есть пример - мертвый отец. Разве будут они хотеть всем остальным такого же? Или же взять любого бойца в моем полку. У каждого есть жена и у каждого второго ребенок. Так почему мы должны убивать их детей? Дети ничего плохого не сделали. Они всего лишь игрушки в руках родителей.
Я развернулся.
Так, сейчас на север до побережья... А затем до базы вдоль по берегу...
Еще зенитки. Море зениток.
Густая пелена черного дыма от разрывавшихся снарядов мешала видеть, куда я лечу. Превозмогая кашель, я ориентировался по приборам. Салон прошило еще в нескольких местах...
Один из двигателей задымил.
Не думая, я тут же его отключил. Надеюсь, поможет...
Так, внизу сейчас поле...
Я хотел нажать на кнопку сброса бомб. Пусть лучше покоятся где-нибудь здесь.
И снова я услышал реактивный вой истребителя. Эта сволочь снова шла за мной.
Видимо, пушку перестало клинить.
-Так, выставь на бомбах таймер в пять секунд!
Радист послушно начал выкручивать таймеры.
Надеюсь, моя идея сработает...
-Как там этот фриц, летит за нами?
Я в этот момент летел уже практически над верхушками деревьев. Осталось последнее оружие, которым можно ответить серо-зеленому огнедышащему монстру.
-Близко?
-Да, он заходит для стрельбы нам на хвост...
-Бросаю бомбы!!!!
Я нажал на кнопку...
Несколько однотонных бомб полетели в пустоту...
Пилот мессера уже радовался. Это был тяжелый день - он охотился за эти проклятым бомбардировщиком уже почти двадцать минут. Вечно того что-то спасало. Интересно...
Спасет ли на этот раз?
Немец нажал на гашетку. Большие пули вновь начали разрывать салон на части...
Меня обагрило кровью моего радиста...
Я не могу повернуть голову. В этот момент я аккуратно вел самолет.
Справа от меня раздался шепот...
-ПРошу... Помоги мне....
Бомбардировщик сбрасывает бомбы на лес??? В чем смысл этого?
До пилота истребителя долго доходило в тот день - И тут раздались взрывы.
Сильным взрывом истребитель швырнуло вверх, разламывая того на куски от сильнейшей волны...
Мой самолет летел. Весь в дырах и в крови моего экипажа. Но летел.
* * *
На базе сказали, что самолет восстановлению не подлежит. Мне вырвали еще один двигатель - я добрался на двух...
Ночью мне приснился сон. Я вновь летел на этом бомбардировщике. Он был весь потрепан и изкромсан. Но в этот раз я летел в аду. Снова кровавое зарево и сотни мессеров. Со мной летела моя мертвая команда... Она звала меня.
Наутро я написал отчет о полете и сдал его в штаб. И еще я просил подписать рапорт об увольнении.
После этого полета меня отправили в больницу из-за ноги и психики. Я получил выговор за невыполненное боевое задание...
Рана в ногу все-таки была серьезной. В этой войне я больше так и не полетал - мне дали инвалидность.
Спустя тридцать лет в дверь моего дома позвонили.
Я очень удивился и с огромным трудом добрался до двери с тросточкой.
Я был уже стар - мне шел седьмой десяток.
Я открыл дверь.
На пороге стояла красивая блондинка лет сорока.
-Скажите, вы Георг Кронзе?
Я улыбнулся. Меня уже давно так не называли. Почетно... Почетно...
-Да, девушка. Вы что-то хотели?
Она упала на колени и начала целовать мои руки, проливая слезы...
-Спасибо вам большое, спасибо...
-Господи, не стойте на коленях. Я этого не заслужил. Скажите, что я сделал такого для вас?
-Почти тридцать лет назад в Германии я сидела в вагоне грязного поезда, где перевозили беженцев. Понимаете, мой отец... Он не любил фашистский режим, и на него давили из-за этого. Мы скитались... И вот однажды мы услышали гул двигателей.
Все заорали, что это Союзники.
Знаете, герр Кронзе, я тогда была маленькой. Я не боялась смерти. Я слишком много видела ее вокруг себя. Я понимала, что если меня сейчас убьют, то так будет лучше. Я видела только зло вокруг себя. Но самолет, который уже приготовился сбрасывать бомбы... И тут неожиданно развернувшийся... Пробудил во мне интерес. Прошло тридцать лет, и вот теперь я по крупицам восстановила все, что было тогда. Спасибо большое, вы спасли меня... Нас. Всех нас. Всю мою семью... Знаете, я сейчас избираюсь в парламент одного из городов во Франции. Благодаря вам, я добилась чего-то в своей жизни... Спасибо...
В моей голове промелькнули лица летевших со мною в тот день. Лицо каждого... И смерть каждого из них.
Я не сдержался и зарыдал...
-Никто из них не поступил бы также... Они умерли, чтобы жили вы....
-О ком вы, герр Кронзе? О своей команде?
-Да что вы, дети, знаете о наших жертвах...?
Мои слезы текли вниз по морщинистым щекам...
-Прошу, уходите...
Я закрыл дверь, доковылял до дивана.
На столе лежала коробка с фотографиями. На одной из них была моя эскадрилия и я... Все улыбались и были радостными. Когда-то, ведь в тот день домой вернулся только мой Б-17.


Рецензии