Тень

Её замечаешь не сразу. В то волшебное, залитое солнечным светом время, когда небо чистое и наивно-голубое, когда каждый день новый, воздух такой прозрачный, чистый и свежий, деревья такие большие, а мир вокруг тебя такой огромный и добрый, но он весь помещается на твоих крохотных ладошках и отражается в твоих широко распахнутых глазах с длинными, хлопающими ресницами, Тени ещё нет.

А над тобой склоняются улыбающееся лица  двух твоих единственно-родных людей: доброе и необыкновенно красивое лицо твоей мамы и немного суровое, и поэтому более надёжное, твоего отца. А у тебя нет б`ольших забот, чем тщательно мыть руки перед едой и доедать всю кашу-размазню до самого дна тарелки, да ещё выпивать, комично  морщась, тёплое  молоко, брезгливо выплёвывая при этом противную (о, эта гадость!) пенку.

Окружающий тебя мир ещё похож на очень большой мыльный пузырь, радужный, но очень хрупкий. А внутри этого пузыря - ТЫ. И ты укрыт от чего-то враждебного этой самой тоненькой, прозрачной мыльной оболочкой, которая только кажется такой тонкой, а на самом деле надёжно защищает тебя. Сколько раз ты опасно падал, но только расшибал коленки, или, в крайнем  случае, набивал себе шишку на лбу? Но что это по сравнению с теми ранами, которые нанесёт тебе жизнь потом ... Или не жизнь? А тогда кто? Тень?

Там, в том солнечном мире её ещё нет. Есть только первые осторожные намёки на неё, ввиде гибели жучка или бабочки, или (а это уже большое траурное событие!) выпавшего из гнезда птенчика, которому потом всем детским двором устраивали торжественные похороны в картонной коробочке из-под... (да какая разница!) и с венками из одуванчиков. Похороны - это была такая редкая, и поэтому интересная игра, потому что она не успевала наскучить.

А ведь это не ты играешь в эту, тогда ещё весёлую игру " про похороны", а эта Тень уже наблюдает за тобой, шутит с тобой, хоть ты её пока не видишь, не воспринимаешь своим, по-детски добрым и поэтому глупым разумом. Потому что в том мире, в котором ты ещё тогда живешь, где одно добро и солнце, её не может быть, потому что по твоим представлениям ей там не место.
 
Но она есть и уже наблюдает за тобой из-за угла жизни, и она - это что-то не очень большое, серое и непонятное, как тень. Она не проявилась пока, не показала себя, и ты ещё не очень её боишься. Она только забавляется тобой по-садистски, как мерзкий маньяк со своей будущей жертвой, которую он уже задумал убить, подкидывая тебе эти маленькие трупики зверюшек, и этим как-бы подготавливая тебя. Да ночью иногда приходит в твою тёмную детскую комнату в виде чего-то чёрного и страшного, как в детской рассказочке про чёрный гробик....

А ведь она (Тень) просто ждёт свой час, исходя слюной, когда ты подрастёшь, и уже начинает проявлять нетерпение.  Она ранит тебя, как бы между прочим, как бы ни с того, ни с сего, по ходу. Просто от голода, эта ненасытная тварь.... Она забирает сначала то, что  наиболее близко тебе в том детском периоде. Сначала это может быть твой любимый щенок,  котёнок, или попугайчик. А потом...

Потом в один, всё такой же прекрасный и солнечный, день ты прибегаешь из школы домой радостный и веселый, потому что тебя сегодня похвалила учительница и поставила хорошую оценку, а тебя встречают какие-то странно-растерянные и "растрёпанные"  лица твоих родителей и наигранно-весёлые маски ещё каких-то посторонних людей: родственников, соседей и совсем незнакомых людей.

А в комнате стоит уже большой деревянный ящик на табуретках, и там спит твоя любимая родная бабушка. (На табуретках посредине комнаты?) И тебе это непонятно. Зачем это взрослые так придумали, что положили твою любимую бабушку в такой не совсем удобной позе в этот ящик, такой тесный  и неудобный, и почему она всегда такая шумно пыхтящая и сопящая, и такая мягкая и тёплая, сейчас такая тихая и совсем не дышит? Тебе это никак непонятно. Но по тому, как на тебя смотрят все эти люди, ты о чём-то догадываешься. Что они все заранее договорились и сейчас играют в эту игру - торжественные похороны. А потом бабушка по сигналу: "Отомри!" вздохнёт (хватит уже притворятся!), встанет и спросит: "А который сейчас час? Что-то я разоспалась. А ты кушал(а)?"

Но игра начинает затягиваться, а бабушка не отмирает. Вот уже ящик вынесли во двор и поставили под сенью тополей (чтобы бабушка немного подышала свежим воздухом, раз уж она сама не хочет сейчас встать и выйти на улицу). А потом ещё куда-то повезли, и ты поехал со всеми. Вот зазвучала ужасно жалостливая музыка и ты неожиданно для себя зарыдал со всеми... Но когда ящик с любимой бабушкой опускают в какую-то очень глубокую яму,  ты понимаешь уже смутно, что эти взрослые чего-то переигрывают.

И первый раз приходит в твой ещё неокрепший ум это слово "никогда". И ты впервые слышишь (или до тебя наконец-то доходит) другое слово, такое простое и короткое,  обычное, но какое-то сурово упрощённое, как чистая холщёвая рубашка и острое, как серп, и такое же металлически-холодное и закруглённое. Короче, безликое, серое и невыразительное, как просто "тень".

Но ты уже начинаешь не только слышать это слово, но чувствовать и узнавать его по тошнотворно-сладковатому запаху, по недвижению, ему сопутствующему, по всплёскам эмоций и рыданиям взрослых, выворачивающим твою душу наизнанку... и по тени, скользящей у тебя за спиной. Теперь она будет преследовать тебя постоянно, неусыпно и ждать удобного случая, когда ты ослабеешь (и это тоже её рук дело) или вдруг случайно оступишься. Постепенно этих потерь становится всё больше и больше. А это значит, что она, Тень, подползает к тебе все ближе и ближе. Окружает тебя и этот круг суживается.
 
Облик Тени тоже со временем меняется. Он становится реальнее, осязаемее и чувствительнее. Раньше ты боялся её, как что-то непонятное и злое, а её вид ранил твою слишком нежную душу, и поэтому ты старался не смотреть в её сторону. Теперь ты уже не боишься, но чувствуешь её за своей спиной и слышишь, как она дышит тебе в затылок. А главное - ты уже конкретно ощущаешь её неоспоримое могущество.

Бороться с тенью бесполезно - лучше делать вид, что ты её не замечаешь... и бежать, быстро бежать, прямо со всех ног бежать, бежать не оглядываяся. От собственного отупения, от разлагающей лени, от ядовитого самодовольства и, одинаково, от самобичевания,  от крадущего часы твоей жизни сна, от чревоугодия и дурных привычек, от каждодневного секса,   превращающего тебя в биомашину по производству гормонов, от ... от самого себя. Потому, что всё перечисленное -  это её, Тени, приманки и заманухи, а не признаки и элементы жизни, как тебе поначалу казалось.

Но как бы ты не предохранялся от излишеств и вредностей, соблазнов и треволнений, всё равно от неё не улизнуть, а если удаётся перехитрить, то ненадолго. Она (и ты с омерзением чувствуешь это кожей, физически ощущаешь) лижет уже твои пятки. Ты можешь взобраться на высокую гору в Тибете, можешь мучить себя голодом, можешь заниматься йогой и не спать совсем ни с женщинами, ни с мужчинами (на выбор), можешь питаться одними полезными продуктами и витаминами, и ещё придумать для себя кучу всяких примочек и диет, но всё это только оттянет ваше с ней сближение, и она всё-равно когда-нибудь тебя догонит. И ты понимаешь, что в этой игре продуман только один вариант ответа и один выход из игры - финал. И тебе становится обидно, как будто тебя кто-то обманул. Кто только? Твои родители? Бог?  А кто тебе вообще что-то обещал? Или ты просто сам надеялся тогда, в детстве, и думал, что попал в мир исключительно добра и света, и следовательно такого непоборимого зла быть здесь даже и не должно. Ты, увы, ошибся.
 
Но можно вообще-то никуда и не бежать. Можно остановиться и гордо и смешно выпрямиться в наигранной браваде, выдавленной из тресущейся от страха тщедушной душонки, и решить жить вечно. Можно даже попытаться нагло плюнуть в морду этому отвратительному животному, и назло ему не беречь себя и жить в своё удовольствие, наслаждаясь драйвом земного существования.  И сразу же почувствовать за своей спиной её похотливое лобзание, это слюноточение с плямканьем, это смоктание с засосами. Не надейся, что она забудет тебя и обойдёт - эта тварь никогда и никого не забывает. И она липко облизывает и обволакивает тебя, как болотная грязная жижа,  пеленает  тебя в свои нити, как паук в кокон, чтобы потом медленно выпить из тебя, уже слабо дергающегося, трубочкой все твои жизненные силы, как коктейль, сладострастно высасывая, смакуя и причмокивая.

Ты можешь построить свою толстую оболочку спартанской невосприимчивости и монашеской сдержанности и придумать методику ограничений, спортивных занятий и постов, но они не защитят тебя от всепроникающего и разъедающего яда Тени, этой гадкой, зловонной  сущности. И твоя оболочка всё далее суживается, и ты сначала стоишь там внутри, в своём пузыре, гордо расправив плечи, потом уже сидишь, устало склонив голову, подперев подбородок, и наконец лежишь обессиленный, свернувшись калачиком.

Некоторые твои друзья, и кое-кто из знакомых уже остались за спиной. Даже твои кумиры, эти непотопляемые с виду корабли, плывущие однако в одно и то же время с тобой и, как ни удивительно, в одном единственном направлении в этом море жизни, по одному исчезают в его волнах. На их палубах ещё горят разноцветные огоньки и играет музыка, шелестят разноцветные  флажки и слышатся голоса толпы поклонников, и это даёт тебе надежду, что кому-то всё-же удастся прорваться, переплыть этот океан и не утонуть, но...

Ты начинаешь замечать, что и эти крепкие и весёлые счастливые корабли один за одним тонут. А твой бумажный кораблик такой жалкий и совсем беззащитный продолжатся болтыхаться в пенном море-океяне, но совсем уже прикольно и отчаянно безнадёжно. А эти пузыри лопаются один за одним, с такими же хлюпами, как и маленькие судёнышки, только сами хлюпы слышны громче.
 
Но иногда, это лупоглазое, бородавчатое, ядовитое чудовище, совсем уже обнаглевшее, ловит, своим липким длинным языком тех, кого по идее и не следовало, то есть самых красивых, самых умных или самых любимых всеми. Как хамелеон, перекрасившийся под окружающий фон, ловит бабочек стреляющим своим языком. Он выбрасывает длинный и липкий язык и ловит "букашек" на лету счастливой жизни, всеобщей любви и семейного счастья, творческой карьеры, не слушая доказательств несправедливости выбора и упрёков в нечестности игры, жалоб близких и просьб горячо любящих...

И мир вокруг тебя всё больше пустеет, скуднеет и мрачнеет, словно его накрывает ТЕНЬ.


Рецензии
Я не смог определить жанр данного произведения, но читается оно с интересом. Оригинальные повороты мысли, неожиданные зигзаги.. но это не ор игинальничание, а что-то серъезное.. В общем - очень даже неплохо.

Кузьма Кукин   07.07.2011 00:46     Заявить о нарушении
Спасибо! Жанр маленькие рассказы, миниатюры (типа). А стиль - "поток сознания" Вирджинии Вульф, во всяком случае планка на неё. ))

Саша Лейзем   25.10.2011 21:46   Заявить о нарушении
Глубоко. Многогранно. Читая, хочется бежать за полётом вашей мысли ожидая куда же она выведет в следующем повороте-абзаце. Приятная работа. Вы молодец (молодца).

Алексеев Дмитрий   29.12.2011 18:43   Заявить о нарушении
Бежать от самого себя невозможно. Тень есть и будет всегда. Это одна из слагаемых уравнения нашего бытия. По крайней мере до тех пор, пока мы в нём находимся. тень -свет,день -ночь, чёрное - белое, и т.д. Вообще мне кажется что тень страшна и густа ровно настолько, насколько слаб человек отбрасывающий её. Но по сути дела в ней нет ничего страшного и тяжёлого. Тень можно приручить.

Алексеев Дмитрий   03.04.2012 00:06   Заявить о нарушении