Ночной визит

   Случился со мной однажды этой весной довольно необычный случай.
   В общем, выпил я как-то раз очень изрядно, причем самых разных напитков. В тот знаменательный день в ход шли все крепкие субстраты, которые только могли быть доступны. Поводов для подобного времяпрепровождения  нашлось довольно много – кто-то «проставлялся» за свой отпуск, кто-то за день рождения, кто-то еще за что-то. Да это было и не столь важно, ведь самым главным было стремление всех нас объединиться друг с другом вместе – хотя бы ненадолго, хотя бы на время. И это было самым прекрасным и всеобщим чувством, которое двигало нами в тот день.
  Застолье продвигалось уверенно, бодро и стремительно. Всем вокруг было настолько легко, весело и чудесно, что никто уже не обращал внимания на то, что и в каких пропорциях и количествах выпивалось. Менялись наименования и марки напитков, формы и размеры ёмкостей, опустошенные бутылки уступали на столе место новым, и казалось, что это будет продолжаться до бесконечности. Веселье было в полном разгаре и блистало во всём своём великолепии. Произносились всевозможные тосты, пожелания. То тут, то там раздавался чей-то смех, кто-то рассказывал вслух какие-то случаи из жизни, совершенно не беспокоясь о том, что его никто не слушает. Видимо, каждый в тот момент проживал свою собственную жизнь, неповторимую и непередаваемую, такую, течению которой ничто не могло помешать, хотя она находилась в окружении множества других таких же жизней, каждая из которых так же текла и разливалась широко и по-своему во все стороны.
   Продолжалось всё это довольно долго, до самого вечера. Когда я пришел домой, уже начинало темнеть.
   Я чувствовал себя очень сильно усталым и, почти сразу лёг спать.
   Не знаю, успел ли я заснуть или нет, но спокойствие моё в любом случае оказалось недолгим.
   Очнулся я от смутного ощущения, что кто-то посторонний находился в моей комнате, хотя я знал, что кроме меня в ней в ни кого не было. Я решил, что мне это просто показалось. Перевернувшись на другой бок, я попытался заснуть.
   Вдруг я почувствовал, что кто-то довольно сильно толкнул меня в бок рукой. Я опять изменил положение тела, стараясь улечься максимально удобно, чтобы меня больше ни что не беспокоило.
   Я лежал с закрытыми глазами и прислушивался к тому, что происходит в комнате.
   Была абсолютная тишина. В комнате по-прежнему никого не было. Я снова попытался забыться сном, но вскоре опять почувствовал чьи-то толчки по спине. Они становились всё более настойчивыми и бесцеремонными. Зная, что в комнате никого нет, я старался не обращать внимания на все эти, как мне показалось, выдуманные мною же самим неудобства. Однако, в конце концов, я понял, что эти ощущения не были плодами моего воображения. Я явственно почувствовал, как кто-то, кто не давал мне заснуть, продолжал наносить мне удары в спину. Он осмелел до такой степени, что стал бить меня руками по голове. Удары отзывались во всём теле неприятными волнами.
    В конце концов, терпение моё было на исходе и, я громко и раздраженно спросил: «Кто здесь?»
   Удары по голове тотчас же прекратились. Воцарилась полная тишина.
   - Кто здесь? - спросил я еще раз, более громким, раздраженным и обиженным голосом. - Кто бы ты ни был, отстань от меня. Дай мне спокойно поспать. Я очень устал. Не доставай меня своими шутками - добавил я самым жалобным и умоляющим тоном, на который только был способен.
   Поворочавшись в разные стороны на кровати, я в очередной раз попробовал полностью расслабиться и погрузиться в безмятежный сон.
   Прошло несколько минут. Я не понимал, сплю я или бодрствую. Я вообще уже не соображал, на самом ли деле со мной происходили все эти непонятные ночные мучения или мне всё это снилось?
   Я твердо решил не поддаваться на провокации непрошеного гостя, кем бы он ни был и, несмотря ни на что, всё же, наконец, как следует заснуть.
  Поправив подушку и накрывшись поплотнее одеялом, я снова попытался впасть в забытье и взять штурмом Царство Сна, которое было столь желанным для меня в тот момент. Однако, мой невидимый гость, который уже успел стать для меня самым настоящим врагом, не унимался. Теперь он чередовал свои манипуляции следующим образом. Толчки в спину периодически сменялись ударами по голове, потом наоборот. Кроме этого, началось новое испытание. Невидимый гость начал раскачивать мою кровать вместе со мной - сначала из стороны в сторону, а потом вверх и вниз. Ощущения от этого были схожи с ощущениями при морской качке.
   Не было ничего неожиданного и удивительного в том, что вскоре меня стали охватывать сильные приступы тошноты. К тому же от полученных ударов невыносимо болела голова. Я понял, что не могу больше лежать. Вскочив с кровати и схватившись за голову от нестерпимой боли и поняв, что я уже не в силах кричать или даже громко разговаривать, шепотом спросил: - Ну, кто же ты? Кто мешает мне спать?! Кто ты, я тебя спрашиваю?! Отвечай мне или убирайся вон из моей комнаты! Хватит надо мной издеваться и играть со мной в прятки!
   В ответ раздалось какое-то непонятное шуршание и, вдруг какой-то тихий, но довольно настойчивый и уверенный в себе голос шепнул мне прямо на ухо: - Здравствуй. Это я. Дмитрий Иванович Менделеев. Это я не даю тебе спать.
   В голосе слышалась одновременно какая-то издёвка и, в то же время, укор. - Что же ты делаешь? Что же это ты себе такое позволяешь, а? - продолжал нашептывать мне голос. -Как же ты докатился до жизни такой?
- А что случилось, собственно? Что я сделал такого? – с недоумением пробормотал я. – Кто Вы вообще такой и как вы попали сюда?
- Я ещё раз повторяю для непонятливых – снова зашептал мне в ухо голос из темноты. Я Дмитрий Иванович Менделеев – известный русский учёный-химик и светило науки. Неужели ты не знаешь меня?
 – Знаю, конечно, - слабым от испуга и удивления голосом ответил я. – Но Вас же уже давно нет в живых. Вы давно умерли, насколько мне известно. Как Вы могли очутиться здесь, в моём времени, да к тому же ещё в моей комнате?! Этого не может быть! Я не верю Вам! Кто Вы на самом деле и как Вы попали ко мне? И что Вам нужно от меня? Вы не даёте мне заснуть всю ночь! Вы окончательно меня вымотали! Я не понимаю, в чём моя вина.
- Читал ли ты один из моих знаменитых трактатов и знаешь ли ты, о чём в нём идёт речь? – ответил мне вопросом на вопрос голос из темноты, где-то слева от меня.
- Подождите-подождите, - окончательно проснувшись, отреагировал я. – То есть Вы хотите мне сказать, что Вы – тот самый Менделеев, который создал знаменитую периодическую таблицу химических элементов, а также написал трактат о воссоединении спирта с водой? И Вы собственной персоной явились ко мне сейчас откуда – то из пустоты, чтобы мучить меня по каким-то совершенно непонятным, одному Вам известным причинам? А теперь Вы ещё собираетесь изводить меня своими разговорами? Не могу поверить в это! Чудес не бывает. Это совершенно невозможно. Всё это мне, видимо, мерещится. Сейчас я встану, включу свет, и Вы тотчас же исчезнете, как будто Вас здесь никогда и не было. Как Вам такой вариант?
   Сказав это, я встал с кровати и, уже направился было к выключателю, но голос слева вдруг рявкнул на меня: - А ну, оставайся-ка ты лучше там, где находишься! И слушай меня очень внимательно, или я на тебя разозлюсь по-настоящему! - Тебе не стоит выводить меня из себя. - Это в твоих же интересах – добавил он более мягким и вкрадчивым тоном.
   - Значит так. Я ещё раз повторяю, что я действительно тот самый Менделеев, про которого ты много слышал и которого знают во всём мире. И я на самом деле пришел к тебе и сейчас разговариваю с тобой. То, что меня давно уже нет на вашем свете, не имеет совершенно никакого значения, по крайней мере, для меня. Меня это нисколько не беспокоит. Мне абсолютно всё равно, на какой стороне я сейчас нахожусь – на этой или на той. Я теперь совершенно свободен от таких условностей, как принадлежность к какому-либо свету. Ведь за  мои прижизненные научные заслуги я получил лично от Небесного Властителя право перемещаться в любом угодном мне направлении совершенно свободно и, к тому же, бесплатно. Так что теперь я могу делать то, что мне не удавалось даже при земной жизни. Я могу путешествовать из того света в этот и обратно совершенно беспрепятственно и считаю, что вполне заслужил это своим преданным служением в своё время на благо всего живого. Но если ты думаешь, что я путешествую туда-сюда просто так, от того, что мне, попросту говоря, нечем заняться, от праздности и безделья, то ты ошибаешься. У меня и на том свете дел по горло, еле успеваю решать. Я ведь и там продолжаю свои научные изыскания, провожу химические опыты в новых, небесно-высотных условиях. Пытаюсь открыть и объяснить всякие, доселе неизведанные ещё свойства веществ и явлений. Хочу создать здесь свою собственную небесную химическую школу, набрать себе учеников и помощников из числа таких же, как и я, бывших при жизни учеными – химиками и продолжать с ними свои исследования.
А в путешествия, в том числе и на вашу сторону, я отправляюсь только в тех случаях, когда целью является научный интерес или когда у вас иногда действительно происходят какие-то совершенно необычные и неординарные события, которые могут каким-то образом представлять ценность для моей научной работы. К  тому же, я время от времени слежу за тем, как вы пользуетесь плодами моих прижизненных трудов, во имя чего и в каких целях их применяете. Вот так я и пришел сегодня к тебе. Можно сказать, по вопросу нарушения моих авторских прав.
   - Каких еще авторских прав?! Да что Вы такое говорите, Дмитрий Иванович?! – попытался спросить я предельно вежливо. - Я вас что-то не понимаю. К чему Вы клоните? О каких авторских правах Вы говорите? И причем тут я?! Что Вы имеете в виду?! Я в полном замешательстве.
- Мне нравится ваш тон разговора – перейдя вдруг на «вы» ответил мне Менделеев. – Наконец-то я вижу, что передо мной всё-таки культурный, образованный человек. А я уж сначала совсем в Вас разочаровался, молодой человек. Думал, что Вы давно уже разум свой потеряли. А оказывается, нет, не всё для Вас потеряно. Значит, с Вами можно ещё вести разумную беседу и попытаться Вам объяснить всё, что я хочу?
 - Думаю, что вполне можно – сдержанно, но чётко проговорил я. – Какие у Вас претензии ко мне? Кстати, может быть, Вы всё же разрешите мне зажечь свет и покажете мне свой облик? А то мне как-то неудобно разговаривать с Вами, не видя Вашего лица.
- В этом нет необходимости. К тому же Вы не сможете увидеть меня. Ведь я давно уже нематериален. Вы же понимаете, что у меня нет тела. С Вами сейчас разговаривает мой дух, а не материальная оболочка. Дух, который вечен и нетленн, в отличие от тела, которого давно уже нет и в помине. И важнее всего то, что я хочу Вам сейчас сказать и донести до Вашего сердца, а вовсе не моя телесная оболочка. Так что не будьте вульгарным материалистом и не пытайтесь увидеть меня так, как Вы привыкли видеть живых людей. В конце концов, если уж для Вас это так необходимо, Вы можете прямо сейчас представить себе мой облик в своём воображении. Думаю, этого будет вполне достаточно для нашей беседы.
   Мне не оставалось ничего, кроме того, чтобы согласиться с доводами Менделеева. Да к тому же у меня совершенно не было сил вступать с ним в какие-либо споры. Самочувствие было хуже некуда. Все тело болело и ныло, в голове стучало и шумело, внутри неё раздавался какой-то неприятный треск.
- Значит так, молодой человек, - продолжал Менделеев. Расстроили Вы меня очень и обидели своим небрежным отношением к одному из самых моих важных открытий!
- Это к какому же? – поинтересовался я.
- Нетрудно догадаться, к какому! К водке. К этому замечательному и нужному всем людям напитку, к которому я имею самое, что ни есть, непосредственное отношение. Ведь Вы же знаете, что это я вывел самое оптимальное соотношение спирта и воды и написал по этому поводу целый трактат? Даже если Вы не изучали его, думаю, Вы знаете о нём достаточно. Я прав?
   Я кивнул. – Ну да, я что-то слышал о том, что это Ваша идея о том, что водка должна иметь крепость сорок градусов.
- Ну, вот видите? А ещё Вы, наверно, знаете, что водку нельзя смешивать с другими напитками? И что градусы нельзя понижать, если Вы начали с водки? И вообще, что надо напиток этот употреблять осторожно и в меру, чтобы получить от него максимальное удовольствие и не навредить себе? Ведь Вы в курсе этого?
- Конечно в курсе! – ответил я. - Но что из этого следует? В чём моя вина?
- А вина Ваша в том, что сегодня днём Вы позволили себе отнестись без должного уважения к водке. Мало того, что Вы употребляли её без всякой меры, так ещё и запивали её пивом, портвейном, самогоном и другими совершенно немыслимыми и несовместимыми с ней напитками. А чем Вы её закусывали, помните? Всем подряд, но только не тем, чем её положено закусывать! Я расценил этот Ваш поступок, как прямое нарушение моих авторских прав. То есть я, как автор, как изобретатель этого уникального напитка, был глубоко оскорблен таким наплевательским отношением к своему детищу. И вот теперь я предъявляю Вам по этому поводу свои претензии и хочу, чтобы Вы их удовлетворили.
- А как я могу их удовлетворить? – удивился я. – Я понимаю, что виноват, что вёл себя неправильно. Я всё это осознаю и постараюсь больше так не делать, но что я могу сделать для Вас сейчас?
- Просто отдайте её мне, - ответил Менделеев. – Я хочу, чтобы Вы вернули мне те излишние количества водки, которые Вы сегодня выпили. Ведь я не могу позволить себе спокойно наблюдать, как бездарно пропадает изобретенный мной когда-то напиток. Отдайте его мне или я сам заберу его у Вас. Именно за этим я и пришел. Я даже не хотел с Вами разговаривать. Хотел просто придти, забрать то, что мне нужно и исчезнуть. Поэтому я и тряс Вас, не давая Вам спать. Так что лучше верните мне все излишки. Это избавит Вас от страданий, а я покину и не буду больше Вас беспокоить. Думаю, не надо Вам объяснять, что нужно сделать? Вам всего лишь нужно положить два пальца в рот. И всё.
- Какой вы, однако… коварный, Дмитрий Иванович, - осмелился возразить я. – Может, Вы простите меня на этот раз? Я постараюсь в будущем не обижать Вас подобным неуважительным отношением к вашему изобретению.
- Я не коварный, - ответил мне Менделеев. – Я просто люблю справедливость. Поэтому попрошу меня не задерживать здесь более и выполнить моё требование чётко и в полном объеме. Мне уже некогда с Вами разговаривать. Я и так уделил Вам слишком много своего времени. Итак, я жду. Как только Вы сделаете то, что я от Вас требую, Вы сразу же почувствуете себя лучше и спокойно заснёте. Ну, и конечно, я надеюсь, что впредь Вы не будете меня огорчать и не заставите вновь бросать все свои важные дела и мчаться к вам сюда.
   После таких слов я был вынужден сделать то, что он от меня требовал…


   Вернувшись в комнату, я включил свет. В комнате не было никого, кроме меня. Мой незваный гость не оставил никаких следов своего пребывания.
   Я вновь начал думать, что весь этот разговор с Менделеевым был всего лишь сном. Ведь всё в комнате стояло на своих местах. Казалось, в ней ничего не изменилось. Вся обстановка, все вещи продолжали оставаться такими же, какими они были всегда, изо дня в день. Именно такими я давно уже их привык их видеть. И всё же у меня создавалось ощущение, будто кто-то следит за мной. Мне казалось, что я ощущаю на себе чей-то взгляд. Но в то же время я знал, что я был один в комнате.
  Я начал пристально рассматривать комнату, стараясь не упустить ничего, что могло бы хоть как-то объяснить это смутное ощущение слежки за мной. Однако, ничего странного или необычного я так и не заметил.
   Я уже чувствовал себя гораздо лучше, чем пару часов назад. Головная боль и тошнота прошли. Постепенно на меня вновь стала наваливаться сонливость и покой. Чтобы поскорее заснуть, я решил что-нибудь почитать перед сном – неважно, что, лишь бы только это способствовало быстрому засыпанию. Я взял с полки первую попавшуюся мне книжку. Пробежав наспех глазами пару-тройку страниц, я почувствовал, что засыпаю, причем на этот раз действительно по-настоящему и до утра.
   Вскоре книга выпала из моих рук.
Я крепко спал, спокойным и безмятежным сном человека, который заслужил себе это право – право на глубокий и здоровый сон.
   Мне снилось, как через приоткрытые шторы моего окна, откуда-то со своих небесных высот смотрел на меня, улыбаясь, Дмитрий Иванович Менделеев.
   В какой-то момент я увидел, как он спустился с небес, бесшумно просочился в комнату через окно, вместе с лучами лунного света. Подняв с пола уроненную мной книгу, он что-то написал в ней своей рукой. После этого он положил книгу на стол и покинул комнату тем же самым путем, каким и попал в неё – через окно.
   
   Когда я проснулся утром, я не мог вспомнить почти ничего из событий минувшей ночи. Однако на душе у меня было хорошо и спокойно. Ничего не терзало и не тревожило меня. Я был совершенно спокоен и счастлив, сам не знаю, отчего. Мне ничего не хотелось делать. Все тяготы, заботы и проблемы показались мне вдруг такими далекими и бессмысленными. Я просто лежал в своей кровати и наслаждался чудесной свежестью раннего весеннего утра.
   Оглядывая свою комнату, я вдруг обратил внимание на лежащую на столе раскрытую книгу, которую я читал вчера перед сном. Книга была открыта на какой-то практически пустой странице. Наверно это было началом новой главы или раздела.
   В левом верхнем углу её я увидел надпись, сделанную кем-то от руки - мелким, размашистым почерком:
 «Желаю Разума, Удачи и Счастья.  Д.И. Менделеев».

23-24 апреля 2011г.
   


Рецензии