Варюша

Полутёмный зал подвального кафе при школе – непозволительная роскошь при советской власти, в конце 1990-х  не выглядел чем-то экзотическим. Послабление кооператорам в создании маленьких торговых точек и кафешек проникло и  в стены простой школы. Играла цветомузыка  и переливалась огнями,  за столом сидела небольшая компания. Повод для собрания был более, чем весомым: в город приехал Томас  Кренер, представитель  знаменитой туристской фирмы Великобритании для подписания контракта о содружестве и туризме на Байкале. Если со стороны Великобритании он был единственным представителем, то со стороны маленького города  собралась довольно большая компания, и среди них несколько довольно симпатичных женщин. Представительство мужчин в составе главного инженера дороги, руководителя местного отделения Коммунистической партии, дополняли учитель английского языка местной школы  и человек, затеявший всё это дело – приземистый татарин, создавший несколько клубов по интересам в городе и мечтающий создать клуб любителей английского языка. И среди этой разношёрстной публики выделялась одна женщина, которая сначала тихо сидела в углу, не участвуя в разговоре, а потом в одиночестве танцевала в тёмном пространстве кафе.  Во всём её облике было что-то потаённо-грустное, какое-то неприкрытое страдание выражалось всеми её движениями в танце и в поведении за столом. Другие дамы были более свободны в общении и поведении. Задав свои вопросы на английском языке, который  уже полгода учили в группе, они смеялись и перекидывались фразами между собой. И лишь она одна не принадлежала этой компании, и её никто не знал. Анне, русоволосой,  уверенной в себе женщине, стало жаль незнакомку, и она подошла к ней.
- Меня зовут Анна. Вы ведь не случайно оказались здесь? – спросила она темноволосую молчаливую гостью вечера.
-  Варя. Тётушка посоветовала мне пойти сегодня на эту встречу. Я в школе прекрасно владела английским, хочу подновить.
Так они познакомились


Она так устала за этот бесконечно длинный день. На работе нагрузка под завязку, день рождения. Готовка, беготня по магазинам, сервировка стола…  Конечно же, и дети, и муж помогали ей во всём, но основная обязанность хозяйки  дома привела её на кровать в то время, когда в соседней комнате вся компания собравшихся друзей их семьи отмечала её день рождения. Их, как всегда на подобных встречах, было много, около двадцати человек. Они громко смеялись, шутили, пили, ели, плясали. А она в одиночестве лежала на кровати и пыталась успокоить головную боль.  Дети носились на улице, никто ей не мешал.

 Анна радовалась, что у неё так много друзей, они все пришли поздравить её. А главное, среди них Варя, её верная подруга. И сразу перед глазами возникали недавние события:  уроки английского, где они всегда сидели вместе, поездки на Байкал и озёра отдыхать, их бесконечные разговоры о том, как Варвара ездила к бывшему мужу в одну из бывших советских республик.  Как она созвонилась с ним и стояла на площади в его ожидании, вся холёная, красивая, эпатажная в своей новой одежде. И как он пришёл на площадь и не узнал её, ожидая увидеть понурую, убитую горем брошенной жены женщину, такую, какой она была ещё год назад. А она смотрела на него, постаревшего, неопрятного, с потухшим взглядом;  и  с чувством надменной гордости рассказывала ему о своей новой жизни, о дочери, которой сменила имя и веру. Видно не всё было хорошо в новой семье бывшего мужа, ради которой он бросил её с дочерью.  Варя приехала тогда за разводом и швейной машинкой, подарком её матери на их свадьбу, единственной вещи, которую ей было жалко оставить  у мужа. Она ничего не взяла из того, что было нажито за семь лет их счастливой жизни.

Анна радовалась, что на этот день рождения Варя пришла не одна, а с мичманом, разведённым красавцем из местной воинской части, с которым  познакомилась в ресторане.  Евгений так расхрабрился в тот вечер, что выйдя из дома, заснул на узенькой лавочке между грядками, засаженными матиолой. Запах ночной фиалки, любимых цветов Анны, распространился на весь двор.  Варька смеялась, растаскивая жениха, уговаривая его идти домой. Это звучало странно, но это было так. Бывшая жена Женьки  с его детьми уехала  за мужем в новое место службы, освободив квартиру, куда перебралась новая семья. Анна засмеялась, вспомнив, как Женя вёл её домой в середине ночи, когда она поссорилась с мужем, купила бутылку коньяка и завалилась к Варе. Коньяк они выпили вдвоём, и Варя в провожающие не годилась, а Женя вёл абсолютно пьяную Анну к мужу.  Спасибо Варьке. Она сняла с неё напряжение от ссоры.

- За что она так?  Я ей что, кухарка? – думала Варя, занимаясь выпечкой торта для приезжих иностранцев.
- Я такая же, как она. Почему я должна печь булочки, готовить торт, в то время, когда они этого не делают?  Я тоже могу умно беседовать  с иностранцами о чём-нибудь, и запаса слов у меня хватит! Подумаешь, великие специалисты!  Ещё подруги называются!
Но булочки испекла, и торт приготовила на славу.

-  Какая Варька умница! – рассуждала Анна.
-  Как хорошо, что она такая мастерица! Я смогу привлечь её в общее дело. Если иностранцы заинтересуются её кухней, она может поработать у них в свой отпуск! Им так понравилось, что они уже предложили ей эту поездку вместе с  мужем! А это – деньги, а главное – связи! Как жаль, что она сама такими талантами не обладает,  – думала Анна, провожая поезд, увозящий группу туристов в Тынду.
Но Варя от поездки отказалась наотрез, сославшись на полную загрузку на работе и желание в отпуск съездить в Турцию. Хозяин – барин. А вернее, хозяйка – барыня.
Обиды – в сторону. Они – подруги!


А потом наступили годы тоски  и страданий. Болезнь мужа выбила семью Анны из колеи.  Годы она боролась за его возвращение к нормальной жизни. Так боролась, что истощила все свои силы до капельки и попала в больницу.  Пребывание в палате было свободным. Надо было только принять лекарства и потом идти куда угодно. Уколы ставили утром до одиннадцати часов. Стояла неимоверная жара. Первый день, прождав мужа с детьми, Анна увидела их только вечером, они приехали с  озёр, загоревшие, отдохнувшие и счастливые. И всё бы было нормально, но с ними была Варя с дочкой. Она усиленно спрашивала Анну о здоровье, рассказывала о том, как замечательно они отдохнули. Анна попросила мужа назавтра забрать её из больницы после одиннадцати. Он кивнул головой.
Назавтра прошёл обед, а мужа с машиной всё не было. Все женщины разъехались по своим домам со своими мужчинами, и только Анна в одиночестве сидела у окна. Не выдержав, она, как была в халате и тапочках, направилась домой пешком. Сил  было так  мало, что ей приходилось несколько раз присаживаться на лавочки отдыхать.  Мужа дома не оказалось. Они уехали на озёра отдыхать. Снова с её подругой. Приняв душ пополам со слезами, Анна поплелась  в больницу.  Поздно вечером, проездом с озёр, её муж с её подругой  зашли её проведать.
-  ………., - матом встретила их Анна.
Варвара, покраснев до ушей, ринулась по лестнице вниз.
- Как она могла? За что? Я бы никогда не позволила себе ничего такого по отношению к её мужу! Мы же подруги!
Муж Анны долго уговаривал Варьку,  сваливая всё на причуды жены, её непредсказуемость и бессердечность.
Вскоре у Анны был день рождения.
- Ты должна пригласить Варю! Она твоя подруга! Извинись перед ней!
Анна, никогда не спорившая с мужем, упрямилась. Но сдалась. Позвонила, попросила прощения за свою несдержанность и пригласила ту  на свой день рождения.
Лучше бы она этого не делала.
Муж так ревностно следил за её поведением, оберегал Варю от случайно не в том смысле брошенных фраз, бранил за  не вовремя принесённый  Анной чай  для Варвары, так умиленно смотрел в сторону её подруги, что вечером они опять поругались. Анна плакала весь вечер, думая, что это был не её день рождения, а триумф бабской сущности её подруги и дон жуанской сущности её мужа.
Вскоре Варвара с Евгением сочетались законным браком.

А потом  Варька на годы исчезла из  жизни Анны.
Чёрные свои годы жизни Анна не любила вспоминать. Но что было точно, тогда Варвары в её жизни не было, так  как она была занята работой, поездками, новыми богатыми друзьями, французскими духами тут и там разными, выборкой хороших вин,  блестящими вечеринками и бальными  танцами. Анна не осуждала её. Что она могла дать своей подруге, когда муж был болен, денег не было, работа со всех сторон, и не проглядывалось никакое будущее?  Разрыв в уровне жизни увеличивался. Сытый голодного никогда не поймёт. И на вопрос коллеги о том, почему это Варька к ней не ходит, а по телевизору в местных новостях часто показывают её путешествия по южным курортам  в приличных компаниях, Анна, смеясь, ответила:
-  Будет ей плохо, прибежит…Мы же подруги.
И как в воду глядела.


- Помоги!!! Я не могу найти дочь! Она уехала учиться в город, и потерялась! С работы мне пришлось уволиться, денег нет, Соня потерялась! Помоги!!!
Варвара была черна от горя. Анна, зная, что ей придётся отвечать перед вышестоящей организацией за каждую минуту телефонного разговора со своего служебного телефона, битый час обзванивала все возможные номера, которые находила в далёком городе. И, наконец, ей ответила Соня!
Передав трубку Варе, Анна ни намёком, ни жестом, ни словом не выдала, что ей попадёт за этот разговор, который длился больше часа!  Варвара говорила и говорила, плакала и плакала. В кабинет заходили люди, которых Анна выпроваживала жестом, не давая прерваться связи матери с дочерью. И только тогда, когда Варя записала адрес дочери, телефон, договорилась о встрече и своей поездке, Анна положила трубку телефона.
Девочка нашлась, и это главное! Какие пустяки – её отчёт на ковре перед начальством,  вычет оплаты за разговор из зарплаты и выговор! Девочка нашлась! Какое счастье, что она смогла помочь!
Они ведь подруги!
Но беда не приходит одна. Варе пришлось помыкаться без работы, переходя с одного места на другое. Везде частники, везде интриги, нигде она не смогла удержаться более нескольких месяцев. Но Женька ушёл на пенсию, прекратил платить элементы, всё как-то должно устроиться.
- Я помогу тебе, - сказала Анна,  - постараюсь выбить ставку программиста, устроим Женьку к нам, будет работать с моим сыном, тот его всему научит, он оснастил этот узел связи компьютерным обеспечением с нуля.  Пока ты не найдёшь работу.
И у неё всё получилось!
Знала бы она, чем поплатится за своё великодушие.


Евгений оказался  пройдохой, непорядочным человеком. Получив полностью пенсию, зарплату и имея должность, он возомнил себя хозяином жизни. Домашние разборки с Варькой ему наскучили, и он сразу забыл те десять лет, что прожил за её счёт, не получая зарплаты в части, имея тридцать три процента алиментов. Теперь он был на коне. А тут, в соседнем кабинете, классная бабёнка, которая в долгих беседах поняла его душу…  Ну и что, что она замужем, как за каменной стеной. Муж её тоже не понимает. Ну и что, что она купается в роскоши, теперь и у него есть деньги, и он может покупать ей дорогие подарки!  И в то время, когда Варвара сидела неделями без хлеба, он благополучно снял себе квартиру, покупал дорогие украшения для своей любовницы и встречался с нею, оставив семью. Он в полной мере решил отыграться за распад первого брака, когда жена бросила его. Теперь бросил он. В самую трудную минуту. Но на беду, он вдруг увлёкся ещё одной  страстью – игрой на автоматах, где просаживал все свои деньги, веря в выигрыш. Любовнице такой жизни хватило на несколько дней, потом она успешно вернулась к мужу. Но город полон одинокими бабами – нашлась третья, приютила.


Анна с мужем загорали на пляже. Варвара шла мимо, опустив голову до колен, ничего и никого не видя.
- Варенька! Ты ли это? На тебе лица нет! Рассказывай, что случилось? – попросила Анна.
Варя под выпитый глоток вина со слезами на глазах поведала свою историю о безработице, об измене мужа, о безысходности.
- Не печалься!  Мы обязательно что-нибудь придумаем! – сказала Анна.
- Мы ведь с Варей подруги. Ей нужно помочь, - мысленно добавила она себе.
- Возьми Варю на работу! Ну, хоть кем! – просила Анна знакомого друга.
- Получилось! Она работает! Есть должность, есть зарплата, есть надежда на будущее! При её-то трудолюбии! – радовалась Анна за подругу.

У бывшего мужа Вари всё-всё  пошло как по маслу. Его бесконечные жалобы в  вышестоящие инстанции на сына Анны привели к тому, что парня сократили, а его оставили, заменив предварительно наименование должностей в штатном расписании, несмотря на молодость, стаж работы, профессионализм одного,  и пенсионный возраст, склочность характера, непрофессионализм другого.  Любое начальство, если захочет придраться, всегда найдёт мотивацию и способ убрать мешающего им работника, все люди имеют свои слабости.
Великодушие Анны по отношению к своей подруге  сыграло плохую шутку с ней самой. Найти работу в небольшом городе очень сложно. 

Несчастье в семье бывшей жены директора Вари неожиданно привело Варвару к повышению по службе – из завхоза небольшой организации она попала в святая святых – администрацию города на приличную должность. Судьба наконец-то отблагодарила её за годы мытарств. Всё уладилось и у дочери:  она закончила учиться и уехала жить к своему бой-френду в Лондон.  Суды с бывшем мужем по поводу квартиры были решены в пользу Варвары с дочерью (в своё время Евгений удочерил девочку). Всё складывалось прекрасно! А тут ещё новый образовавшийся круг сочинителей, где можно блеснуть своими талантами!

Но прошлое не оставляло, оно мучило и выходило на бумагу в душещипательных стихотворениях, которые на дух не переносила Анна. Она, вся направленная на позитив, отчаянно спорила с Варварой и просила её сочинять что-нибудь более позитивное.  Варя не понимала, дулась, спорила, доказывала свою правоту.  Анна говорила ей, что она вновь программирует себе очередное падение, очередные неприятности, которых и так немало было в её жизни.  А сама трудилась, выискивая  большие и  мелкие дела и события, направленные на благо России, жизни, окружающей среды. Работала до седьмого пота, невзирая на сопротивление, непонимание окружающих.

Конфликт был неизбежен.

И он произошёл. Счастливая, полная достоинства и внутренней полноценности сочинителя, Варя на очередную встречу принесла стихотворение какой-то поэтессы, найденное ею в Интернете, как эталон поэзии.
Сказать, что это стихотворение – яркий пример жизни дьявола на Земле, значит, ничего не сказать. Там было всё: разрушения, атомная бомба, кризис души и т.д. Более чудовищного примера для создания, а вернее разрушения Мироздания, придумать сложно. Анна выступила с критикой и уговором Вари переменить своё мнение, увидеть внутреннюю сущность стихотворения. Зная весь трагический ход событий жизни Вари, не раз вытаскивая её из критических ситуаций, она хотела лишь помочь подруге в очередной раз, отвести ту от беды. Но Варя, две недели анализируя ситуацию, пришла к выводу, что покушаются на её собственное «Я», не дают ей выкинуть ту боль и отчаяние, которое до сих переполняло её в глубине души. И она взлелеяла в себе чувство несправедливости по отношению к ней.

- Почему это произошло? – думала Анна и пришла к выводу, что Варя выстрадала свои стихи, своё мировоззрение, и имеет полное право его высказывать, ничего не меняя. Зачем ей позитивная направленность в  стихах?  У неё есть свой круг читателей, которым нравится её лирика. У неё есть те, на кого она может сбросить весь негатив, накопленный за годы жизни. Что они будут с ним делать, её не волнует. Главное, они её понимают, а она освобождается от внутренней боли, разбрасывая её в пространство и деля между читателями. 
Своё несогласие, полный разрыв взаимоотношений, Варя выставила на всеобщее обозрение в Интернете, демонстрируя себя униженной, обиженной и оскорблённой подругой.

Поступок Варвары поначалу обескуражил Анну, она пыталась достучаться до сердца подруги. Но Варя была неумолима, а  Анне не захотелось вновь принимать на себя этот чудовищный разрушающий негатив Вари. Тогда Анне ничего не осталось делать, как отпустить подругу в свободное плаванье на все четыре стороны, отрезав все пути возвращения  к себе за очередной подпиткой энергии при очередном падении с высот великого собственного непогрешимого «Я».  И ей стало легче. Зная, что она не будет себя винить в том, что не подключилась, как всегда, к спасению подруги во время её очередного кризиса. А что кризис будет ещё более разрушительным, чем все предыдущие, вместе взятые, она не сомневалась, так как Абсолют не прощает, когда ему вместо  подпитки  отдают лишь боль и страдания и не возвращают впоследствии взятую в долг энергию, Абсолют забирает её сам. Она задвинула свою жалость по отношению к бывшей подруге и сосредоточилась на выполнении больших и малых дел в своей жизни, не растрачивая своей  энергии на пустые переживания, почему и как завершилась многолетняя дружба с подругой.  У каждого свой путь в жизни. Пусть Варя будет счастлива, проживая те мгновения, которые даны ей до следующего падения.

26.04.2011


Рецензии
Очаровательная проза.Заглотил.

Юрий Николаевич Горбачев 2   02.12.2022 04:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.