Четвертая палата. Сценарий

Основные действующие   лица:
1. Никон - (Николай Адольфович Зацигин) пожилого возраста инвалид. Всю свою сознательную  жизнь копал ямы.
2. Артур Липатов – бывший начальник отдела разработок большой компании, возраст 29 лет.
3. Яков Коробкин - бывший студент гуманитарного ВУЗа,  возраст 21 год.
4. Врач - (Давыд Давидович Кацман) мужчина лет 40 с небритой физиономией и нездоровым блеском в глазах.
5. Зимин Георгий Ильич – генеральный директор.
6. Максим Федорович – зам. Директора по вопросам развития.
7. Алина – библиотекарша.
8. Петрович – один из трех землекопов.
9. Медсестра.
10. Старуха.
11. Граф – местный феодал.
12. Иштов – разнорабочий.
13. Риттер.
14. Мэр.
15. Леви.
16. Борис Федотович.
17. Нифер №1.
18. Нифер №2.
19. Нэд.
20. Хитрый.
21. Старик.
22. Жена старика.
23. Гошик – друг Якова.






Действие №1

ЦЕНТР ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.

Утро. Больничная палата с четырьмя панцирными койками, три  из которых заняты.

Яков: Артур, я попью воды?
Артур с недовольством: Да не спрашивай уже!
Я: Говорят, сегодня будет внеочередное обследование…
Никон: Давыдыч совсем рехнулся, позавчера отвечали на его дурацкие вопросы.
А: Да, я заметил, что он не в себе, вернее почувствовал. В отношении его ничего не видно.
Я: Полежишь здесь подольше узнаешь его как облупленного.
А: Кстати, знаете, что цифра четыре в Японии является символом смерти, там даже в домах нет четвертого этажа. А у нас палата четвертая и для полного конца Света не хватает четвертого человека в палате, а она сами видите на четверых (усмехается, остальные настороженно смотрят то на него, то на пустующую кровать).

Входит медсестра и разности таблетки.

Н: Голуба, а нельзя шторы постирать или вовсе убрать?
Медсестра: В прачечной авария (спохватившись) впрочем, мне нельзя такое вам сообщать.

Уходит, тихо притворяя дверь.

Я: Знаете. Я только здесь понял, что смысл жизни в самом ее проявлении, так как при отсутствии жизни глупо говорить о ее смысле.
А: А как же потуги всех мудрецов прошлого и настоящего? А как же вечное требование хлеба и зрелищ? И что же получается, в жизни есть страдания, думаю, что они неизбежны, и выходит, что смысл жизни нужно искать помимо наслаждений еще и в страданиях?
Я: Во-первых, страдания неизбежны не для всех, для большинства конечно. Да, но есть единицы, которые избежали их. Во-вторых, по большому счету, обобщая, страдания это или наслаждения – неважно, ты меня не понял…
А: Ну, куда уж нам…
Я: Течение жизни, то есть социальное положение данного человека, его психическое, материальное и прочие состояния, безусловно, зависят от поступков, намерении, мыслей его, но это все частности, главное – это проявление жизни в целом.

Во время разговора Якова с Артуром Никон читает газету.

Я: Вообще-то я думаю, что если ничего плохого не происходит, то камни лучше не трогать.
А: Да? (с издевкой) А может лучше вообще под ноги не смотреть?
Я: Перестань паясничать. Просто когда я ходил из дома в институт и обратно, я думал что это я приглядываюсь к камням, а оказалось наоборот…вот и…

Открывается дверь и входит Давыд Давидович Кацман.

Д: Доброе утро. Хочу сообщить о нововведениях.
Н: Вместо таблеток будут делать клизмы? (усмехаясь).
Д: Николай Адольфович вы бы этого хотели? (улыбаясь).

Никон вновь утыкается в газету. Давыд продолжает, садясь на край кровати.


Д: В министерстве здравоохранения в который раз были реформы и до нас дошли кое-какие директивы. Так вот: наш главврач предложил внедрить в практику лечения так называемое коллективное собеседование, по аналогии американских медиков, которые практикуют уже давно групповую терапию,  где несколько пациентов со специалистом рассказывая о своих проблемах, помогают друг другу найти какие-то решения что ли. В общем, мы попробуем. После обеда жду вас в комнате отдыха, господа.

Н: Будем только мы?
Д: Да, начнем пока с вашей палаты, просто нужно все апробировать, а вы люди вполне здравомыслящие…
А: Спасибо (обидевшись).
Д: Извините.…Так вот, начнем пока с вами. До встречи.

Уходит, осторожно прикрывая дверь.




Действие №2

Столовая. Несколько столов, за которыми пациенты довольно спокойно поглощают пищу. За одним из столов, сидят обитатели четвертой палаты.

Н: Артур, зря ты обижаешься на Давыда, он хороший. Ну а мы же наверное, правда, не в себе.
А: Да просто раздражаться стал по мелочам, черти совсем одолели, еле сдерживаюсь иногда…
Н: Яков, а ты лучше не пугай его (показывает на Артура) своими домыслами, вспомни каким его привезли, уж сам от тебя такого наслушался, что лучше не стоит в слух-то…
А: Николай Адольфович, а вы сами как думаете насчет смысла жизни?
Н: Да что вы, парни, не в том возрасте я чтобы об этом думать-то.
Я: А все-таки, Адольфыч? Я тебе котлету свою отдам.
Н: (усмехаясь): Ну как вам сказать, я ведь почти всю жизнь ямы копал, часто на кладбищах работал, так вот людей много всяких пришлось повидать, причем не в будничном  настроении так сказать (откусывая котлету, продолжает) и через несколько лет стал замечать сходство меж людьми некоторыми. Бывало, посмотришь на одного, и как будто видел его где-то, только нос был покороче, к примеру, или еще чего-нибудь не так. В общем,…примечая все это меж лицами,  и подумал тогда, что можно выстроить цепочку из людей, один из которых похож на соседа, сосед на своего соседа и так далее. Я даже тогда  хотел начать фотографировать лица, а потом эту цепочку составить,… но то да се, … что говорить- то…
А: Николай Адольфович, я не понял, причем здесь лица?
Я: Так ведь из этого выходит, что людей не множество, а всего-навсего одна единственная личность, сдвинутая и размазанная в пространственно-временном континууме. Все лица, то есть люди отображают всевозможные варианты психофизических состояний этого человека... Как же раньше до этого не дошел (бьет себя ладонью по лбу).
Н: Да ничего из этого не выходит, я же просил тебя помолчать (доедает).
А: Ладно, пойдемте в комнату отдыха… неслучайно нас поместили вместе, и еще в эту палату...




Действие №3

Комната отдыха, бывшая видимо раньше красным уголком. На подиуме стоит бюст Ленина. Давыд сидит на стуле, закинув ногу на ногу, остальные также расположены на стульях, расставленных по кругу. Стульев пять, один пустует.

Д: Так вот, господа, давайте вспомним из вашей жизни самые неприятные моменты, события, а потом попробуем проанализировать их. Итак, кто начнет…?

Молчание.

Д: Напомню, что это поможет выздоровлению, ведь ваши неврозы пока статичны и наши индивидуальные беседы ни к чему не привели. Я пытаюсь вас успокоить бромидами, но это не то. Если при коллективном собеседовании наметятся улучшения, я буду упразднять таблетки. Вы здесь по доброй воле, так что прошу…
А: (помявшись). Воспоминания, они же, как джинсы, с возрастом только интересней становятся, вот только все плохое уходит…
Д: Ну  на сей раз, Артур, давайте вспомним, ведь все прошлое в целом формирует настоящее, а значит и ваши страхи о преследованиях. Давайте попробуем связать прошлое с вашим нынешним состоянием. Рассказывайте что хотите.
А: Это последнее что я помню, после чего каким-то образом попал сюда.…Я являюсь  начальником отдела развития и разработок крупной торгово-промышленной компании…




Действие №4

Совет директоров компании. Большой кабинет. Сидят несколько человек в офисных креслах.  Во главе стола сидит генеральный директор Зимин Георгий Ильич. Среди собравшихся находится Артур.

ГИ: Все объемы продаж на том же уровне, что и раньше. Пока нет развития, несмотря на то, что мы внедрили новый рекламный проект и  провели переподготовку персонала. В чем дело Максим Федорович, вы месяца два тому назад заявляли, что этих мер будет достаточно, чтобы повысить сбыт?!
МФ: Георгий Ильич, с нашими размерами и количеством сотрудников рано пока еще ждать результатов. Система предприятия инертна, с этим ничего  не поделаешь.
ГИ: Так расшевелите систему…
А: Извините, а может все-таки попробовать ввести новые разработки…
МФ: Они еще не совсем готовы, рано еще пока…
ГИ: Да что вы все заладили, Максим Федорович, свое: «Рано еще пока ». Артуру в данном случае виднее готовы они или нет. В конце концов, разработки неплохие, мне до пол ночи объясняли их суть, ну, в общем,  думаю, я понял, так что давайте что-то делать, двигаться будем…. Артур займитесь - я даю добро.
А: Георгий Ильич,  а финансы на апробацию образцов…
ГИ: Я все предоставлю, это для нас сейчас не проблема…(пауза). Ну, на этом тогда и закончим, всем спасибо,…Артур, останьтесь, пожалуйста.

Все встают и уходят.

ГИ: Артур, садись ближе.

Артур пересаживается на ближайшее от директора кресло.

ГИ: Артур, ты у нас давно работаешь, возглавляешь большой отдел, но для того чтобы занимать такую должность мало быть хорошим администратором, коим ты, несомненно, являешься.
А: Вы считаете, что я не компетентен в тех темах, над которыми работает мой отдел?
ГИ: Да нет же, ты пожалуй лучший! … Как ты думаешь, почему мы  так стабильны, хотя химией занимается множество компаний, и это продукция не первой необходимости, и у конкурентов, честно говоря, есть продукция намного лучшего качества, чем наша, и вообще существует масса причин, по которым мы могли бы давно прогореть…
А: Так в чем же дело?
ГИ: Понимаешь, мы находимся в структуре гигантской организации, охватывающей все сферы деятельности. Задача ее состоит в построении совершенно иного общества. С иными устоями и  целями. Мне и некоторым другим членам хотелось бы видеть и тебя среди нас.

Подходит к сейфу и что-то достает.

ГИ: Смотри (протягивает медальон Артуру),… бери.

Артур принимает и рассматривает.

А: Это же связанно с культом Сатаны.
ГИ: Одень на шею, и спрячь, ты почувствуешь его силу.

Артура охватывает дрожь.

ГИ: Езжай домой, отдохни, а завтра к девяти я жду тебя здесь. И принеси горсть земли, которую возьмешь возле своего дома.

Артур уходит.



Действие №5

Артур на машине едет домой, включив музыку.



Действие №6

Артур входит в дом. Включает свет, телевизор, идет в ванную, моет руки. Его плечо охватывает зуд. Он снимает рубашку и в зеркале на своем плече видит изображение медальона. В это же время раздается звонок.


 ГИ: Не удивляйся, если будешь видеть или слышать  что-то необычное. И еще запомни, если ты находишься рядом с человеком и вдыхаешь его запах, то ты почти находишься внутри него.… (Гудки).

Артур кладет трубку, ошарашенный садится в кресло и оглядывается, ему чудится чье-то присутствие. После тупо смотрит телевизор, на него из углов таращатся уродливые морды и слышатся голоса, гул. Он встает, идет к кровати и падает лицом вниз на подушку.



Действие № 7

Утро. Артур встает, одевается, моется, завтракает, выходит на улицу, берет горсть земли, заворачивает ее в носовой платок и кладет в карман пиджака.
Садится в машину и уезжает.



Действие № 8

Артур входит в кабинет директора. Тот не поприветствовав Артура, закрывает дверь и шторы.

ГИ: Пойдем, Артур (уводит его  за собой через потайную дверь), пройдешь инициацию, и вся дурь из тебя выйдет, сам увидишь - будешь трезво мыслить. Станешь почти совершенным.
А: А куда мы идем?
ГИ: Видишь ли, для посвящения и для многих других процессов необходимо кладбище, поэтому мы его и устроили здесь, под конторой, чтобы не далеко ходить (смеется). Да и сама контора в некотором роде кладбище, колумбарий. Замечал, как много глиняных горшков и кувшинов расставлено по этажам и кабинетам?
А: Да, необычайно много, я это приписывал дизайну…
ГИ: Помнишь, на какой-то вечеринке, ты сильно много выпил, стал называть меня на «ты» и повел странную беседу с экскурсом в свое детство?
А: Нет…
ГИ: Неудивительно. Ты сообщил тогда очень важное воспоминание, после которого я решил тебя посвятить. Ты сказал, что в детстве думал, что окружающий мир создан только для тебя. (Забывшись, останавливается, закатывает глаза). Есть только Я, остальное Мой сон. (Опомнившись, продолжает): Наша организация на первый поверхностный взгляд беспорядочна и хаосна, но на самом деле здесь строгая иерархия со множеством ступеней, ответвлений, специализаций если хочешь. Я начинал свой путь с дьяволопоклонниками – это «мясо», палачи, самый низ нашей организации, через него проходят не все, но многие. Там так промывают мозги, что если окажешься слабым, то в лучшем случае будешь просто безропотно выполнять приказы, причем любые. Я не хочу тебя пугать, но,… впрочем, пока не стоит. В юности я, как и многие, искал  смысл жизни, пытался по-своему объяснить мир, читал много, в большинстве своем – чушь. Понимаешь, Бога как такового – нет и Сатаны нет, это одна Сущность,… слушай, ведь ты крещен, да?
А: Да…
ГИ: Это хорошо. Пошли дальше. Эта Великая Сущность и карает и вознаграждает человека в зависимости от его намерений, мыслей, поступков и отягощающего, как правило, прошлого, но судьба мгновенно меняется, так как меняется отношение человека, меняются его мысли и прочее, так что стабильности никакой. И только наша организация знает, как правильно жить и общаться. Я тебя после инициации отправлю в Германию, а потом в Америку. Пройдешь две основные Школы и кое с кем познакомишься. После этого для тебя все станет ясно. Понял?!
А: Да.
ГИ:  Тело меняется, к годам сорока пяти ты увидишь на кого будешь похож. Все те россказни, что нас породили тамплиеры или вернее, те, кто остался после казни, - ерунда. Мы ведем свое начало очень давно. Сущность Люцифа сама передала нам знания еще до того как, … тебя потом ознакомят..…Заметил противоречие: сначала я говорил, что нет ни Бога,  ни Сатаны,  а потом упомянул  о Люцифе, как об отдельной сущности?
А: Да…
ГИ:  В этом вся суть. Противоречие и сомнение – это движущие направления по пути знания. Великий замысел Сатаны -  убедить всех в том, что его нет, нет ничего, кроме всепожирающего человеческого Эгоизма, раскормленного этой жизнью. Тебя потом ознакомят, это далеко не все. Если ты не видишь того, что происходит и тех, кто это делает – это не значит, что этого нет. Большая иллюзия порождает Реальность, такую похожую на Мой Сон, Великий Сон Обладания Миром. Сколько пафоса, подумал ты, какие дурацкие мечты. Юноша, это все почти здесь (показывает кулак). Сонм демонов за нашей спиной приклонили колена и внемлют нашим словам, ожидая в любой момент приказа обнажить мечи страдания, боли, заблуждений и всего того, что ты пока не видишь, пока юноша, только лишь пока. Глаза твои откроются и ты, ослепнув от великолепия царства Люцифа, увидишь всю подноготную Мира, всю его суть.…
А: Почему вы мне все это говорите? Зачем я вам?
ГИ:  Ты будешь еще одним рисунком на моем теле, я тебя впитаю в себя, потом сам поймешь. Ну, вот и пришли.

  Георгий Ильич открывает дверь, и оба они входят в залу, заставленную горшками и зажженными свечами разных размеров. По залу ходят люди в масках и темных одеждах. Начинает звучать музыка и Артур падет без сознания на пол.



Действие №9

Артур просыпается утром в своей квартире. И обнаруживает вторую татуировку на другом плече. Он собирается, садится в машину и направляется на работу. По пути чуть не сбивает женщину (ее зовут Алина).

Ал: Вы что же это не смотрите совсем. Я иду на зеленый!
А: (выходит из машины) Извините, я понимаете,… давайте я вас подвезу.
Алина смотрит на него с ужасом и говорит: Что с вами?
Ал:  А что со мной?
Ал: Да вокруг вас черти ходят!!! И свет вокруг вас черный какой-то.
А: А вы кто?
Ал: Да я вообще-то в библиотеке работаю (отгоняет от него руками чертей), а «это» мне по наследству досталось. Лечиться вам надо.
А: Садитесь, я вас довезу

Садятся и уезжают. Машина останавливается около библиотеки.

А: Алина, давайте сегодня встретимся?
Ал: Не знаю удобно ли?
А: Вы от меня бесов поотгоняете, а?
Ал: Я серьезно на счет чертей говорила, они и сейчас еще вокруг вас.
А: (помрачнев) Я знаю.
Ал: Давайте завтра встретимся, я к бабушке схожу и все спрошу у нее.
А: Хорошо я заеду сюда же к семи.
Ал: Счастливо, снимите с груди то, что у вас висит, немного легче будет.

Артур снимает медальон и кладет его в карман.

А: До свидания (уезжает).



Действий № 10

Артур входит в свою квартиру и застает в ней ГИ и еще нескольких мужчин.

ГИ: Напрасно вы, молодой человек, на работу нынче не явились.

Все мутнеет, и Артур падает в обморок.



Действие № 11

Палата. Все те же.

А: Потом я проснулся здесь. Вот вообщем-то и все.
Н: Так ты, получается, не знаешь, кто тебя сюда упихнул?
А: Нет, но думаю мне пока лучше побыть здесь.
Я: Да уж история. А тебя что Адольфыч приключилось?
Н: Да пожалуй, все равно сегодня не засну. Так что слушайте. Да, Артур, когда тебя сюда привезли, рядом с тобой девушка была, так что сатанистов пока можешь не бояться. Она приносила тут кое-что из продуктов, так мы с Яковом съели, ты то все равно без сознания был.… Пропало бы…
А: Все  в порядке, я не обижаюсь, спасибо, что сказал о ней, легче стало.
Н: Понимаете, ребятки, Земля она многослойная и неоднородная, казалось бы, но по большому счету это один большой кусок той самой библейской глины.…Не знаю, как лучше объяснить-то… Я ведь до того как ямы стал копать и сторожем немного был, и дворником, и грузчиком, а потом из идейных соображений стал ямы копать,… мы тогда большой заказ получили и втроем копали ямы на кладбище почти весь день, а часть оплаты взяли пивом и едой. Когда все окончили, собрались перекусить…



Действие № 12

Лес. На краю кладбища сидят трое мужчин и пьют пиво.

Н: Ну, Петрович, еще наливай, да я отойду.

Один из мужчин разливает пиво. Они выпивают и Никон встает.

Петрович: Никон, ты далеко?
Н: Пойду, схожу вот, а то на кладбище нехорошо как-то.

Он уходит, остальные продолжают пить и есть. Никон уходит глубже в лес голоса смолкают, пристраивается возле дерева и опорожняется. Затем поворачивается и направляется обратно, но встречает старушку.

Н: Ты, бабань, чего это в такую темень по кладбищу шастаешь? Шла бы домой уже, надоест тебе еще здесь.
Старуха: Да местная я, недалеко отсюда живу, не беспокойся.
Н: Все равно шла бы домой, неспокойно сейчас везде.
Старуха: А, ты, небось, в деньгах нужду имеешь, раз допоздна работаешь? Кладбище оно ведь сам знаешь, кого к себе притягивает.
Н: Ямы я здесь копаю, а деньги, да не помешали бы - это точно, а тебе-то что за охота про это знать?
Старуха: Да вот тебе, милок, ножик, иди, поищи серебряный гриб, а как найдешь его, так в карман положи и все время при деньгах будешь (протягивает ему нож).
Н: Бабань, прям сказка какая-то. Ты кто сама-то будешь?
Старуха: А зачем тебе, иди себе, да иди.… Вон видишь, вдали блестит что-то, наверно гриб нового хозяина себе ищет…

Никон оглядывается и смотрит в даль, ничего не заметив, поворачивается к старухе и ее не находит.

Н: Бредятина. Уковыляла быстро старая, даже не заметил как.


Действие №13

Никон просыпается на следующее утро в средневековом жилище. Он является ответственным за строительство замка для местного феодала. Стройка только началась, вырыты какие-то ямы, заложена часть фундамента. Сегодня планировалось вновь переговорить с хозяином о его нововведениях. Дело происходит в средневековье приблизительно век 13 – 14, в одной из западнославянских стран. Никон выходит из дома и направляется на стройку. Там он громогласно управляет работами. Через некоторое время приходит граф. Это пожилой мужчина в грязном военном костюме, который одевают под доспехи.

Граф: (обращаясь к Никону) Могу я еще раз взглянуть на чертежи.
Н: Да, несомненно! (обращается к одному из рабочих) Позовите Ипполита.

Рабочий убегает, граф и Никон обходят ямы.

Граф: Никон, почему фундамент не укладывают сразу на поверхность земли, зачем нужно рыть для этого ямы?
Н: Земля должна держать дом, иначе он не устоит,…не знаю, часть его обязательно нужно похоронить, чтобы он жил вечно. Наверно если бы человек мог похоронить свою часть. То он тоже бы стал бессмертным…
Граф: Да ты философ или колдун? (строго смотрит на него)
Н: Что вы ваша милость я примерный католик, как и вы.
Прибегает рабочий: Господин Николас, Ипполита нигде нет!
Н: Так сбегайте к нему домой!
Рабочий:  Ходили и туда, жена говорит, что со вчерашнего дня он не возвращался.
Граф, багровея: Никон, у тебя здесь бардак! Разберись и приходи сам с этим, как его?
Н: Ипполитом.
Граф: Да с ним, пусть он посмотрит вот эти чертежи и внесет исправления в свои (протягивает ему листки и уходит).
Никон рассматривает рисунки, затем обращается к рабочим: Кто вчера последний видел Ипполита?

Молчание. Среди рабочих ходит придурковатый человек. Его зовут Иштов. Он выполняет различную тяжелую работу, с постоянной улыбкой на лице. Звучит тревожная музыка, Никон ходит от рабочего к рабочему и задает какие-то вопросы. Затем садится на холм и задумчиво смотрит на землю.


Действие №14

В доме графа происходит обед.



Действие №15

Никон направляется к жене Ипполита, расспрашивает ее, затем вновь возвращается к рабочим. Они, устроившись в различных местах, обедают.

Н: Все подойдите ко мне! Живо!

Рабочие нехотя встают и собираются вокруг Никона, продолжая есть из глиняных мисок что-то похожее на кашу.

Н: Сегодня перетащите оставшиеся камни ближе к ямам и по домам. Если кто что-нибудь узнает об Ипполите сразу ко мне.
Один из рабочих: А может, найдем другого архитектора?
Н: Он лучший, придурок!!! (со злостью) ты посмотри на его чертежи!!! (трясет в воздухе бумагами).

Все расходятся. Среди толпы Никон обращает внимание на одного рабочего с ничего не выражающим лицом.



Действие №16

Никон приходит на стройку, дает какие-то распоряжения и уходит. Приходит к бабке (той же самой которую он видел в лесу, в котором нашел гриб, висящий все время у него на шее).

Н: Помоги найти человека, Дадуника, я заплачу, только позже, но обязательно заплачу.
Бабка: Нет его больше, зря ты его ищешь.
Н: Он мертв?
Бабка: Покапай крови своей в тарелку и смешай ее со слюной и землей, размешай все это мертвой веткой и отправляйся за ответом в лес к старому Леви. Он все знает.
Н: А ты?
Бабка: Я еще не родилась мужчиной с метиной на голове, иди…

Никон уходит в свой дом. После выходит из него с глиняной тарелкой и направляется в лес по еле видной тропе.



Действие № 17

Граф приходит на стройку и зло оглядывает занятых рабочих, те с опаской посматривают на него. Громко кричит: Свиньи, кто споил Ипполита или убил? Что с ним?

Все молчат. Граф поворачивается и садится на принесенную ему слугой скамейку.

Граф своему слуге: Иди и приведи мне того, в драной рубахе, он посмышленей остальных кажется.

Слуга уходит и возвращается с рабочим, тот  снимает шапку и опускает глаза.

Граф: Как тебя звать?
Рабочий: Риттер, господин.
Граф: Риттер, голубчик, объясни мне, что здесь происходит, управляющего нет на месте, архитектор так и не пришел ко мне, а вы уже второй день таскаете эти дурацкие камни.
Риттер: Они не дурацкие, господин.
Граф: Да? (с издевкой) А какие?
Риттер: Так послушайте их, они сами вам расскажут…
Граф, опять впадая в ярость: Вы здесь все придурки, полные дуралеи (обращается к Риттеру), а ты высечен будешь!
Риттер: За что?! Иштов, на кануне как Ипполит пропал, бранился с ним так с него и спрашивайте, меня то за что пороть, откуда я знаю,…а камни они..
Граф: Да замолчи же ты, этими камнями я тебя сейчас закидаю. Иди, приведи ко мне этого Иштова.

Риттер убегает и возвращается с Иштовым. Тот придурковато улыбается и строит гримасы.

Граф: Боже, что еще за урод? (Обращается к Риттеру) Пошел отсюда со своими камнями! (тот убегает) Ну, и за что мы поссорились с нашим архитектором?
Иштов: А-а он не хотел (говорит, заикаясь, закончив фразу, начинает вновь улыбаться).
Граф: Я что из тебя каждое слово вытягивать должен, да? Или ты хочешь, чтобы тебе язык щипцами вытянули, чтобы он быстрее говорил? (Кричит) Чего он не хотел?
Иштов, улыбаясь: Он не хотел отвести меня к своему второму дереву, к тому, что вместо листвы имеет волосы.
Граф слуге: Уведи его ко мне в подвал, я вечером с ним поговорю…



Действие № 18

Никон по тропе идет вперед.



Действие № 19

Утро следующего дня. Площадь, на ней собралось много народу. Выходит правитель города и граф.

Мэр: Вчера вечером, благодаря стараниям нашего уважаемого графа был выявлен убийца архитектора Ипполита!.. (народ зашумел) Им оказался рабочий Иштов, который после убийства, забрал часть гонорара за проект замка для нашего уважаемого графа! Поэтому судья постановил казнить Иштова через повешанье за городскими воротами!

За воротами возводят эшафот. Выводят грязного перепуганного и избитого Иштова. Он озирается по сторонам, временами глупо улыбается и в страхе закрывает лицо руками.



Действие № 20

Никон доходит до лачуги, расположенной под деревьями. Долго стоит возле нее. Потом стучит и, не получая приглашения, входит. Видит сидящего к нему спиной старого Леви.

Леви: Поставь чашку к огню и садись, поговорим.

Никон ставит возле огня чашу, в нее заглядывает Леви.

Леви: Он жив и никуда от вас не отлучался.
Н: Но его же нигде нет!
Леви: Мне сложно объяснить тебе, что произошло с ним…
Н: Тогда скажи где он.
Леви: Я же сказал он среди вас.
Н: Не понимаю.
Леви: На то, каким образом сложится будущее человека влияют его прошлые поступки, намерения, размышления и, наконец, неосуществленные желания, которые при благоприятных обстоятельствах обязательно были бы реализованы. Но не забывай, что все это очень подвижно и будущее меняется каждое мгновение. И от того в какой миг его застанет настоящее зависит данная ситуация жизни.
Н: Ну и …
Леви: У этого человека изменилось лицо и тело, и, по-моему, ушли все его воспоминания. Понимаешь, он был достоин именно этой участи, так что ищи его рядом с собой, ведь вы уже давно вместе работаете?
Н: Да…я все понял. Спасибо!

Никон выбегает на дорогу и бежит к городу. Возле городских ворот встречает повешенного Иштова. Он падает на колени и опускает глаза.



Действие № 21

Четвертая палата. Все те же. Никон вновь утыкается в газету.



Действие № 22

Кабинет. Давыд Давидович разговаривает с Борисом Федотовичем.

Д: Борис, ты читал последнюю статью о шизофрении? (Берет журнал и протягивает его Борису).
Б: Да, здесь почти одна статистика.
Д: В том-то и дело, я последнее время стал на нее обращать больше внимания. Если отбросить все нозологические, патогенетические и прочие обобщения, то статистика рисует…
Б: Что именно?
Д: Все болезни выстраиваются в какой-то мистический график, где деменция, олигофрения, различные психозы и неврозы занимают свои полновесные места.

(График под музыку).

Б: Ну, так это все так и есть.
Д: Нет, здесь дело в другом, я думаю, социальное устройство невозможно без психических заболеваний, вся каузальность именно в этом, и те общие причины, которые мы выводим, они продиктованы необходимостью общества. Болезни получается можно расценивать, как некие бактерий в кишечнике общества.
Б: Только непонятна их роль.
Д: Пока да…
Б: Слушай, я смотрел твои записи в карте по Николаю Адольфовичу.
Д: И…
Б: Похоже, ты сделал неправильный диагноз, мне кажется, что это опять она…
Д: Я еще не сделал окончательного диагноза. Атактичность мышления – это не патология мышления…
Б: Но…
Д: Знаю, что написано в учебниках, но, во-первых, неконкретность мы наблюдаем только при объяснениях, мы не знаем истинного их мышления, а только его проявления. Во-вторых, не кажется ли тебе что многие вещи и явления так сказать, в истинном свете, не конкретны и  не однозначны наверняка, объяснение их вообще бессмысленно, эти люди, возможно, стоят на большей ступени развития, они видят невидимое и,…давай потом об этом поговорим…



Действие № 23

Палата №4. Те же.

А: Яков, а с тобой-то что произошло?

Никон откладывает газету и так же вопрошающе смотрит на Якова.

Я. (смущаясь):  Да интересно ли слушать наркоманские байки?
А: Давай, все открылись уже…не случайно мы вместе в этой палате очутились.. Вот только четвертого нет.
Я: Все начиналось радужно. Я окончил школу и поступил в институт.



Действие № 24

Улица. Встречаются Яков и несколько ниферов. Здороваются.

Нифер №1: Як, ты сегодня к Толику придешь.
Я: Не знаю. А зачем?
Нифер №2: Сегодня будет домашник «Контуров».
Я: Мы вообще-то с Гошиком хотели над газетой посидеть, да и листовки еще не совсем готовы…
Нифер№1: Як, да ты сдурел, они уже год не выступали и Хитрый обещал дурь дешевую принести. Бери Гошика и шуруйте к Толику. Як, я серьезно, поболтаем…
Я: Лады, в восемь как всегда?
Нифер№2: Да, Як, давай до вечера.

Расходятся.



Действие № 25

«Убитая» квартира. Стены исписаны, порваны обои. Стоит постоянный шум, сигаретный дым мешает разглядеть всю обстановку. Входная дверь не заперта, она часто открывается, чтобы кого-нибудь впустить или выпустить. В зале настраивается музыкальная группа.… Через некоторое время зал набивается ниферами и начинается концерт. Приходит Яков с Гошиком и присоединяется к остальным. Заканчивается песня, начинается вторая, Яков с Гошиком и несколько ниферов уходят с Хитрым на кухню. Хитрый раздает им таблетки.

Я: Хитрый, давай я с тобой потом рассчитаюсь, сейчас пустой совсем?
Хитрый: Не парься потом так потом.


Все поглощают колеса и возвращаются в зал. Многие курят, разговаривают. К Якову пристает поддатая девица, он отвечает взаимностью. Они уединяются, потом, возвращаясь, целуются, продолжают слушать концерт.




Действие №  26

Следующий день. Нэд и Яков гуляют по городу, болтают. Нэд – женщина вамп, одетая во все черное.

Я: Знаешь, по отдельности многие вещи просто достойны восхищения, их приятно созерцать, порою даже длительное время. Но в сочетании друг с другом, они иногда кажутся нелепыми и не уместными… так же и с музыкой…
Нэд: Наверное…,слушай, а вы с Гошиком давно газету создали?
Я: Да это сначала не было газетой. Мы с ним входили в одну реакционную организацию, и занимались выпуском листовок, а через некоторое время мы оттуда ушли.
Нэд: Почему?
Я: Не сошлись во взглядах, сначала все было хорошо, а после, пообщавшись и покопавшись поглубже в их идеологии, мы поняли, что надо линять. Так стали вдвоем пропагандировать идеалы добра, если хочешь, с помощью листовок и прочих акций.
Нэд: Забавно,… а что ты думаешь о Сатане?
Я: Мне кажется что он, поддавшись гордости, поплатился за это, первым испытав боль и другие страдания, и благодаря этому приоритету он имеет какую-то силу что ли.
Нэд: Похоже, ты ничего не читал на эту тему.
Я: Стараюсь больше доверять результатам своих рефлексий.
Нэд: Ну, а как же многовековой опыт, изложенный в книгах, или ты хочешь все перепробовать сам?
Я: Нет, я не против книг,…а почему тебя так это интересует?
Н: Не знаю.
Я: Расскажи лучше о себе.
Н: О себе я знаю только то, что мне сказали другие, а это не очень интересно…
Я: Не злись.
Нэд: Мне нравится злиться!
Я: Если злость или ненависть охватывают тебя, то достаточно сказать себе, что ты не на то обращаешь внимание.

Н: Да, а еще что? Мне кажется, каждый поступок нужно соизмерять со смертью, тогда меньше ошибок будет.
Я: Да, и еще не забывать о дисциплине.
Нэд: Ты о чем?
Я: Дисциплина, по сути, в чистом виде – это спланированное насилие. То есть зло направленное на благо.…Первый закон диалектики опять и опять просачивается сквозь все явления и процессы…Самодисциплина человека должна сводится к стремлению вести себя «ровно» в различных психосредах и с различными людьми. Понимаешь, жизнь наиболее полна в отречении от деструктивных желаний, а дисциплина должна быть обоснованной и построенной на точном продуманном планировании, а не на глупых страданиях и аскете, которые являются самоунижением и которые  крайне губительны.
Н: Я бы не сказала, что ты живешь по своим принципам.
Я: Я слаб.
Н: Это не оправдание.
Я: Вынужденные страдания также подвигают человека на стремление решить данную проблему и решение должно быть продуманным, дисциплинированным…Дисциплина по истечении какого-то времени дает человеку знание.
Н: И что оно дало тебе?
Я: Я понял, что мир это единое целое и, что если рассматривать его части по отдельности, то они умрут. Что жизнь – это движущийся белый цвет, разложившийся сам в себе на спектр, одно проистекает из другого и так далее. Но в целом это белый цвет, это великое Ничто, это Пустота… Пустота жива только сама в себе и лишь для ее частей видна жизнь, ее проявления. Что Пустота вне себя не ведает времени и пространства, так как это ее характеристики данные самой себе. Да много чего…
Нэд: Да ты уже почти созрел…
Я: Ты это о чем?
Нэд: Не бери в голову, пойдем дальше.  (Уходят).



Действие № 27

Лес. Нэд и Яков бредут, держась за руки.

Я: Давай псилоциды пособираем?
Н: Да, это здорово, это как раз сейчас и нужно!


Ходят, ищут поганки, звучит романтичная музыка. Садятся под дерево и поглощают  несколько грибов. Яков предлагает Нэд свои грибы, а она ему - свои.

Н: Як, дай руку.

Яков протягивает ей правую руку.

Н: Нет, левую.
Я: (протягивает ей другую руку) Зачем тебе?

Нэд достает из рюкзака нож и вырезает на руке Якова какой-то знак. Потом слизывает появившуюся кровь.

Н: Иди домой с тебя сегодня хватит.



Действие № 28

Яков, пошатываясь, встает и оказывается на какой-то промышленной зоне или стройке. Вдали он различает огонь и направляется к нему. Подходит к огню и видит, что вокруг него сидят и греются вампиры. Один из них встает и пытается приблизиться к Якову, другой его останавливает за руку.

Вамп: Смотри на руку - он меченный!

Вампир садится.

Яков убегает от них и кричит: Кровь – это аллегория. Они пьют наши чувства-А-А!!!

Видит вдали еще один костер бежит к нему. Прибегая, находит у него собравшихся людей-грибов.

Гриб№1: Видите, они сами на огонь идут как насекомые.
Гриб№2: Зачем вы здесь, молодой человек? Вы ведь еще молоды, я прав? Посмотрите наверх и увидите, как сверкает небесная река под лучами солнца.

Яков поднимает голову и оказывается сидящим в ванной. Погружает голову в воду. Происходит светоцветовая мешанина (подводная с пузырьками, чаинками, опавшими листьями, бусинками и прочим). Выныривая, он оказывается на поверхности озера. Выходит из воды и встречает двух гигантских дождевых червяков.

Червяк №1: Як, давай к нам, Серега уже скоро бумагу принесет.
Я: Гошик это ты?
Червяк№2: Як, ты че грибов объелся?

Яков открывает глаза и оказывается дома у Гошика.

Г: Проснулся? Ну, и пьянющий же  ты вчера пришел, ничего даже  сказать не мог.

Яков смотрит на него осоловевшими глазами.

Г: Ты опять дряни наглотался? Мы же позавчера решили только натуральные продукты поглощать.
Я: Да я вот …, нет сейчас со мной все нормально.
Г: Слушай, какую дичь ты вчера в начале дня выдал!

Читает листовку.

Г: Последнее обращение…
Я: Что, правда, последнее?
Г: Сам сказал, что надо с листовками заканчивать, что это смешно, вчерашний день, что надо все силы бросить на газету…
Я: Так это же одно и то же?
Г: Слушай.…Посмотри вокруг! Что видишь, существо называющее себя человеком, способное одновременно ковыряться пальцем в носу и давать советы по разведению свиней?…Загляни внутрь себя, сколько зла накопилось и сколько еще назревает, чтобы прорваться зловонным гноем наружу. Государство вновь старается начать контролировать все  сферы деятельности, влезая соглядатаями и хитроумными устройствами туда, где раньше люди ходили босиком по щиколотку в теплой воде, наслаждаясь лучами теплого солнца (идет показ этого). Наша группа в последний раз обращается к вам, к вашей доброй воле, с самым коротким из своих обращений, с самой простой просьбой: сдержитесь от ругательств, от напрасного крика, от рукоприкладства и злобы, откажитесь от машин и выбросите ваши зрительные ящики  вон, давайте общаться, давайте уйдем в леса и поля, чтобы вновь растить хлеб и трудиться,  прибегая только к помощи своих рук. Удачи вам, будьте добрыми, Аминь!
Я: Слишком патетично, ну вообщем сойдет. Слушай, а давай пива попьем?
Г: Пошли!

Уходят в пивнушку и употребляют пиво на фоне песни.
Действие №  29

Зима. Вечер. Яков поддатый выходит из пивной и направляется домой по улице. Через некоторое время он сворачивает в подворотню и слышит там кряхтение и нечленораздельную речь. Подходит ближе и видит лежащего на земле пьяного старика.

Старик: Парень. Доведи до дому, замерзну я здесь, умру, старуха плакать будет.
Я: Не умрешь, вставай (помогает подняться).
С: Спасибо, сынок, дай Бог тебе здоровья и невесту красивую.
Я: Да ладно ты пойдем уже.

Уходят.



Действие № 30

Подходят к дому и заходят в подъезд.

Я: Этот?
С: Наверно…
Я: Слушай, ты уж определяйся поскорее, я в туалет хочу…

Стучатся в дверь, им открывает старуха.

Старуха: Опять нажрался скотина такая, а это кто?
Старик: Я ему жизнью обязан!
Старуха: Пили что ли вместе, а он угощал?
С: Он  меня с земли подобрал.
Старуха: Извини, сынок, спасибо тебе. Он то старый совсем меня не слушает, а ему нельзя… Проходи, чай сейчас поставлю.
Я: А можно я в туалет, промыкались с ним почти два часа.
Старуха: Конечно, проходи, проходи.

Все собираются на кухне. Старуха разливает чай и недовольно смотрит на старика. Ставит на стол печенье и конфеты.

Старуха: Спасибо тебе, сынок, кушай (уходит).

Старик: (запинаясь) я сейчас (уходит, Яков пьет чай, через некоторое время старик возвращается).
Старик: Держи, теперь это твое! Ты мне жизнь спас (протягивает ему серебряный перстень с каким-то рисунком).
Я: Да ладно вам, привел и привел. (Отстраняет руку старика).
Старик: Мне нельзя …, это теперь твое.
Я: Спасибо (рассматривает перстень).
Старик: Я ведь почти бессмертный (спохватившись, закрывает рот руками).
Входит старуха: Зачем болтаешь, старый?  Понимаешь, сынок, он кем-то наподобие джина в прошлом был, это чтобы тебе понятней было.
Я: Пойду я, спасибо за чай. (Уходит).



Действие № 31

Палата №4. Те же.

Н: Ну и что дальше было?
Я: После этого Нэд я больше не встречал. А перстень на груди ношу.
А: Это наверное амулет какой-нибудь от сил зла, так что хоть тебе повезло…Вам ничего не кажется странным в наших историях?
Я: Да, я заметил, что они очень похожи…и еще это предположение Адольфыча про априорную личность, и кругом сатанисты в том или ином обличии. Такое впечатление, что скоро настанет конец света…
А: Я о том же, очередной круг закончился, личность собирает всех в свою могилу. Воспоминания становятся тусклее…
Н: Да, только не хватает четвертого, кровать пока пуста, время есть, чтобы все изменить!
А: А стоит ли, разве мы в состоянии что-нибудь сделать?
Я: Мы же части этого целого!
А: Часть никогда не сможет понять целое, ее удел в другом. И пусть даже она будет подобием, все равно. Самое большее, на что она способна – это строить догадки. Суть соизмерима какому-то данному положению вещей и меняется с изменением этого положения. Увязки не прямолинейны, а скорее сферичны. Рассматривать что-либо можно с различных точек этой сферы и каждый раз один и тот же объект будет меняться, несмотря на свою статичность, при условии собственной многогранности. Впрочем, бывает ли односложность вообще?..

Открывается дверь палаты и санитары вносят еще одну кровать. После них входит санитарка и раздает таблетки, затем уходит. Вслед за ней приходят два новых пациента и врач Давыд Давыдович. Все трое облегченно вздыхают.

Н: Ну, слава Богу, конца пока не будет.
Д: Вы о чем, Николай Адольфович?
Я: Не обращайте на него внимания, он не в себе (улыбается).

Врач уходит.

А: Мне кажется, что четвертым должен быть он (указывает на ушедшего врача).
Н: Давайте спать, поздно уже…

Все укладываются.



Действие № 32

Утро. День посещений. К Артуру приходит Алина с пакетом апельсинов.

Ал: Привет!
Ар: Привет!
Ал: Пойдем в рекреацию, посидим.
Я: Артур, не ходи, нас останется четверо.
Ар: Это не тот случай… (уходит).

Артур и Алина  приходят к дивану и усаживаются.

Алина: Я ходила к бабушке. Она дала вот это (протягивает ему небольшую бутылку), выпей сегодня перед сном. Бабушка сказала, что все не так уж плохо и что это поправимо.
Ар: Спасибо … Ты придешь еще?
Алина: Если хочешь…





Действие № 33

Палата №4

Один из вновь поступивших больных постоянно молчит. Второй – тоже. Кажется, что они не совсем живы. Вечер. Все отходят ко сну. Входит Давыд Давыдович.


Врач: Извиняюсь, мы перенаселили вашу палату, завтра одного из новых пациентов переведем в другую. Спокойной ночи…









КОНЕЦ.


Рецензии