127 часов

2010г.
Реж. Дэни Бойл
В гл. роли: Джеймс Франко.



Фильм номинировался на «Оскар». А значит, его просто обязан посмотреть каждый.
Эту прокисшую аксиому я в очередной раз попытаюсь опровергнуть.

Писать умные фразы и говорить, ах как свежо и нестандартно режиссер подошёл к решению проблемы, я считаю - глупо. Петь дифирамбы любому фильму вообще – последнее дело.

Если фильм хороший, он сам за себя постоит. Ему плевать, что про него напишет какой-нибудь Вася Пупкин из Реутова, спрятавшийся за таинственным ником  В.П.26, и, в качестве аватара, фоткой с изображением девицы с голыми ляжками.      

Я же хочу указать те моменты, из-за которых возникает серьёзная озабоченность за уровень жюри всяких там Оскаров, если такие фильмы допускаются к номинированию.

---
Молодой инженер Арон Ралстон очень любит острые ощущения, и в пятницу вечером, то есть сразу после работы по проектированию чего-то там, садится на велик-внедорожник, и мчится на встречу приключениям. Чтобы приключения начались пораньше, он никому не сообщает, куда направляется. Поэтому, когда он  застревает в скалах Хорсшу-Каньона, об этом никто не знает.

Интригующее начало?
Ещё бы. Вокруг ни души, только скалы, хищные птицы и муравьи размером с взрослого таракана. Как выбраться из западни? Как сохранить хладнокровие и не поддаться панике? Как выжить?

Наблюдая, как человек борется за свою жизнь, невольно задумываешься, а как бы я повёл себя в подобной ситуации?..
Говорят, фильм снят на основе реальных событий. Это, несомненно, добавляет остроты восприятия.

Ну а теперь, что мне мешало насладиться таким зрелищем.

Пару слов об антураже. Хорсшу-Каньон – изрезанное гигантскими трещинами,  выжженное солнцем древнее русло реки. Каменный лабиринт, растянувшийся на несколько десятков километров. Красивое, и одновременно жуткое место. Короче – настоящий рай для экстрималов. Но не для простых смертных.

Тем не менее, Арон встречает-таки там двух туристов, одиноко бродящих среди скал. Совершенно случайно ими оказываются  девушки, причём довольно симпатичные. Но это, как раз меня не удивляет. Этому есть объяснение. Если бы, к примеру, он встретил там двух пожилых дам или парочку конопатых бойскаутов, не было бы этого кино.
 
Короче, парень тут же с ними знакомиться и предлагает прогуляться. Они, обезоруженные его обаянием, радостно соглашаются.

Через минуту они уже лезут с ним в очень узкий коридор. Настолько узкий, что приходиться упираться руками и ногами в противоположную стенку, чтобы не упасть в пропасть (как это можно проделать с рюкзаками, я понятия не имею). Но падать всё равно придётся. Таков коварный план инженера-велосипедиста.

Он «солдатиком» слетает вниз и бухается… в ВОДУ! Откуда она там взялась, нам не объясняют, должно быть - подземный источник, или дождиком накапало. Но выглядит красиво, с подсветкой! Это в пещере, значит.
Туда же летят девчонки. Всем весело. Брызги, смех, хорошее настроение…
Рядом небольшая отмель. Там решают установить  видеокамеру, и ещё пару раз окунуться, уже «для истории», так сказать. Для этого камеру СОВЕРШЕННО СУХУЮ выуживают из рюкзака Арона и ставят, где планировали.

Как выбираются наверх по скользким отвесным стенам, нам не показывают. Почему, пролетая по узкой расщелине, не обдираются в кровь о скалы – не объясняют. Но все исправно хлопаются в воду, аккурат напротив объектива.
Сцена не добавляет напряжённости моменту, но должна понравиться мальчикам. Как никак – вода, девочки, мокрое обтягивающее бельё…

 Далее.  Арон (уже один) шустро бегает по гладким камням, и, в конце концов, застревает, придавленный валуном, похожим на огромный орех. Точнее, прижимает его руку, размозжив большой палец. Надо полагать – ему больно. Но он не из робкого десятка, поэтому не отчаивается, а пытается выбраться. Скребёт камень перочинным ножиком, толкает его, зовёт на помощь. Но всё без толку.   

Так он проводит 127 часов. Занудно - ясное дело. Чтобы развлечься, он… СМОТРИТ ВИДЕО. Девчонок этих, с которыми купался в пещерке, на лица их, на сиськи. По привычке рука тянется к ширинке…

Я, конечно, ничего не хочу сказать, в Америке я не был, и с тамошними мужиками не знаком, но меня интересует - до какой степени должен быть развращён этот самый американский мужик, если в минуты наивысшего напряжения, когда его жизнь висит на волоске, когда все мысли должны быть направлены на экономию сил, на спасение, если не тела, но души, он тянется к ширинке.

Так же, совершенно непонятен смысл видео коллажа, что беспорядочным мельканием встречает нас в начале и провожает в конце фильма. Толпы людей, какие-то стадионы, улицы, пляж… К чему всё это? Подозреваю, что всё это несёт какой-то скрытый смысл, который я, по простоте своей, не догоняю.


В эпилоге добивает загадочная сцена с неуместным пафосом. Арон, живой, но калека, плавает в бассейне. Вынырнув, обнаруживает группу людей с постными лицами. Они собрались вокруг большого дивана, словно в ожидании фотографа.   

Мы должны догадаться, что это его родные и друзья, поскольку среди них мы узнаём его родителей – с ними мы уже знакомы.
Какого рожна они притащили к бассейну диван и все там уселись – для меня загадка.
Похоже, опять – не догоняю.

Ну и последнее. Нам радостно сообщают, что Арон женился, у него родился ребёнок. Но это не мешает ему всё так же весело и беззаботно проводить время на разных концах планеты, в поиске приключений, которые он любит, видимо, больше, чем жену и новорожденную дочь.

Правда, теперь, перед тем, как уйти в очередную экспедицию, он пишет записку – где его искать, если что.

Очень живо представляется такая картина. Скрипнула половица. Жена просыпается, видит Арона. Он уже одет, пишет что-то на прикроватной тумбочке.
- А, дорогой, ты, уже встал.
- Да. Я ухожу. Если что – я на Эвересте.
- Ясно. Когда будешь возвращаться, заскочи на молочную кухню, окей?..


Рецензии