Школьная реформа - наведение на ложные цели

25 апреля 2011 г. в конференц-зале С-Петербургского регионального отделения ИТАР-ТАСС состоялся Круглый стол " Новые стандарты школьного образования –  основные пункты". В обсуждении темы приняли участие Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова, начальник отдела образовательных учреждений Санкт-Петербурга Сергей Тимофеев, директор НИИ комплексных социальных исследований, профессор Валентин Семёнов, другие эксперты, а также представители городских СМИ и общественных организаций.
   С 1 сентября 2011 года ученики начальных классов всех российских общеобразовательных школ уже начинают учиться по новым стандартам образования. Однако почти никто не знает, что это за стандарты. Реформа младшей школы принималась без согласований с общественностью, практически тайно. Родители гадают: что ждёт их детей за порогом школы ? Эта неопределённость породила немало домыслов, основной из них: согласно планируемой реформе среднее образование переведут на платную основу, а государство будет оплачивать только три урока общеобразовательного минимума (русский, математика, религия), которые будут проводиться в первой половине дня, во второй –  все уроки будут платными.
   Также остаётся открытым вопрос: влияет ли в конечном итоге общественное обсуждение на нововведения в школьном образовании ? Дело в том, что в экспериментальном порядке новые стандарты образования стали внедрять в некоторых российских школах ещё в 2009 году в рамках развития образовательной стратегии «Наша новая школа». К 2020 году планируется таким образом стандартизировать не только начальную школу, но и всё школьное образование в целом. На вопрос из зала «существует ли статистика результатов экспериментального введения новшеств ?», компетентные чиновники ответили отрицательно. Несмотря на это, новые стандарты будут введены без выяснения того, согласна с этим общественность или нет.
   Участники Круглого стола от чиновничества и директората школ, где уже проводятся эксперименты, попытались развеять домыслы о реформе и разъяснили преимущества, какие с их точки зрения несут будущие преобразования. Из всего сказанного следовало, что школьники должны повысить результативность учёбы, а учителя в связи с этим получат стимулирующие надбавки к зарплате. Однако эти объяснения вызвали негодование у противников реформ. Социолог В.Семёнов заявил, что таким образом произойдёт ещё большее расслоение в обществе, уже по образовательному признаку, и «будет юридически закреплено элитарное образование». Присутствовавший на встрече в качестве почётного гостя народный артист России Иван Краско выразился ещё категоричнее: это вредительство государственного масштаба ! 
  Парировать негодующим вызвалась директриса одной из школ Невского района С-Петербурга, дама явно ангажированная. Как только она задала собранию вопрос «что вы помните из школьного курса химии ?» и при этом лукаво улыбнулась, сразу стало понятно, что объём школьной программы по «лишним» предметам будет наверняка сокращён. Кажется, творцы новых стандартов образования действительно убеждены, что будущим поколениям России уже не потребуются массивы знаний по основным естественным и точным наукам. О гуманитарных дисциплинах и говорить нечего – бесполезный сор. Словом, скорее всего, объём образовательных программ если и не сократится формально – по часам, то по содержанию сожмётся и станет легковесным, как большой воздушный шарик. Впрочем, по заверению чиновников от Минобразования, этот шарик будет выдаваться, возможно, бесплатно. На вопрос «будет ли бесплатным, т.е. бюджетным, школьное образование, соответствующее требованиям выпускных школьных экзаменов и вступительных экзаменов в государственные ВУЗы ?», большое начальство ответило утвердительно.
   И всё же не это самое главное. Заключительное выступление главы отдела образовательных учреждений С-Петербурга С. Тимофеева наводит на мысль, что общественности сознательно предлагается «выпускать пар» по второстепенному поводу – скажем, по поводу платности образования, которого может ещё и не быть. Между тем главный смысл реформы школьного образования остаётся в тени. У военных это называется «наведение на ложные цели».    
   Свою речь г-н С.Тимофеев начал с туманных философских сентенций. Он процитировал довольно пространную мысль известного педагога 17 века Яна А. Каменского, подчеркнув при этом следующее: «чтобы меньше учили, но больше учились». Далее последовало: «Знание это…» Можно было подумать – сила ? Нет. По мнению высокого начальника всех школ С-Петербурга – «Знание это – насилие». Ни больше, ни меньше ! Это в том смысле, что, по мнению г-на Тимофеева, прежние методы мало-де эффективны, а учителя должны перестроиться. «Хватит нам лекторов из общества «Знание» ! – Провозгласил чиновник. – Прежде был субъект-объектный тип обучения, а теперь, по новым стандартам, субъект-субъектный будет». Эту-то мудрёную фразочку собрание, похоже, пропустило, не придав ей серьёзного значения. А зря.
   Образование всегда, во все времена и эпохи, было не просто сообщением некой суммы информации. Образование являлось фундаментом мировоззрения, т.е. образом мыслей, фундаментом уникального культурного строения, которое называется цивилизацией. Но цивилизация цивилизации рознь. Очень упрощённо говоря, субъект-субъектный тип образования – это когда ученик учителю ровня, когда по плечишку может его потеребить и сказать: да ты, брат, не прав. Отсюда и нога на ногу, сидя на лекции, и попкорн, как в кинотеатре. Субъект-субъектный тип образования – кровное детище западной системы образования и возросшей на этой образовательной почве западной системы либеральных ценностей. Другое дело объект-субъектная образовательная система. Это Восток – дело, как известно, тонкое. Здесь учитель, как мудрый старец-пустынник – субъект. А ученик, как любовно возделываемая нива – объект.   
   Смена типа образовательной системы – это не реформа, не изменение уже существующего. Это полный демонтаж культурных основ, уникального типа цивилизации. Выражаясь научно, это смена мировоззренческого кода. А проще говоря, мы становимся свидетелями эксперимента по искусственному выведению новой человеческой породы на новомодный, западный манер. Нет, западными в полной мере люди этой новой породы, конечно, не станут. Скрещивание есть всего лишь скрещивание. От этой процедуры появляются только гибриды. Иногда мутанты, но эти не в счёт. В любом случае, по плану экспериментаторов, новая генерация с мозгами, отформатированными на нужный лад, должна быть пригодна для безропотной эксплуатации. До боли жаль только, что это будут наши дети.         


Рецензии