Рыбалка на Сартлане

    Пошел уже пятый год, как жителей Новосибирской области будоражат слухи о загадочной и страшной «сартланской болезни». Свое название болезнь получила от имени одного из озер барабинской лесостепи - Сартлан, где рыба оказалась заражена неизвестным науке токсином. Отведавшие ее кошки падали замертво. А у людей врачи находили в мышцах тугие пучки омертвевших мышечных волокон. При заболевании в тяжелой форме человек просто цепенел от неожиданной пронзительной боли, начинал задыхаться и умирал в страшных муках от непереносимого болевого шока.

    ...Вокруг Сартлана до недавнего времени кормилось несколько уцелевших рыбколхозов. Дары озера расходились по всей области и даже утекали по бартеру за ее пределы. Рыбу охотно меняли на уголь, горючее, лес, запчасти.

    Как гром среди ясного неба грянул жесткий запрет на лов в Сартлане сазана и язя. А в местных газетах появилось страшноватое словосочетание «сартланская болезнь». Первыми ее жертвами стали сами рыбаки. Болезнь проявлялась внезапно. Еще утром человек был абсолютно здоров, весь день вкалывал на озере с другими рыбаками. Ну, слегка подмерз. Ну, закусил под вечер свежей рыбкой из Сартлана - и... в лучшем случае оставался калекой на всю оставшуюся жизнь. У тяжелых больных по непонятной причине мышцы всего тела конвульсивно напрягались и рвались буквально на куски, и человек разваливался, как бочка, у которой полопались обручи. Чаще, впрочем, коварная болезнь ограничивалась тем, что наносила несколько жалящих «проколов» мышц и так же внезапно исчезала.

    Медики честно признались: никто не знает, как лечить «сартланскую болезнь». Ясно только одно: это не инфекция - микробы и вирусы тут ни при чем. Тогда, может, отравление? Да, в пораженной рыбе находили какой-то загадочный токсин, который предположительно и вызывает болезнь. Но опознать яд не смогли, да и сама болезнь протекала очень необычно. Совсем не похоже на банальное отравление.

    Но ничто не ново под луной, и у «сартланской болезни» оказалась довольно богатая предыстория. Даже с названием болезни новосибирцы, похоже, явно погорячились. Название  дали «навскидку» - по имени родного озера Сартлан, и больше, так сказать, для внутреннего пользования, а оно грозит перерасти в официальное. А ведь с таким же успехом болезнь можно было окрестить именем любого другого озера, где в разное время отмечались вспышки похожей болезни. Таких проклятых мест в стране несколько: в Ленинградской области — озеро Юксовское, в Курганской — озеро Иткуль, на Алтае — озеро Островное, не считая новосибирских озер Сартлан и Убинское.
 
    Кстати, «сартланская болезнь» заводится не только в пресных и бессточных озерах. Знаете, где учеными отмечена самая первая вспышка болезни с похожими симптомами? В одном из заливов Балтийского моря. Тогда за два десятилетия вялотекущей эпидемии от неизвестного яда пострадало больше тысячи человек. Не удалось спасти 18 заболевших.
 
    Ученые и медики все эти годы не били баклуши и в каждом конкретном случае выявляли разносчика болезни. Но каждый раз это была рыба разных пород: судак, налим, корюшка, пелядь, окунь, сазан, язь. Независимо от того, где рыба была поймана — в море, озере или луже, и как бы долго ее ни варили, никакие обычные предосторожности не дают стопроцентную гарантию от заражения. Под подозрением оказались даже такие изысканные морепродукты, как моллюски и крабы. Был случай: отведавшие их моряки слегли с типичными симптомами «сартланской болезни».

    Уже долгое время ученые пытаются найти первоисточник болезни. То есть носителя того самого загадочного токсина, который, постепенно накапливаясь в рыбе, в один несчастливый час провоцирует очередную вспышку неизлечимого недуга. Грешат, в частности, на род многолетних водных и болотных растений семейства зонтичных — ядовитую цикуту или вех. Ядовитым вехом часто травятся у болот и озер забредшие туда буренки и овцы. Среди подозреваемых и другие околоводные растения, а также редкие кислоты. По другой версии, болезнь вызывается не какой-то одной кислотой, а сложной смесью нескольких жирных кислот. По отдельности они не очень опасны. Но в какой-то пропорции - роковой! - смесь становится страшным ядом.
 
    Отсюда только один шаг до признания «сартланской болезни» новой разновидностью «экологического СПИДа». Ох, неладно что-то с экологией наших озер и прибрежных морских вод, сильно неладно! Кстати сказать, на озерах вспышки болезни следуют, как правило, после периодов маловодья - с накатом большой воды. Что-то такое приносят с собой избыточные талые воды. И это «что-то» запускает тайный часовой механизм «сартланской болезни». Но что именно?

    В свое время из бюджета Новосибирской области выделили немалую сумму на борьбу против «сартланской болезни». С учетом сложности проблемы была создана, как водится, рабочая группа ученых. Там есть и экологи, и химики, и медики, и ботаники, и ветеринары, и санитарные врачи, а также представители других заинтересованных организаций. Проще сказать, кого там нет. Но и ответа на главный вопрос: что вызывает болезнь? - пока нет ни у кого.

     Только ленивый из местных репортеров не посвятил этой теме хотя бы несколько строк. Страху нагнали на всех. Читая вполглаза, слушая вполуха, замотанные бытом люди все же уловили, как им показалось, главное: мол, вся рыба в местных озерах заражена неизвестным токсином. Чтобы не протянуть ноги, надо, следовательно, отказаться от любой пресноводной рыбы. И дружно перестали ее, местную рыбу, покупать. Видя катастрофический спад спроса, торговля дала от ворот поворот всем местным поставщикам рыбы. Зато в фаворе оказались торговцы рыбой из соленых морей.

    У нас любят предрекать конец света по любому поводу. После первых вспышек болезни местные кликуши уже несколько раз пугали народ массовым мором людей и домашних животных от «сартланской болезни». Но вот минул год, второй, а эпидемии все нет. И мы до сих пор живы! И хотя «сартланская болезнь» по-прежнему остается загадкой, и никто не берется сказать, где и когда она разразится вновь, первоначальная паника тем не менее улеглась.

    Пройдя недавно вдоль рыбных рядов на центральном рынке, я обнаружил там изобилие рыбы всех сортов и способов готовки, от свежезамороженной до вяленой и копченой, и меньше ее не стало. В обычном режиме работали рыбные отделы в магазинах. Видать, устал народ бояться. Будучи заядлым рыбаком, один мой давний знакомый философски заметил: «Жить вообще вредно. Никто не выдерживает - все помирают. Заметь, чаще всего – не от рыбы».


Рецензии
Вай-вай, страсти-мордасти-рыбасти! :)

Илья Згурский   24.05.2011 17:35     Заявить о нарушении
Это со стороны так кажется. А я вот до сих пор рыбку с местных озер стараюсь не есть. Не хотелось бы умереть такой смертью.

Александр Каманов   25.05.2011 11:37   Заявить о нарушении