Нобелевская премия

               
                НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ          Николай ЕРЁМИН
                рассказ

Вчера мне посмертно вручили Нобелевскую премию в области литературы, и я произнес речь.

- Уважаемые члены Шведской академии, Ваши Величества, леди и джентльмены, я прилетел к вам из России, из прекрасного сибирского города Абаканска на крыльях славы, к которой всю жизнь стремятся ученые, художники, поэты и артисты. Слава — это широкая известность и популярность. Она бывает как заслуженной, так и незаслуженной и определяется вами как мера полезности для всех людей, населяющих Землю.

Всю жизнь служить во имя достижения чего-то нового, а в итоге совершить открытие или сделать изобретение и стать прославленным - что может быть прекраснее? И что может наиболее полно и доказательно послужить оправданием бессмысленности человеческого существования - как в толпе, так и в полном одиночестве?

Служить поставленной цели, чтобы открыть, скажем, электричество, изобрести радио или телевидение...Или нарисовать картину, которая заставила бы сопереживать яркому сюжету или прекрасному образу многие поколения.Или написать книгу, включающую в себя нетленные мысли и чувства, которые могли бы вдохновить любого прочитавшего. Достичь славы и насладиться ее плодами при жизни - сокровенная мечта всех творчески одаренных натур.

Я имею в виду лишь добрые дела, которые нужно совершить во имя славы.
Но слава - особа капризная, и чаще всего приходит она к тем, кто способен обратить на себя внимание любым способом, пусть даже скандальной ситуацией.
Чего проще, например, раздеться догола и выйти на центральную площадь города, где ты живешь и где тебя, к сожалению, почти никто не знает, подойти к высоченному гранитному памятнику вождю мирового пролетариата и постоять рядом под восхищенными взглядами алкающей сенсаций толпы - и всё, ты прославлен! Запечатлен фотоаппаратами и телекамерами на многие-многие годы...

Нечто подобное происходит повсеместно.
Уставшие ждать признания художники и музыканты первыми выходят на улицы и придумывают какой-нибудь фокус-покус, скажем, художник от слова худо макает свой пенис в масляные крас¬ки и рисует им «Инфернальную действительность, вывернутую наизнанку», или музыкант, обнажившись, играет на саксофоне пьесу «Нажми на газ и тормозни!».

Жажда славы всегда на грани безумия.
И что там, за этой гранью, в обществе, где почти невозможно кого-нибудь чем-нибудь удивить? Где все погружены в заботы и дела о хлебе насущном.

К тому же, с жаждой славы сопряжено желание стать мгновенно богатым. Вот почему слава и деньги - почти синонимы. Они неотделимы друг от друга и одновременно направлены как во благо, так и во вред. Да и сами по себе деньги — вещь опасная и губительная.
Плохо, когда их нет, и очень плохо, когда их много. И, в основном, из-за денег совершаются преступления. Познавшие обаяние славы и денег невольно становятся объектом или субъектом преступных побуждений.

Область литературы, которую я представляю, не исключение.
И тут необходимо добавить, что слава и деньги зачастую приходят к литераторам не за их высокохудожественные произ¬ведения, а за то, что эти произведения превращаются в предметы политических спекуляций.

Политические ситуации в различных странах, противостоящих или сотрудничающих, довольно быстро меняются. Ведь политики тоже, и как никто, хотят славы и признания.
Вот они и используют при помощи рычагов власти литераторов в своих корыстных целях, или возвышая их, или низвергая.

К сожалению, примеров низвержения неугодных больше. Особенно у нас, на Руси, где, кого ни возьми из писателей или поэтов - у каждого в судьбе трагедия, где зло побеждает, а добрые намерения остаются невостребованными.

Поэтому слава на Руси приходит к писателям и поэтам обычно после смерти.
Умри - и ты мгновенно станешь знаменитым. Застрелись, сунь голову в петлю... Это некая национальная многовековая традиция, постоянно подкрепляемая трагическим опытом.

Мой пример - не исключение, и вполне в рамках этой традиции.
Поэтому, выражаю вам особенную благодарность за решение присудить мне Нобелевскую премию по литературе.

Я прекрасно понимаю, что не смогу уже воспользоваться ее денежным эквивалентом на прихоти и нужды моей плоти, поскольку бестелесен. Но слава совсем не повредит моему доброму имени и послужит бодрости моего духа, ставшего уже вечным и бесконечным и не нуждающимся ни в каких эквивалентах.

Я не представляю, используется ли в чьих-нибудь политических интересах в данный момент признание моих заслуг, ибо всегда стремился к поэтическому и избегал политического. И полагаю, что абсурдно награждать умерших премиями, но раз уж вам так захотелось…
Находясь, как говорится, «по ту сторону добра и зла», не имею никакого желания отказываться от престижной премии и вступать с вами в противоречие.

Более тоге, уверяю вас, что я искренне благодарен вам за принятое решение.
Принимаю премию с тем, чтобы обеспечить безбедное существо¬вание в прекрасном и яростном мире моим внукам, которых я очень любил и люблю.

Пусть читатели читают мои произведения, а внуки мои гордятся тем, что творения их деда оценены по заслугам, хоть и посмертно. И пусть живут как можно дольше, купаясь в лучах моей славы.

Спасибо!
               
                Г Красноярск


Рецензии