Дерево рода. 6 Поштари
На хуторе Олефиры в 1900 году проживало уже несколько семей Олефиров, которые состояли в дальнем родстве, но уже разделялись по уличным прозвищам: Белоусы, Сидоры, Голубчики, Поштари, Лякуны. Полтора десятка домов было разбросано в начале низинки, не её южном склоне. Низинка эта постепенно расширялась, углублялась, превращаясь в широкую долину, что тянулась аж до Остапья. По долине били ключи, начиная с земель Карпенка ( или Карпа – сейчас эта местность называется Карпенково), которые были немного дальше Олефиров, в самом начале долины, в её вершине.
Родники приумножались, крепли, превращаясь в крошечную речушку, которая протекала по Остапью, впадала в Псёл и называлась у остапьевцев – Хутка, тоесть быстрая. Хуторяне делали гати по долине – каждый хотел иметь свой собственный прудик.
Моя бабушка Надежда родилась в 1901 году в семье Поштарив. Её не звали Надя или Надежда, а Надэжда с «э» оборотным. Почему Поштари? Потому что отец Надежды, Иван Оксентиевич Олефир был грамотным ( да и почти все хуторские были грамотными – они сами обучали своих детей грамоте по церковных книгах, мальчиков обязательно, а девочек кто-как), и был почтальоном – развозил почту по окрестным хуторам.
Матерью Надежды была Оксана Чубиха из Остапья. Это прозвище, а история этого прозвища такова – предок Оксаны воевал в Крыму во время Русско-Турецкой кампании. Из войны он вернулся с женой, гречанкой. Особенностью этой женщины были черне, густые, длинные и черезвычайно кудрявые волосы. У местных жителей не встречались волосы с такими мелкими, пушистими и словно помятыми кудряшками. Это привлекало внимание и привело к возникновению прозвища – Чубиха. Все потомки этой семьи имели в той или иной мере пышные , кудрявые волосы и прозвище Чубы. Даже у моей мамы на лбу всё время завивалась маленькая кудряшка.
У Оксаны и Ивана были дети – Фёдор, Ульяна, Надежда, Улита и Яков. Федор был убит на Первой советско-финской войне ( с марта 1918 года по октябрь 1920 гг.) Сначала она велась неофициально и на этой «неофициальной» войне погиб Федор. Ульяна вышла замуж в село Андрущина , а Улита в село Говоры.
Яков ,самый младший из детей, был «проклят Катеринославкой». Я из детства слышала от мамы такое выражение, но что это значит – не знала. Потом мама рассказала мне такую историю. Какая- то вдова из Екатеринослава ( современный Днепропетровск), купила землю возле Олефиров и поселилась там. Местные сразу же прозвали её Катеринославкой.
Как-то летом, когда Якову было лет 13 ,он полез на Катеринославкину бахчу – воровать арбузы. Катеринославка заметила его, прогнала и долго ругала, а в конце прокричала : « Погоди, погоди – я тебе такое сделаю: не рад будешь собственной рубашке». Родители тоже поругали и наказали Якова, ведь воровство – грех, но слова Катеринославки выдались им странными.
Всё позабылось, но с этого времени стал Яков другим. Каким-то или сонным, или задумчивым, вялым. Ещё одно сразу брРсалось в глаза – по субботам все хуторяне купались и меняли одежду. Яков стал прятаться, не хотел купаться, не отдавал грязную рубаху и не хотел одевать чистую. Его насильственно купали и переодевали. Он вырывался и плакал. Вот и вспомнились слова Катеринославки : « Не рад будешь своей рубахе!» Родные ходили к ней, просили что-бы отшептала проклятие – разве ж можно за арбуз проклинать? Катеринославка сожалела о своих словах, но поделать ничего не могла,не было у неё способностей снимать прочу.
Возили Якова и в церковь, и по бабушкам - дедушкам шептунам – не помогло. Чем дальше, то тем хуже становилось Якову. Он сходил с ума и в 18 лет умер.
(Продолжение следует.)
На украинском языке рассказ помещен на сайте Стихи ру.
http://www.stihi.ru/2011/04/27/8340
Свидетельство о публикации №211042701592
Валентина Агапова 02.05.2011 20:49 Заявить о нарушении
Вера Нлс 03.05.2011 05:14 Заявить о нарушении