С чистого листа...

Христово Воскресение 2011 года должно начинать новый этап истории моего творчества. Загадаем, что это будет время значительных достижений, время успеха прежде всего в научном богословии.

В мае 2011 года необходимо сформировать тезисы доклада на конференцию «Церковь – Богочеловеческое общество», посвященную митрополиту Антонию Сурожскому. Это хороший повод заставить себя рассуждать на злободневную тему. Тема важная уже только потому, что сегодня религиозность выступает как нравственная категория. Быть нравственным – значит быть религиозным. Мы не будем рассматривать религию без Бога, как это принято в некоторых восточных верованиях. Точнее, мы будем опираться на христианство, главная ветвь которого для нас - православие.

Сегодня мы формируем представления о том, почему мы православные и чем православие выделено для нас в сравнение с протестантством и католичеством. Это будет одновременно отклик на экуменические запросы православной аудитории. Творчество митрополита Антония Сурожского удобно тем, что оно формировалось в тесном окружении названных течений христианства, оставаясь всегда на острие передового православного богословия, хотя сам Антоний отмечал, что богословского образования у него нет. 

Если отметить влияние митрополита Антония лично на меня, автора многих религиозных миниатюр на портале проза.ру, то можно сказать, что мой исповедальный путь начинался под значительным внушением слова Божия из проповедей Антония. Теперь, по истечении почти двадцати лет, я нахожу свои мысли созвучными тем, которые вычитывал в беседах о вере и церкви Антония Сурожского. Об одном моменте поговорим особо, так как он касается вообще верования в Бога.

Проповеди митрополита Антония некоторые из нас слышали из передач радио Би-Би-Си в то далёкое время, когда слушать их было очень не безопасно. Но мы были молодыми и не знали ограничений, слушали радиопередачи в удобное время суток, когда слышимость оказывалась удовлетворительной и передачи почти не глушились радиопомехами. Многие из нас не были религиозно настроенными, однако нами руководил всепоглощающий интерес в том числе и к истории религии. Помню удивительно убедительную нравственную аргументацию в проповедях Антония, которая веяла духом христианской истины, усиливала интерес к Евангелию, Библии. Надо ли говорить, что большинство из нас не могло читать эти святые источники. О себе помню, что историческую личность Иисуса Христа я узнал не из богооткровенной литературы. История эта была искажённая так, что цитаты Антония из Писания действовали впечатляюще. Теперь мы это воспринимаем не так остро, заражённые уже новым отношением к ним на основании знаний о проблемах точности перевода на современный русский язык. Проблема точности перевода будет меня занимать ниже более всего, так как я попробую излагать трактовку перевода на современный русский язык оборота «иже еси» в молитве Господней.

Любопытство моё к переводу с древнерусского оборота «иже еси» связано с откровением о том, как воспринималась молитва Господня с ветхих времён. Мне думается теперь, что совсем не очевидно значение «сущий», как существующий. Это значит, что я ставлю под сомнение перевод «Отец наш, существующий на небесах». Это сильное утверждение в переводе отвлекает наш свободный выбор верования в Бога. Думаю, что древние мыслили свободнее и вкладывали в понятие «иже еси» («сущий») более мягкую информацию о том, что «Отец наш, если Ты есть». За этим «если Ты есть» должен был следовать негласный свободный выбор «а Ты есть» и далее без сомнений в существовании Бога следующие слова молитвы Господней как принято.

Итак, произнося молитву Господню сегодня в своём тезаурусе мы должны мыслить, а мысль должна нам подсказывать «если Ты есть», как единственное по месту и времени возможное сомнение в существовании Бога, которое последующим свободным выбором «а Ты есть» завершает процесс. Процесс, о котором я напоминаю, даёт нам истину о Христовом Воскресении. Истина состоит в том, что в каждое мгновение в нас зарождается Святым Духом Сын Божий, чтобы взойти на Крест (быть распятым), умереть  поправ смертью смерть, т.е. Воскреснуть.

Такая богословская трактовка сближает моё православие с протестантским, когда не требуется храмовое совершение таинств, ибо Бог в нас самих в каждый момент обращения к Нему. И это сближение требуется в рамках «домашней церкви», о которой мы обязаны говорить, как о продолжении Церкви Православной в её соборном понимании, просвещенным Святым Духом коллективном сознании.

Домашняя церковь смягчает нам проблему нехватки священников и храмов для обслуживания возрастающей православизации русского мира, и об этом не возникает особых возражений, так как жива ещё русская церковная традиция ведения в домах освящённых молитвенных мест, молельней.

Таким образом, мы предлагаем к обсуждению богословскую идею мыслить перевод молитвы Господней на современный русский язык, как «Отец наш, если Ты есть (а Ты есть) на небесах…». Аминь.


Рецензии
Простите великодушно, но словосочетание "научное богословие" кажется несколько абсурдным. Ну как можно говорить о научности, если речь идет, скажем, о Ветхом Завете? Нет, и к содержанию этой книги можно подойти объективно, сопоставляя с данными естественных наук, антропологии и истории, но тогда от богословия останется немного, а то, что останется, нисколько не понравится верующим.
Возможно, я заблуждаюсь. В чем же именно?

Алексей Степанов 5   28.06.2013 18:26     Заявить о нарушении
Точный ответ будет таким: Богословие является научным тогда, когда принимает во внимание аргументы оппонетов, в частности атеистов (последовательных). Внимание к ним есть непременное условие здравости суждений богословия. Иначе, богословие превращается в догматику, которая неизбежно приходит в упадок, так как не учитывает новых условий развивающегося мира.

с уважением

Леонид Черненко   28.06.2013 19:56   Заявить о нарушении
Мой опыт показывает, что отечественные богословы игнорируют доводы разума. Католики в этом отношении разумнее: еще в 1950 году была принята специальная энциклика, признающая доводы эволюционизма о происхождении человека от животных предков. наши же богословы уныло повторяют: "Адам из глины...Ева из ребра..." О каком учитывании доводов не атеистов - научного знания - может идти речь? В вопросах происхождения мира, человека и эволюции Церковь удивительно консервативна, хотя доводы науки абсолютно неопровержимы.

Алексей Степанов 5   28.06.2013 21:46   Заявить о нарушении
В чём претензии к определению? Практика практикой, она может что угодно показать... +))) Я знаю и обратное Вашим утверждениям...

Ыскер Ывин   29.06.2013 01:33   Заявить о нарушении
29.06.2013 01:43:00.00

Отвечая своему оппоненту, атеисту, богослов заметил, что по происхождению у субъектов в диалоге разные предки. У одного - явно обезъяна, которую тот отыскал в раскопках. У другого - первый человек из праха земного, который к тому же дал имя той самой обезъяне, по завещанию Бога - давать имена. Теперь у атеиста и богослова - вечный спор о происхождении, который неразрешим и есть предмет веры.

Как-то богослов сказал - буду учить детей Слову. И создал догму. Догма стала раздражать некоторых чад и так появились атеисты. Чтобы их учить, богослов образовал раздел знания - науку. Так стала возможной дисциплина - научное богословие, которое терпеливо ведёт беседы с атеистами...

+)))

Кайыр Жунусов   29.06.2013 02:05   Заявить о нарушении
Уважаемый Кайсыр,
хочу обратить Ваше внимание на то, что христиане вовсе не сомневаются в правоте науки, когда речь идет, скажем, об электродинамике, или механике, или химии. Да и как тут засомневаешься, когда вот он, на столе - компьютер, детище этих наук, подтверждает их правоту самим фактом своего существования. Но все, что касается возникновения мира и человека действует на верующих, как красная тряпка на быка. В этом вся разница: об электродинамике в Ветхом завете - ни слова, иначе и этот раздел науки подвергался бы верующими нападкам с не меньшим остервенением.
Есть и еще одно соображение: сколько религий - столько и версий о происхождении человека и мира. Есть даже версия, что боги создали землю из грязи, которую они наскребли под мышками. Эта "теория" ничем не хуже библейской и так же неопровержима.
Я знаю аргументы, которыми пользуются богословы, отвергая эволюционное происхождение человека от животных предков. Эти аргументы основаны на подтасовках, на игнорировании данных эволюционной генетики и на использовании трудностей и противоречий непринципиального характера, которые есть в любой науке, потому что наука - дело живое, развивающееся. Впрочем, особая косность - явный признак именно православия, потому что католики оказались разумнее. Энциклика 1950 года папы Пия XII "Humani generis" допускает, что Бог мог создать не готового человека, а обезьяноподобное существо, вложив, однако, в него бессмертную душу. После это положение подтверждалось другими папами, например, Иоанном Павлом II в 1996 году, который в послании Папской академии наук писал, что "новые открытия убеждают нас в том, что эволюцию следует признать более чем гипотезой". И только православные уныло долдонят: "Мир за шесть дней...Адам из глины... Ева из ребра" - и, похоже, у них даже не возникает чувства неловкости.


Алексей Степанов 5   29.06.2013 08:38   Заявить о нарушении
Кайыр,
прошу извинить меня за то, что ошибся в написании Вашего имени в сообщении, которое выше. И за невыдержанную полемику о другом Вашем тексте - ну, Вы помните, наверное. Я удалил те свои комментарии.

Алексей Степанов 5   29.06.2013 08:50   Заявить о нарушении
Дорогой Алексей, я надеюсь, что Вы всё это пишете не от скуки... +)))

С уважением, к.ф.-м.н. Кайыр Ак-Кольевич Жунусов

P.S. регалии напоминаю только, чтобы Вы не забывали, что я, прежде всего, учёный. Спасибо

Кайыр Жунусов   29.06.2013 13:55   Заявить о нарушении
Аналогично: К.Х.Н.)

Алексей Степанов 5   29.06.2013 15:47   Заявить о нарушении
Вот и хорошо. А теперь я Вам скажу, как учёный учёному. Вероятность обратной гипотезы, хотя и маленькая, не означает, что она ложная. Если Вы это усвоили, то Вы ещё в жизни откроете много и много чудес

Искренне

Кайыр Жунусов   29.06.2013 17:44   Заявить о нарушении
Почтенный Кайыр,
мне прекрасно известно, что доказать несуществование Создателя невозможно. Мне известно и то, что любые научные утверждения в естествознании принципиально не являются доказательствами; каждый новый опытный факт лишь повышает вероятность правильности теории. И что с того? Теория Ньютона оказалась неточной, но в приближении малых скоростей она дает те же решения уравнений механики, что и ОТО с СТО; теория флогистона оказалась ошибочной - но именно она позволила Карно получить верное выражение второго начала термодинамики; выводя уравнения классической электродинамики, Максвелл опирался на ошибочные представления о мировом эфире как упругой среде - но уравнения-то его отлично работают! И таких примеров не счесть. Разумеется, вероятность того, что творец все же существует, не равна нулю. Но таких, с позволения сказать, гипотез можно наизмышлять бесчисленное множество. даже предположения о том, что на самом деле не существует ни атомов, ни электронов кажется более вероятным, чем гипотезы о творце. да и в чем плодотворность таких теорий? Что нового может дать применение библейских сказок, скажем, для квантовой механики или для электроники? Всякий ученый, как бы глубоко он не верил в бога, в повседневной своей работе - если не атеист, то агностик.
Можно сколько угодно спекулировать на религиозные темы, но при непредвзятом взгляде на религии совершенно очевидным становится то, что они не содержат в себе нравственного потенциала: чудовищная жесткость ветхозаветного творца, его абсолютная безнравственность, его кровавость могут заставить бояться, но никак не любить. Да и история показывает, что религии использовали прежде всего как идентификатор "свой-чужой", что микроскопические различия в верованиях становились поводом для самых кровавых войн и остаются в таком качестве по сию пору. Вот и вы пишете о том, что без бога нравственности быть не может. Что ж , выходит я - растленный тип, лишенный зачатков нравственности. Спасибо на добром слове)

Алексей Степанов 5   01.07.2013 10:32   Заявить о нарушении
Дорогой Адексей, можно говорить много много ... и запутаться совсем.

Я Вам скажу коротко почему я верую в Бога, почему я не католик: Православный верует, ято он произошёл от Человека, что человек произошёл от человека, понимаете разницу... Вот и всё. А приактические шаги не кладутся в принципы.

Или Вы всё же хотите, чтобы я от обезъяны происходил? Спасибо, утешили... оставлю Вам такой выбор. Я веру не выбирал

Кайыр Жунусов   01.07.2013 12:09   Заявить о нарушении
Уважаемый Кайыр,
я не отрицаю вашего права на происхождение от человека. Более того, и мои родители, и родители всех ныне живущих и давно почивших тоже произошли от людей - и с этим никто не спорит. Но Библия утверждает, что человек возник одномоментно, а вовсе не выделившись из животного мира в ходе длительной эволюции. Впрочем, по библии и мир, и все его составляющие тоже возникли разом, готовенькими, и не было ничего предшествующего. И вы с этим согласны? С неделей творения, с Адамом из глины, с Евой из ребра? Если согласны - то я прекращаю дискуссию, потому что убеждать верующего себе дороже и доводы разума здесь бессильны. Но ведь вы позиционируете себя как ученого, значит, у вас должны быть аргументы, а не только увертки. Я уже задавал Вам эти вопросы, но ответа не получил.

Алексей Степанов 5   01.07.2013 12:36   Заявить о нарушении
я Вам тоже задал и первым... вопрос: Вы всё это от скуки пишете мне? я Вас лично к себе не приглашал

Кайыр Жунусов   01.07.2013 21:06   Заявить о нарушении
Выставив свое творение на всеобщий обзор, вы можете ожидать и вопросов. Ну, предположим, я пишу не от скуки. Мировоззренческие вопросы меня волнуют не меньше, чем Вас. В школах, в которых учатся две моих внучки, ввели "Закон божий" (пардон, "Основы православной культуры". А вот астрономию не преподают вовсе. А вчера президент подписал принятый Думой закон "О защите чувств верующих". Я не против такой защиты, но закон этот состряпан так, что за мои заявления о происхождении жизни без участия Бога вы вполне можете укатать меня за Можай. И мне вовсе не хочется, чтобы Россия стала православным аналогом Ирана.
Вот так, г-н "ученый".
Между прочим: в своей научной практике я ни разу не сталкивался с проявлением сакральных сил. Как-то хватает явлений природных и познаваемых хотя бы в принципе.

Алексей Степанов 5   01.07.2013 22:10   Заявить о нарушении
да, Вам подвиг Христа не грозит за Ваши убеждения... они Вам, что рубашка, - ближе к телу... +)))

Кайыр Жунусов   01.07.2013 23:05   Заявить о нарушении
кстати... мировоззренческие вопросы меня не волнуют

Кайыр Жунусов   01.07.2013 23:06   Заявить о нарушении
Э, бросьте; христиане в своем человеколюбии столько народу заставили повторить христовы муки, что за ними и самого-то Христа уже не видно. Юродствовать с приплясом, держа кистень в кармане - это то, что православие умеет делать лучше всего. Скажи мне, кто твои святые, и я скажу, кто ты. А святые у нас (или у вас? нет, все же у нас) - кровавый фанатик патриарх Никон, бездарный правитель, доведший страну до череды военных поражений и революции Николай второй... А потом были "святые" Троцкий, Ленин и Сталин - прямое порождение предшественников, даже более гадкое... И у всех добрые намерения, заметьте, речи какие говорили - куда до них святым отцам... А теперь снова маятник качнулся в другую сторону, проскочил точку равновесия - и вот уже попы вместе с гадалками, астрологами и экстрасенсами заполонили экраны, вопят: Караул, ратуйте, дяденьки, девки Святую церковь насилуют!", в школах отменяют потихоньку естественные науки в пользу поповщины, главный гебист взасос целуется с предстоятелем церкви (наверное, оба в Бога не верят), а бывшие ученые не могут ответить на простой вопрос: верят ли они в истинность Священной Истории, или признают естественнонаучную картину мира?

Алексей Степанов 5   01.07.2013 23:34   Заявить о нарушении
много говорим опять от скуки видимо.. ответ: и то, и другое верно. Но Вам видимо лбы расшибать прятнее. От этого все Ваши интересы. Столько сведений, столько сведений!!! Просто забыли даже с чего сыр бор. Я ведь о другом заметку писал. Вы как ворчливая бабушка (точнее бы сказал, обезъяна. так как повторяете за кем-то. даже нет, не обезъяна, а попугай)... пожете подать на меня в суд за оскорбление чувств верующих, кстати, Вы ведь во всё это верите, о чём пишете +)))

Кайыр Жунусов   02.07.2013 00:02   Заявить о нарушении
кстати... естественнонаучная картина мира и модельные условия - это две большие разницы... +)))

Кайыр Жунусов   02.07.2013 00:15   Заявить о нарушении