Совместитель

Всё в жизни циклично. Дни, недели, месяцы… так и отлетают в корзину для мусора листочками календаря год за годом. Назад посмотришь, сколько же черных пакетов с этими бумажками вынесла бессменная уборщица Жизнь! А сколько их впереди? Лучше и не думать. Сколько бы ни было, все мои.
Понедельник начался с планерки. Пафос сверхзадач я пропустил мимо ушей. Лозунгами о светлом будущем меня пресытили в молодости. Иммунитет остался навсегда. Высокая цель не стала ближе и желаннее оттого, что шеф яркими мазками обрисовал перспективу достижения в ближайшем будущем. «Через какую-нибудь смехотворную тысячу лет…» - хмыкнул сосед большой любитель Булгакова. А вот когда началась раздача реальных заданий, пришлось сконцентрироваться. Тут надо схватывать. Коллектив, что ни говори, это сила. Обычно на планерке каждое задание азартно обсуждалось, коллеги могли подсказать неожиданное решение, новый вариант, оригинальный подход.
Я видел разные артели, но в этой, несмотря на присущий – как, впрочем, в любом творческом объединении – душок, была на планерках и редкая по нашим временам атмосфера творчества. Старшие – более опытные – и молодые – дерзкие и отчаянные – коллеги щедро, слегка выделываясь друг перед другом, подчас креативили такое, на что в одиночку никогда бы не набрел. Только успевай помечать в блокноте. И поразборчивее! Был момент, когда возникла возможность забросить совместительство, на которое толкнуло безденежье первых лет после окончания ВУЗа. На основной работе каждый шуршал своими бумажками в своем углу, ревниво оглядываясь по сторонам. Совсем не как здесь! Может быть, эта атмосфера и удержала от шага?
На этой неделе объектом моего внимания определили угольщиков. Проблема, на первый взгляд, мелкая. В областном центре, который находится всего в двадцати километрах от разрезов и шахт, вот-вот встанет ТЭЦ. Топлива не хватает. В это же время эшелон за эшелоном уголь отправляется за две тысячи километров. Причём, по цене за тонну меньше, чем платят местные энергетики. Нонсенс! Среди советов, которые накидали щедрые собратья, был и тот, который повел меня к одному знатоку…
Людей, которые знают немного больше других, по сегодняшней моде принято называть «экспертами». Если эксперта назначает организация – тогда он «спикер». Признаться, от засилья англицизмов в речи порой меня подташнивает. Правда, ехидная память толкает в бок: «Забыл, как в молодости девушек гёрлами называл?» Но с собственной памятью всегда можно договориться. Даже без откатов.
Поскольку моего собеседника никто не назначал и не просил об интервью, он не особенно хотел встречи. НЕ рвался стать ни спикером, ни экспертом. Да и тема, как я начал понимать, оказалась не столько пыльной и темной, сколько скользкой и горячей. Однако настойчивость, помноженная на профессионализм, и некие рекомендации сыграла свою роль. 
В назначенный час я материализовался в его автомобиле. Мне часто делают замечание, что возникаю внезапно, прямо как чёрт из табакерки. И тут, как я ни старался сделать это аккуратно, человек вздрогнул. Пришлось включить самую обезоруживающую улыбку: «Надеюсь, не заставил себя долго ждать?»
- Нет. Вы пунктуальны, - успокоил мужчина и сунул руку под руль к замку зажигания. – Я отъеду. А то здесь новый знак повесили.
- Остановка запрещена?
- Стоянка.
- Ну, от такой мелочи я отмажу!
- Я и сам отмажусь, но нам лишнее внимание ни к чему.

 - …вот после этого у нашего угольного короля какой-то «бытовой газ» и взорвался в гараже. Новенькая АУДИ всмятку, как банка из-под пепси под каблуком у бомжа.
- Большие деньги – большие неприятности, - поддакнул я ему.
- Большие – это когда в машине хозяин.
- Могли и так?
- Легко.
- Выходит, если я об этом подробно всё напишу, то кого-то могут взять за жабры?
- За жабры, под белы рученьки или за фаберже – это не нам решать, но прошу нигде меня не упоминать. Как вы там обычно пишете? «Из источников, связанных с деятельностью Компании». Или ещё обтекаемее, если можно.
- Можно. Отчего же нельзя, - согласился я с просьбой. – О другом думаю. А оно мне надо? Всю эту муть и вонь поднимать!
- Не мне советы давать, не я к вам с вопросами пришел. Теперь это не мой груз. А то, что вас пригрузить миксером-другим бетона в какой-нибудь яме…
- Тогда уж углем… - перебил я
- … могут… или углем. Оно ж не легче, - подтвердил эксперт.
- Даю слово.
- Спасибо.

То, что я написал, оказалось бомбой. Причем я сам этого не понимал, пока не закончил. Перечитал, и волосы дыбом встали. На часах стрелка ползла к часу ночи. Утром текст должен лечь на полированный стол. А пока пора на бочок… Не скажу, что не спал. Не гимназистка же я после первого пощупа. Нервы у меня другим на зависть. Спал. Но пару раз просыпался. Пил на кухне сок. Думал. Ложился в постель, мысли возвращались во сне. Мои руки и ноги бесцеремонно обмотали скотчем. Как куклу уложили под транспарантом «Даёшь стране угля!» на транспортерную ленту…
- Откуда ты всё узнал? Скажешь, пойдешь домой. Нет, – черная рука остановилась над кнопкой пуска, - поедешь в преисподнюю.
«Зачем я слово дал?» - с тоской спросил я себя. «Сам дал – сам назад взял!» - получил пожеванный временем шуточный ответ.
- Может быть, сойдемся на третьем варианте? – спросил я у собеседника.
- На каком? – блеснули в темноте его зубы.
- Я не выполняю задание. Никто не узнает ни о чем.
- Работу потеряешь.
- Это не беда. Проведу отпуск не в Турции, а в средней полосе. Дел-то. Выделить всё и нажать на кнопку «Delete»
- В компе сотрешь, но в башке-то останется. Прижмут – расколешься. Или кто-нибудь пообещает больше.
- Кому надо меня прижимать? И кто может предложить больше чем жизнь?
- Могут. Есть и такие.
Я проснулся и с облегчением убедился, что нахожусь в квартире, а не в чудовищном раскопе угольного разреза. «И надо было мне искать эти детали по отставанию вскрышных работ… по цене доставки…», - открыл я вторую бутылку сока. А ведь слышал, что любая дорога приведет к цели, если она одна. Старинные сказки о богатырях, которые тормозили перед камнем на развилке, оказались не сказками, а вполне реальной проблемой выбора. Вот и думай, чью шкуру спасть: свою, коня… ещё чью-то! Написать правду – транслировать её всем и выше. Сказать по секрету руководителю, или вообще утаить, никому не говорить ничего… Какое мне дело до угольного барончика, до его машин и гаражей. Сам влез в бизнес – сам и вылезет. Или собеседника слить? Я же его за язык не тянул, вот и пусть его притягивают… А как же слово?

Пил сок, а голова утром болела как с похмелья. Хмуро поздоровался я с работодателем и на голубом глазу сказал, что материал не получился.
- Как не получился? Тебе всё как на блюдечке выложили. Цифры, факты, свидетеля… или он не рассказал ничего?
- Бывает и такое, всё есть, а картинка из пазлов не складывается, - я внимательно изучал содержимое аквариума в углу кабинета.
- Тогда… - палец нажал три кнопки на телефоне, - сейчас придет наше светило, выдайте ему расчет.
Молчу. Могли и без выходного пособия.
- И чтобы тебя близко никто и никогда не видел! Я принимаю и увольняю один раз. Текучесть кадров не для моей конторы.
- Знаю, - облегченно кивнул я и вышел.

***
Сауна. Двое подводят итоги.
- Надо же, он решил, что никому и нигде правда не нужна! – удивился светлый.
- Не в этом дело. Он от денег отказался! - хмыкнул темный. - Никогда бы не подумал, что черт, работающий по совместительству ангелом, окажется таким чистоплюем. А ведь до этого вполне хорошо работал…
- Может быть, ещё испытаем?
- Да хватить с него.


Рецензии