Продолжение 20. Николай Безуглов

     Кто не был в этой земной преисподней, тот никогда не поймет труд наалоотбойщика или проходчика,бурильщика,
машиниста шахтного электровоза по плывущей узкоколейке, слесей и электриков оборудования и ещё с десяток разных тавтс
рабчих и специалистов. Но особеннотяжким являлся труд навалоотбойщика. Предоэдухе и то -ставте себе человека с лопатой, сидящего в
в низкой лаве высотой 1 метр на корточках, а то и на боку, и лопатой накидывающего на транспортерную ленту уголек.
      Духота страшная, антрацитовая пыль, над которой не властно слабое орошение, и норма 4 рештака за смену- это
более шести тонн. Погрузите вы это при свете дня на чистом воздухе и то- мало не покажется, а тут в неимоверных
 условиях, заглатывая пыль, и в позах червяка. Но даже эти каторжные нормы перевыполнялись ради более высокого заработка в четыре
отка в четыре, пять сотен рублей. И когда сейчас видишь бастующих шахтеров, по полглда не получающих за свой
адский труд ни копейки, так и хочется засадить весь кабинетминистров с его  председателем вицами и замами, хотя бы
на одну смену в такую лаву, дать им в "руководящие" лопаты и потребовать выполнения хотя бы нормы.
Ничуть не слаще хлеб и у проходчика. Только зарабатывает он себе не силикоз легких, как навалоотбойщик на угольке,
а антрокоз, так как имеет дело с породой - вот и вся разница.
   С бригадой проходчиков у меня связано самое страшное воспоминание о событиях, невольным виновником которых я
стал. Я подменял не пришедшего на смену машиниста электровоза. Собрав на главном штреке груженые и пустые вагонетки,
должен был их рассортировать. Ушедшая в уклон бригада проходчиков не перевела стрелку в тупик и не выставила за собой
ограничители башмаки. Толкая впереди электровоза вагонетки, поровнявшись с уклоном, почуял неладное. Тяжёлые гружёные
вагонетки потащили всю сцепку с электровозом в уклое, набирая скорость. Ни реверсное торможение, ни до конца зажатый
тормоз остановить сцепку не смогли. Высякая из заблокированных колёс снопы искр, состав устремился в уклон.
А там работала бригада из пяти человек. И деться в этой норе им было некуда. Вывалившись из кабинки и чудом избежав колёс,
пытаюсь породой и кусками крепежа " забурить" вагоны-всё напрасно. Мой дикий крик от безысходности, грохот несущихся
вагонеток достигли ушей бригады. Оценив обстановку, опытные четверо шахтёров бросились вверх под потолок в щель
по отбуренной накануне породе. Эта куча породы да образованная между ней и потолком щель спасли им жизни.
Пятому, видимо места там не хватило, и он прижался в небольшое углубление в породе в конце тунеля, ожидая своей
участи. Влетевшие вагонетки, натолкнувшись на кучу породы, корёжа друг друга, полезли со страшным грохотом одна на одну.
Наступившая тишина подарила живёхоньких и невредимых из щели под потолком, которые протискивались вниз из завала.
Находившийся в углублении тоже был жив, но придавлен в поясе вагонеткой, и не мог выбраться. Большими усилиями
освободили и его. Оказалась трещина тазобедренной кости. Подлечившись несколько месяцев он вновь приступил к работе
в своей бригаде. Так фантастическт счастливо закончилась эта трагедия.
    Чему хотело поучить нас провидение? Что наша жизнь не важнее жизни червя, и может прекратиться в любое мгновение
от безолаберности, так всем нам свойственной, от любой случайности. Это же провидение сохранило нас, подарив тот
самый случай на миллион из тупикового в прямом и переносном смысле состояния. Но тжизнь продолжалась, молодости
не свойственна долгая грусть. Житейские радости, общение с друзьями - сгладили всё неприятное. С удовольсвием
вспоминаю преданного своего друга белоруса Петю Рацеева, доброго весёлого парня с застенчивой улыбкой, сводившей
с ума девчёнок, которые вешались на него пачками. Дай Бог ему здоровья, если жив, а если нет, то светлая ему память.   


Рецензии