Черт и его бабушка?

Психологи установили, что в наши дни люди поминают лукавого чаще, чем две сотни лет назад. Почему?

По всей видимости, в наш век у человечества жизненных проблем изрядно прибавилось! А где проблемы, там и ищи проделки нечистой силы. А самым популярным ее представителем и является черт. Ведь именно он – неизменный герой народных сказок и преданий наряду с Иваном Царевичем, Иванушкой-дурачком, Бабой-ягой и Лешим. Рогатый, хвостатый, небольшого росточка, со свиным пятачком, это отродье постоянно строит козни против рода человеческого. Однако истории о чертях сочиняли не только в России, но и в других странах. И везде его описывали одинаково, словно с натуры!

Между небом и землей
Согласно талмудическому преданию, черти были созданы Богом в сумерки после первой субботы. Но прежде чем он успел доделать их, наступила ночь, потому чертям не досталось человеческих тел, и они приняли обличие, близкое к козлиному. С тех пор эти создания занимают промежуточное положение между ангелами и людьми, зависнув в воздухе между Землей и Луной, предпочитая «пустынные места». Сначала черти могли в равной степени творить как зло, так и добро, но впоследствии под ними стали подразумеваться сверхъестественные существа, противящиеся Богу.
Христианские богословы никогда не были особенно озабочены изучением чертей. Они просто определили их как слуг Сатаны, большей частью обитающих в аду, но порой выбирающихся оттуда побродить по свету, разыскивая готовые к грехопадению души.

Он же – бес, он же – шут
На Руси у черта сложилась куда более солидная родословная, чем у его западно-европейского «коллеги». Дело в том, что наш «лукавый» стал преемником языческого бога Велеса – покровителя домашних животных, которого древние славяне представляли в виде обросшего шерстью рогатого человека. Составитель толкового словаря Владимир Даль, исследуя образ черта, приводит такие его названия, как шишига, хохлик и шиш. А по-славянски шиш – это волосы, стоящие дыбом, то есть мифологическая особенность разгневанного Велеса. Впоследствии народные представления о черте слились воедино с христианскими представлениями о дьяволе.
По мнению лингвистов, слово «черт» произошло от прилагательного «черный», употребляемого в народе для обозначения злых сил. У него есть множество синонимов – дьявол, сатана, Вельзевул, Анчутка беспятный, козлоногий, бес, нечистый, лукавый, враг рода человеческого и, наконец, шут. Природа чертей не менее разнообразна и неоднородна, чем их наименование.
В представлениях о черте-хромом кузнеце, отраженном во многих сказках и пословицах, прослеживается связь с греческим богом подземного огня Гефестом.
Черти-хранители бывают приставлены к человеку, предмету или местности. Сюда относятся лешие, водяные, домовые, различные домашние духи. Их подруги – ведьмы, нимфы и дриады.
Стихийные черти – это не привязанные к конкретному месту духи гномов, эльфов, русалок и сатиров. Они могут принимать обличье волков, псов, воронов, змей, но рано или поздно все равно показывают «козью морду» с рожками.
Кочующий черт обитает в сторожках, на болотах, в заброшенных домах и даже в церквях, может он вселяться и в человека, что именуется одержимостью.
И наконец, высшей разновидностью чертей являются демоны, аккумулирующие в себе силы природы и космоса, поддерживающие неизменным порядок вещей на Земле и служащие вечными прототипами всех темных сил.
Основное назначение любого черта – искушать человека, толкать его на дурные поступки, склонять к лени, жадности, злобе и прочим порокам. Но, в общем, «не так страшен черт, как его малюют». Универсальные средства борьбы с ним – святая вода и крестное знамение.

Попался, который кусался!
В XIX веке поминать черта без особого повода не полагалось: считалось, будет достаточно, чтобы он услышал эти слова и приблизился к человеку.
Интересные материалы о встрече с чертом были собраны в 1803 году в «Деле о поимке Петром Корьевым, из крепостных людей отставного поручика Мацнева, нечистой силы и об истреблении оной».
Однажды в одном из сел Тамбовской губернии местный мельник Петр Корьев услыхал шум на втором этаже мельницы. Это была возня, сопровождаемая то грохотом, то визгом, то «звуками говора нелюдского». Мужик, недолго думая, схватил палку и ринулся защищать от воров свое добро. Однако, поднявшись наверх по лестнице, Корьев заметил «не то собаку, не то свинью черную, в углу сидящую». Увидев мельника, «свинья» попыталась проскочить мимо него, но Корьев ударил незваную гостью палкой и навалился сверху всем телом. А та укусила мужика за руку, и он ослабил хватку. Воспользовавшись этим, тварь выскользнула и бросилась вниз по лестнице. На первом этаже мельник снова настиг существо, несмотря на то, что оно больно кусалось.
Прибежавшие на шум крестьяне увидели тяжело дышащего, искусанного до крови Петра, в руках которого жалобно скулил... самый настоящий черт! Разглядев Корьевского «пленника», они в ужасе бросились с мельницы за старостой. Когда тот явился, то, взглянув на повизгивающего черта, трижды сплюнул, перекрестился и приказал уничтожить его. Крестьяне принялись кидать в черта камнями, стараясь попасть в голову. Когда тот перестал подавать признаки жизни, развели костер и бросили окровавленное тело в огонь...
Вот как свидетели, которых набралось не меньше десятка, описали черта: «Тело имел невеликое, цвета черного, редким волосом покрытое, также черным. Смердел нечистым духом. Голову имел черную, звериного облика, с острыми ушами и рожками козлиного вида».

Черен и волосат
Этот случай произошел на окраине Санкт-Петербурга в конце XIX века. Рабочие пакгауза утром пришли на службу и обнаружили сторожа Георгия Семенова в дальнем углу складской территории дрожащим от страха. Он поведал, что ночью ему пришлось стрелять... в черта! Обходя территорию, Семенов заметил в тени пакгаузов крадущегося неизвестного. Сорвав с плеча винтовку, крикнул: «Стой! Стрелять буду!», однако незнакомец не отреагировал. Тогда сторож выстрелил чуть повыше головы злоумышленника. Тот выскочил из тени, и Семенов смог его хорошенько разглядеть. Это было нечто «росту среднего, без одежды, черен и волосат, а вместо лица – звериная морда». По словам Семенова, он передернул затвор и снова выстрелил. Сторож уверял, что слышал, как существо заверещало «что твой кабан». Полицейские, вызванные на место происшествия, трупа не нашли, однако обнаружили на «поле боя» пятна крови.
В 1936 году в районе Биллянд-Киика (Памир) отряд красноармейцев долго преследовал верхом по горной тропе аналогичное существо. Догнать его всадники не смогли и открыли огонь. Несколько пуль достигли цели, однако нечто, завизжав по-поросячьи, скрылось из виду.
О какой странной твари идет речь во всех вышеперечисленных свидетельствах, так и остается загадкой. С одной стороны, ни сам черт, ни его останки людям в руки ни разу не попадались. С другой же – все описания сходятся на том, что ростом черт невелик, на голове – неизменные рожки, нос пятачком, а кожа черного цвета, покрытая редкой щетиной. Единственное, что его отличает от сказочных персонажей, так это то, что он не говорит, а лишь визжит и хрюкает. И слава Богу!

Соблазнитель девственниц
Согласно народным преданиям, в разных странах черт приходит к людям под различными обличиями.
В Западной Европе черт часто является людям в образе кавалера с огненным пером на шляпе. При этом у немецкого черта обязательно есть бабушка, а у французов он часто прикидывается белым ягненком. Если взять ягненка в руки, он делается все тяжелее, а потом вдруг с хохотом объявляет, что он бес. Также у французов черт превращается в козленка, коня, белую собаку, черного или белого петуха, ворона, хромого нищего.
В Испании, чтобы отогнать черта, нужно перепрыгнуть…через лежащих в ряд младенцев! Сам же «нечистый» там ходит в виде черного монаха или красавца-странника.
Английский черт курит сигары, с удовольствием пьет грог и алкогольные коктейли. Русские легенды не дают никакой информации о связях чертей с женщинами, согласно же сказаниям других стран, от них рождаются дети. Проявления бесовской нежности всегда ледяные. В Италии соблазнение девственниц является едва ли не основным занятием черта, а на Украине он нередко является к вдове под видом покойного мужа. У украинского черта всегда есть мать – обыкновенная тетка, чуждая демонических свойств. Превращаться тамошний черт любит в священника, в наемного работника или подброшенного новорожденного ребенка.


Рецензии