Техникум

На фото: Задонский техникум механизации
и электрификации сельского хозяйства.



 До сих пор не пойму, почему, окончив восемь классов,  решил поступать в Задонский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства. Скорее всего,  мне хотелось быстрее получить профессию и начать зарабатывать самостоятельно на свою жизнь. К тому же Задонск от дома всего в 25 километрах, а с 1961 года в результате очередной реорганизации он стал нашим районным центром. Водопьяновский, а в последние годы Донской район  исчез с карты Липецкой области. Отдельные его части вошли в Лебедянский,  Липецкий и Задонский районы. Непосредственно село Донское вошло в Задонский район.


Успешно сдав вступительные экзамены, я был зачислен в первую группу «А» на отделение «Механизация сельского хозяйства». Посмотрев моё  личное дело,   администрация техникума назначила меня старостой группы, и в этом качестве я пробыл  три с половиной года. Классным руководителем группы была Валентина Ивановна Деулина, завучем техникума – Иван Степанович Пашков, а директором Иван Трофимович Целых. В отделениях электрификации и механизации сельского хозяйства были также свои завучи. В  отделении механизации, где я обучался,  завучем был Хвостов. К сожалению, его  имя и отчество я забыл. Несколько месяцев  учился в старых корпусах техникума. Их было несколько, в том числе и одно двухэтажное здание бывшего мужского монастыря. К октябрьским праздникам 1963 года мы перешли во вновь построенное, трёхэтажное здание техникума. Это было очень хорошо оборудованное всеми новейшими средствами обучения здание, в котором я и учился три с половиной года.  На дневном отделении в техникуме обучалось около тысячи  учащихся.  Выпускники обоих отделений были очень востребованы и распределялись по всей территории СССР.


Учащиеся техникума в основном были из Липецкой области, а также Тамбовской и Воронежской областей. Это были  пятнадцати - шестнадцатилетние выпускники восьмых классов, за редким исключением - отслужившие армию парни с неполным средним образованием. Для тех, кто имел среднее образование,  были ускоренные группы, где обучение было два года и  шесть месяцев.


 В моей группе были 31 парень  и две девушки. Их можно назвать пофамильно. Это Россихина  Валя и Жигалкина Галя,  а  будущая специальность, конечно, не совсем женская. По окончании техникума они, кстати, недолго работали в качестве  инженеров по технике безопасности, а затем сменили профессию. Среди однокурсников у меня были наиболее близкие отношения с Первеевым  Виктором (из Доброго), Меркуловым Валерием (из Ельца) и Лихачёвым Вячеславом (из Добринки).  С последним  нас вновь свела судьба уже после армии в Добринском районе, и мы продолжили дружбу.


Большинство  учащихся техникума жили на частных квартирах, так как общежитие было всего на 150 мест, а претендентов была тысяча. Впоследствии будет построено общежитие на 600 мест, но это уже после нашего выпуска. Первые два года обучения  и я жил на частных квартирах, на ул. Северная, дом 4, а затем на улице Бебеля, дом 23.  Снимали комнату на пять-шесть человек. Теснотища, узкий проход между коек и один стол для занятий. Платили по 5-7 рублей в месяц. Хозяйка квартиры готовила нам обед из наших продуктов.  Из дома мы привозили мясо, а остальное покупалось в магазине. Сбрасывались по определённой сумме на питание хозяйке, и она  вела наш скромный  продовольственный бюджет. Разумеется, меню было довольно  ограниченным, но  сытным. Дополнительно мы могли пообедать и в столовой техникума. Обеды там были совсем недорогими. За  тридцать пять-сорок копеек можно было   хорошо поесть. Стипендия, кстати, у нас была 23 рубля в месяц. На третьем и четвёртом курсах я жил у  своей старшей  сестры Зины. Она и её муж Вениамин Яковлевич  предоставили мне комнату,  и  оставшееся время обучения  я прожил в комфортных условиях, как говорят,  « У Христа за пазухой». Зина работала в то время редактором и заодно диктором районного радиовещания, а Вениамин Яковлевич был редактором районной газеты. У них в то время была одна дочь, Нина, а в год моего окончания родится ещё сын, Владимир.
После не совсем  приличных условий жизни на частных квартирах на новом месте у меня были отличные условия для учёбы. С зятем своим мы быстро нашли общий язык и стали друзьями на всю жизнь. У нас с ним по многим вопросам сходные взгляды, а день рождения, вообще, общий. Мы родились в один день - 7 сентября, только он в 1928 году, а я в 1948. Разница в двадцать лет. Он подарил мне первый   фотоаппарат «ФЭД» и  обучил всем тонкостям этого увлекательного дела.  Позже я сменил несколько фотоаппаратов, но этот, первый, был для меня самым дорогим. Вениамин Яковлевич обучил меня езде на мотоцикле ИЖ-49, когда мне не было ещё и десяти лет. Вечерами мы частенько беседовали на разные темы.


 В годы войны Вениамин Яковлевич окончил Задонское педагогическое училище и некоторое время работал учителем начальных классов. После  службы в  военно-морском флоте был избран первым секретарём Водопьяновского райкома комсомола, а затем заместителем редактора районной газеты. Очно окончил  Высшую партийную школу при ЦК КПСС, факультет журналистики. После этого был назначен главным редактором Задонской районной газеты. Этот человек в некоторой степени заменил мне рано ушедшего отца, а в большей степени стал настоящим другом. Он привил мне любовь к общественным наукам,  немало полезного я перенял у него  по пчеловодству и можно ещё много писать об этом прекрасном человеке, так как он этого, действительно, заслуживает. И первая моя статья   была напечатана именно в его газете.


 Надо отдать должное и моей старшей сестре Зине. У неё была очень ответственная работа на радио. Надо было отобрать  и обработать материал для радиопередачи и всё это вместе со своим коллегой Гарбузовым Аркадием Сергеевичем  воспроизвести в эфир. Причём радиопередачи велись вживую, без записи, а это совсем непросто.  Она успешно справлялась как со своей работой,  так и с домашними делами. При весьма ограниченном ассортименте одежды, обуви в торговле,  она каким – то образом умудрялась быть модной и эффектной женщиной. К тому же по природе своей она была довольно красивой и, несомненно, эта супружеская пара всегда выделялась в обществе.


  Обучаясь в сельскохозяйственном техникуме, я, как ни странно, любил  предметы, совсем не связанные с техникой.  Это были литература и история.  Историю вёл замечательный педагог Числов Владимир Михайлович. Я даже записался в исторический кружок и с интересом занимался в нём.   Несколько лет спустя именно на исторический факультет Тамбовского пединститута  я и поступил.  По  всем предметам у меня были четвёрки и пятёрки, а мой портрет на протяжении двух лет  красовался на Доске почёта техникума. И всё же надо честно сказать, что особой  тяги к техническим знаниям у меня не было. Учил всё, что положено по программе, скорее, по принципу: « Я должен быть среди первых».  Среди преподавателей техникума я бы выделил наиболее запомнившихся. Это наша классная руководительница Деулина Валентина Ивановна, которая вела экономику сельского хозяйства, учитель физики Мишин Николай Васильевич, учитель сопромата Панов Николай Петрович и  Перегудов Анатолий Иванович, который преподавал  тракторы и автомобили.  Следует отметить, что в целом преподавательский состав был очень сильным, а учебный процесс был организован на высочайшем уровне. Это я говорю уже как  учитель, директор   средней школы, сам познавший   все стороны этой нужной и очень сложной профессии.


В техникуме  уделяли огромное внимание  спорту и художественной самодеятельности. К спорту я относился довольно прохладно, а вот художественная самодеятельность  для меня  была любимым занятием всю жизнь. Выступал в роли конферансье, читал стихи, пел в хоре. С концертами мы нередко выезжали в сёла Задонского района и  Конь  - Колодезный  сельскохозяйственный техникум. Там обучались на зоотехников и ветеринарных техников. Контингент в основном состоял из девчат, и этот фактор, естественно, влиял на частоту взаимных визитов. Кое для кого эти визиты закончились браком.  Не какой-то порчей чего-то, а самым натуральным супружеским союзом и  на место работы в колхоз или совхоз ехали сразу два специалиста сельского хозяйства: механик и зоотехник или веттехник.  На меня ни одна из девушек этого «балетно-копытного» заведения, как его среди нас называли, не произвела  должного  впечатления.


В конце третьего курса,  в середине апреля, нас направили на преддипломную практику в колхозы и совхозы. К этому времени мы уже получили специальности и соответствующие им удостоверения  тракториста – машиниста широкого профиля, токаря второго или третьего разряда, слесаря. Умели мы  работать с газо - и электросварочными аппаратами, водить комбайны и автомобили. Удостоверения водителя автомобиля у меня ещё не было, так как 18 лет мне исполнилось уже после окончания практики, в сентябре. Практику  проходил в своём  селе, в  совхозе «Донской». Меня и ещё одного практиканта, Дадонова Анатолия, определили под начало опытного механизатора Чеснокова Николая Ивановича.

Главный инженер, Туровский Михаил Николаевич, подвёл нас к тракторной  раме и сказал: «Надеюсь, что через 15-20 дней на этом месте будет стоять  трактор Т-74, на котором вы и будете работать». Откровенно говоря,  мне не особо верилось, что так оно и будет. Однако все узлы и детали были в наличии в мастерской и на складе, и мы уложились в указанный срок. Обкатали движок  на стенде, потом на горячей обкатке вхолостую, а затем уже под нагрузкой.  Надо  отметить, что в совхозе «Донской» были хорошие мастерские и толковые специалисты  работали в них. На весновспашку мы уже опоздали, а  занимались лущением и культивированием почвы под полупар.

В связи с этим вспоминается один случай, который мог закончиться трагедией.  Работали мы с  Анатолием посменно.  С 6 утра и до 6 вечера - одна смена и с 6 вечера до 6 утра – вторая. В ту злополучную ночь я работал  с дисковым лущильником  ЛД-10. Это прицепное устройство, шириной в 10 метров предназначено для измельчения почвы после вспашки и культивации.  Дело было в начале июня, а это  самый разгар пляжного сезона и, несмотря на то что работал в ночь, успевал я пару часиков позагорать на пляже. Усидишь ли дома в 18 лет? Ночью же, отъехав подальше от села, откуда уже не слышно работу трактора, я останавливался и с часик «кемарил», как говорят. Около часа ночи почувствовал, что не могу дальше работать. Глаза закрываются, голова не держится, руки стали вялыми и вдруг справа промелькнула тень. Как  молниеносно сработал мозг и дал команду «Стоп», не пойму до сих пор. Я резко выжал муфту сцепления, и трактор стал как вкопанный. Выйдя из трактора, я увидел, что крайний диск в пяти сантиметрах от опоры линии электропередач. Это была высоковольтная линия Волгоград – Москва с напряжением 110 тысяч вольт. Не остановись я вовремя - остался бы от меня один  пепел. Только тут ко мне пришёл страх.  С большим трудом  я оттащил лущильник от опоры и отогнал трактор  в бригаду.  Сославшись на болезнь желудка, я несколько дней « отсидел» дома.


Выйдя на работу, я получил старенький зерновой комбайн СК-3 и приступил к его ремонту. В помощники мне дали парня лет  16-17 –ти. Вдвоём мы за неделю отремонтировали, промазали все необходимые узлы и приступили к уборке зерновых.  «Степные корабли вышли в поле», «Битва за  хлеб», «Ни зёрнышка потерь» - всё это  пустая говорильня. Комбайны наши были никудышные.  Кабины как таковой, вообще, не существовало, над  жестким сиденьем комбайнера был лишь навес от дождя, а помощник сидел, если можно так сказать, на лесенке. О каких удобствах можно говорить! Обдуваемый со всех сторон, в постоянной пыли, в голове, рубашке засели ости от  колосьев, натуральные лишь слезящиеся глаза, а так – негр или шахтёр, вышедший из забоя. А работали от зари и до зари.  Адский труд!


 Как не регулируй комбайн, а потери были:  при комбайнировании 10-20%, да  при перевозке от комбайна к зернотоку  процентов  десять оставалось на дороге. Все полевые дороги были усыпаны зерном, так как машины  не готовили качественно к его перевозке. И такая расхлябанность  проявлялась повсюду. Вообще, наша советская, а сейчас российская сельхозтехника и автомобили в том числе отстали от западных аналогов лет на 20, а то и 30. Недаром же при снятии «железного занавеса» все предприятия сельскохозяйственного  машиностроения в одночасье потерпели крах  и замерли. Тогда же, в далёком 1966 году, нам не с чем было сравнивать нашу  «чудо – технику» и я  «самоотверженно» убирал урожай зерновых. К сентябрю окончилась наша практика, закончилась и уборочная кампания зерновых. Нас, практикантов, ждали занятия и написание дипломного проекта.

О  дипломном проектировании хотелось сказать следующее. Каждый из выпускников техникума обязан был написать дипломный проект  с каким-то новым  предложением по ремонту, эксплуатации техники или же какой-то другой тематике, но обязательно с чем-то новым.

 Ну а  какие научные открытия могли сделать  молодые люди, не имеющие никакого опыта работы, когда  учёные с кандидатскими и докторскими званиями проектировали, извините за выражение, такую рухлядь. Допускаю, что один или два Кулибина всё же были на весь выпуск. Так и  давали бы им возможность  по их желанию написать дипломный проект, и внести своё имя в книгу рекордов Гиннеса. Остальные же спокойно должны сдать госэкзамены и  на этом – точка. Мне, как и большинству учащихся, дали  научного руководителя, выбрал я тему проекта и благополучно передрал её с черновика, данного моим руководителем.  К середине февраля 1967 года дипломный проект на тему  «Ремонт задних мостов автомобиля ГАЗ-51А и трактора ДТ-75М» объёмом   в сто листов А-4 был готов для общественного слушания. Защита  дипломного проекта была 23 февраля.  «Двадцать минут общественного позора»,  как у нас в то время говорили, и диплом в кармане. Первого марта я и мои однокурсники получили диплом техника – механика сельскохозяйственного  производства.  Впереди была самостоятельная жизнь…


Рецензии
Вот оно становление личности. Никто не водил за руку, никто не устраивал по знакомству. Каждый шёл своей дорогой сам. Поэтому многие люди нашего поколения достигли поставленных целей.
Из нашего класса, выпуск 24 человека, процентов 80 получили среднее спец. и высшее образование, все трудяги, у всех семьи, никто не спился и не сидел. Жаль уходят в мир иной.
Хорошие воспоминания, Виктор Иванович.

Валентина Колбина   31.01.2019 08:52     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение, Валентина Михайловна! На 1 сентября 1963 года, когда я поступил в техникум, мне не хватало семи дней до ! 15 лет! Родители не были в техникуме до первого собрания в конце первого курса. Ни о какой протекции и опекунстве при поступлении и речи быть не могло. Пять рублей на неделю, плюс 23 р. стипендия -вот и весь месячный бюджет. Не голодал, но и лишней копейки за душой не было. Иногда приходилось сдавать кровь, чтобы что-то купить для себя... Было и такое!

Виктор Некрасов   01.02.2019 04:55   Заявить о нарушении
Когда жили на квартире, платили хозяйке по 10р. за себя, 5 - за сына, который не жил с нами, а был только прописан. И 3р. за электроэнергию. Вся стипендия мужа - 28руб - уходила на услуги. Жила на мою зарплату, и те 20ру., что ежемесячно посылали его родители.
Скромно, но ... закалились.
Сейчас только пришло в голову. При цене 2 коп. только мы оплачивали 150 квт, да ещё два паренька, которые жили в соседней комнате, столько же. Бабулька была жмотистой. Лампочки-мизюкали и телевизор. Утюг - по праздникам. Выходит, наживалась на нас.

Валентина Колбина   01.02.2019 10:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.