Учитесь торговаться! Из Записок пожилого человека

                Учитесь торговаться!


     Нам повезло: квартиру мы нашли, буквально, сразу после приезда, и, надо сказать, по советским меркам, очень даже неплохую…  В центре города, с просторным салоном, тремя спальнями и отдельной кухней…
 Но пустую: из мебели только встроенный платяной шкаф, и небольшой кухонный столик.
  Впрочем, друзья успокоили: обустроитесь быстро, все, что надо для жизни, вам натаскают!
 Оно так и вышло: спустя пару месяцев нашлись и кровати, и диваны для салона,  электроприборы купили, одним словом, пошла жизнь! И уже стали подумывать об удобствах…
«Знаешь, - сказала Вера, - зимой на каменных полах холодно будет! Надо бы ковер купить!»
В Израиле квартиры строят с расчетом на жару, поэтому полы устилают каменными плитками, для нас дело непривычное. Действительно, стоит ковер купить!
  …А в Израиле как: ты и слышать о чем –то не хочешь, а тебе будут стараться это продать, ну а если ты об этом подумал!...
   Под окнами раздалось:»Шатиах, шатиах!»
  Дело было до 2й интифады, и в  городе еще появлялось много продавцов из Газы. Они ходили под домами и выкрикивали названия своих товаров: одеяла, одежда, домашняя утварь… «Шатиах» - означало: «Ковры».
 Мы еще очень слабо ориентировались в  торговой реальности, медленно привыкая к масштабам цен, и за каждым чохом я бегал консультироваться к соседям. Соседка Фаня со второго этажа работала в парикмахерской, и более достоверного источника информации: «Что, где и почем», придумать было нельзя! Она ввела меня в курс дела: большой палестинский ковер стоит не более 200 шекелей, но нужно торговаться.
  - «И вообще, торгуйся всегда, иначе тебя уважать не будут!»- наставляла она меня, но случая применить ее совет на практике мне еще не представлялось.
   Я выглянул в окно.
  Сгибаясь под тяжестью ковра, по двору брел немолодой араб, пропыленный, с непокрытой головой, седина припорошила, словно мукой, его курчавые волосы.
 - «Кама оле шатиах? (почем ковер?)» - окликнул я его.
  Продавец опустил ковер наземь, поднял голову, вытер испарину со лба, и довольно громко произнес: « Шмона меод (восемьсот!)»
Я махнул рукой и отошел от окна…. Цена немыслимая для нас, нечего и затеваться!
 Не прошло и минуты, как раздался звонок в дверь. За дверью стоял … ковер!
Я закрыл дверь, немного удивившись: охота была владельцу ковра переть его на третий этаж, когда я ясно дал ему понять, что покупка меня не интересует!
Звонок в дверь повторился…Я в негодовании распахнул дверь, в намерении выдать арабу все, что я о нем думаю, и едва отскочил в сторону от валящегося на меня ковра … Вслед за ковром в маленькую прихожую ввалился и его хозяин.
 « Шалом, адони! (Мир тебе, мой господин!)» -поклонился он мне, - высоко живешь!»
  В дальнейшем, наш разговор на иврите я излагаю, для удобства, на русском…
- «Жарко!» - смахнул он ладонью пот с лица,- «Можно попить?»
Закон Востока я уже усвоил: кто бы он ни был, человека надо напоить!
- «Ты для этого тащил ковер сюда?» - спросил я, протягивая пришельцу стакан воды. («Ты» - в Израиле не проявление невежливости, в иврите нет формы «Вы», в единственном числе, но я  придал резкость обращению интонацией. В конце концов, он вломился в мою квартиру непрошенным гостем!)
 - «Конечно, нет, господин, но ты же хотел купить ковер!» - взгляд его выражал полную смиренность…
 - «Я не покупаю ковер, неси его обратно!»
  Тут я, видимо, зазевался, потому что ковер неожиданно оказался посреди салона.
- «Хороший ковер!» - воскликнул араб, - «Что тебе не нравится?»
- «Цена!» - сказал я,
- «О чем ты говоришь! Шестьсот шекелей – большая цена за такой ковер?»
  - «У меня нет таких денег!»
Тут я совершил ошибку… «У меня нет таких денег!» - сказал я,  и мой непрошенный гость придвинул к себе табуретку.
- «Я тебя понимаю!»  - сочувственно вздохнул он,  - «Недавно в стране, еще не устроился, я тебе верю, поэтому уступаю: триста шекелей!»
- «Иди, дорогой, со своим ковром!» - открыл я дверь в подъезд.
Тут он неожиданно одним движением раскинул ковер по салону, и стал быстро причитать, горестно раскачиваясь из стороны в сторону… 
  С моим словарным запасом я бы ничего не понял из его сбивчивой скороговорки, но он сопровождал речь такой интонацией, что я сумел уловить,
что у него большая семья, шестеро душ детей, жена неделю ткала ковер, и если он его не продаст, дети будут голодные, и приходится такой прекрасный ковер отдавать  за гроши, двести девяносто!
  Мне показалось даже, что у него на глазах проступили слезы, и мне стало жаль мужика… Но мы с женой жили на пресловутую «корзину» для новых репатриантов, куда входили и плата за жилье, и коммунальные услуги, и мы еще не знали, на каком мы свете в финансовом балансе.  Ковер – не самая необходимая вещь на данный момент…  И хоть ковер был действительно красивый, я отрицательно покачал головой, показав рукой на дверь…
 Это не произвело на него никакого впечатления!
  «Хозяин! – обратился он ко мне деловым тоном, - Ты не понимаешь своей выгоды! Я предлагаю тебе прекрасный товар всего за двести восемьдесят шекелей, и ты еще о чем-то думаешь! Ладно! Ты хороший человек, оле хадаш ( НОВЫЙ ИЗ «ПОДНЯВШИХСЯ», как зовут здесь репатриантов – новичков), вам нужно помогать! Я уступаю тебе! Двести семьдесят, и будешь всем рассказывать, как дешево ты купил «ШАТИАХ МЕЦУЯН! (Роскошный ковер)…
  При этом он слегка присел, и развел руки над ковром, предлагая взглянуть  на этот шедевр домотанного творчества…
 Я невольно бросил взгляд на ковер, и понял, что еще одно слово, и этот хитрец заворожит меня своим ковром!
  -«Ноу!» - почему-то воскликнул я по-английски, и замахал перед собой руками.
 Но он тут же подхватил пантомиму! Откуда не возьмись, в руках у него появился химический карандаш, и он вывел на ладони цифру: 260!
  Как же мне избавиться от этого нахала? Я сменил тактику.
 - Пойми! – показал я пальцем на свою голову, продолжая изображать глухонемого. Потом вывернул карманы, дескать, смотри, пусто!
Тут же на ладони появилась цифра: 250!
Я начал сворачивать ковер… Он остановил меня, исправив на ладони 250 на 240! Тут я не выдержал… « Рак матаим! (только двести!)» - вскричал я, и для убедительности, вывел эту цифру в воздухе.
  Он клопнулся на табуретку, схватился за голову и запричитал, что я  без сердца, что он не может вернуться домой с пустыми руками, что я его граблю, во всяком случае, я так его понял…
 -Рак матаим!- твердо повторил я.
  Он долго смотрел  в даль, изображая безутешное горе, потом вопросительно произнес: «Двести двадцать?»
 Я махнул рукой:
  -210! (Достал он, таки, меня!)
 Нужно было видеть, как он взвился!!
   «Беседер!» - кричал он, - По рукам! Ты добрый человек! Ковер твой!
     И  еще что-то, но я уже его не слушал, спеша расплатиться.
  По тому, как он жал мне руку, и хлопал по плечу, я почувствовал, что в чем-то я прошляпил! То ли он вообще уже не ожидал, что я сделаю покупку, то ли Фаня заблуждалась, и ковер не стоил двухсот шекелей! Одним словом, как в анекдоте: осадок остался!
 Как завещал нам  Великий Ленин: «Учитесь торговать»? Или торговатьСЯ?!    
 
                *            *           *


Рецензии
Валерий, рассказ понравился, очень красочно!
Интрига осталась, что же сказала Фаня? Какова реальная стоимость злополучного ковра?
Валерий, пересказал жене Ваш рассказ "Зонтик", хохотали оба - сами такие, хоть и помоложе Вас.
Спасибо Вам за ссылку, я ответ написал, но не знаю пришёл он к Вам или нет. Я электронной почтой ещё не пользовался, с интернетом дружу недавно.
Здоровья Вам!
С душевным теплом -

Николай Ватулин   29.10.2011 14:39     Заявить о нарушении
Привет, Николай! Знаешь, Фаня была права: удалось сбить цену почти до реальной, парень заработал процентов пять-семь, и остался очень доволен! Спустя год, пока еще отношения с палестинцами не приобрели военный характер, пришел сам к нам с товаром, и прилично говорил на русском языке: оказалось, его сын учится в Москве на врача! Искренне жаль, что в ущерб добрососедским отношениям с простым народом экстремисткая верхушка начала обстрелы израильских городов, что привело к блокаде Газы, где проживает наш "приятель"!

Валерий Заикин   29.10.2011 15:47   Заявить о нарушении
Да, Валерий, все эти военные конфликты... Я, когда в начале 70-х мне было 20 лет, по своей наивности полагал, что в 21 веке (это казалось так нескоро!) не будет никаких войн, люди станут жить в мире, наслаждаясь достижениями цивилизации...
К сожалению, стало ещё хуже, или нам тогда многое было неизвестно...
Воистину - "Многие знания умножают печаль"
С душевным теплом -

Николай Ватулин   29.10.2011 17:03   Заявить о нарушении