Христианский пост или современная медицина

Митрофорный Протоиерей Александр Введенский г.Симбирск 1914г.

Христианский пост и современная медицина

Пособием при составлении настоящего очерка послужили книги и статьи:
1. Д-р Зеланд. Счастье и здоровье. М., 1895 г.
2. И. Мечников. Этюды о природе человека. М., 1905 г.
3. И. Мечников. Этюды оптимизма. М., 1909 г.
4. Проф. Рихард Гертвиг. О причине смерти. «Русское Богатство», декабрь.
5. М. Платен. Новый способ лечения, т.1. Пер. Каврайского. СПб.
6. Лев Эрато-Слуцкий. Культ жизни. Киев, 1912 г.
7. Суворин – Алексей Порошин. Новый человек. СПб., 1913 г.
8. Проф. В.Ф. Чиж. Психология наших праведниковъ. «Вопросы философии и психологии», сентябрь–ноябрь 1906 г..
9. Д-р Пясковский. Христианский пост с медицинской точки зрения. Москва.
10. Садиков. Пища будущего. Русское Богатство XII, 1912 г.
11. Д-р Ясиновский. Об альбуминизме. Киев, 1910 г.
12. Д-р А. Хейг. Диета и пища.
13. Бекетов. Питание человека в его настоящем и будущем. М., 1903 г.
14. Проф. Мунк. Питание масс.
15. Д-р Ф. Гуро. Что надо есть. Пер. Красильниковой СПб., 1911 г.

В последнее время все чаще и чаще, все громче и настойчивее раздаются такие речи и такие суждения о христианском посте:
«Зачем пост? Ведь не то оскверняет человека, что входит в уста, а то, что выходить из уст, так что пост сам по себе не имеет никакой силы и никакого значения. Кроме того, он чрезвычайно вреден для человеческого орга¬низма. Это все видят, все чувствуют. В последнее время даже наука путем многочисленных данных доказала, как дважды два – четыре, что пост – анахронизм, что он – бессмысленное и вредное для человеческого здоровья установление».
Так говорят, так пишут, так думают.
Теперь посмотрим, насколько основательны подобного рода ссылки на науку, как на союзницу в борьбе с церковным установлением. Проверим, действительно ли науч¬ные силы враждебными глазами смотрят на христианский пост и отрицают всякое его достоинство и значение.
Это необходимо сделать, потому что подобные суждения смущают православных христиан, подрывают у них веру в спасительность и разумность данного церковного установления и тем ведут к уничтожению старого доброго христианского обычая.
Подойдем ближе к вопросу.
Христианский пост, как известно, имеет несколько степеней. Церковь предлагает в некоторые дни совсем воздерживаться от пищи и питья. Это так называемый абсо¬лютный пост.
Далее, церковь разрешает одно только сухоядение, т.е. употребление хлеба и овощей без варева и масла или же растительную пищу с маслом.
Наконец, церковь дозволяет употреблять в пищу и рыбу.

***
Особенно сильному критическому обстрелу со стороны «здравомыслящих людей» и самозваных служителей науки подвергся так называемый абсолютный пост.
«Помилуйте, – говорят обыкновенно противники христианского поста, это Бог знает что! Это не пост, а медлен¬ное и верное самоубийство, ибо организм без толку исто¬щается, силы бесполезно уплывают, здоровье – так редкое в наши дни – тает не по дням, а по часам. И человек медленною стопою приближается к могиле. Пост в смысле только воздержания – от мяса, рыбы или чего-нибудь друго¬го – это еще куда ни шло. Это мы еще понимаем. Но сплошное голодание, длящееся иногда по целым дням, а то и неделям – это безумие, это варварство, это ужас».
Так долгое время говорили. По крайней мере целые века и даже тысячелетия. И под влиянием таких речей и рассуждений доверие к Церкви пало, вера в целесооб¬разность и разумность рекомендуемых ею для спасения мер угасла. Все стали глумиться над постом, почти все ели скоромное. А кто еще, будучи верным сыном Православ¬ной Церкви, соблюдал посты, над тем смеялись, того вышучивали, вовсе забывая главное правило наших культурных дней – с уважением относиться к убеждениям решительно всех людей, будь то родители, друзья, знакомые, враги и недоброжелатели.
Но так было. Теперь же, слава Богу, не то. Теперь резко изменилось отношение докторов, ученых, профессоров и просто образованных людей к абсолютному христианскому посту. Теперь все стали поговаривать о том, что и такой пост имеет благодетельное значение для человека, что и эта церковная мера в высшей степени плодотворна и раз¬умна, что и этот старинный, казалось, почти совсем отживший обычай не только может, но даже должен культивироваться в нашей стране, в наше время, и чем шире, тем лучше.
В виду того, что эта вековечная и для убежденных христиан абсолютная истина и доселе звучит еще для некоторых парадоксально, и мы постараемся возможно долее остановиться на ней и возможно сильнее аргументировать ее, чтобы хотя немного рассеять тот густой мрак невежества, который долгое время окутывал ее.
Вот примеры, весьма красноречивым образом гово¬рящее в пользу строгого церковного поста.
Недавно в «Contemporary Rewien» появилась статья известного американского писателя, автора «Джунглей» Уптона Синклера.
Синклер годами страдал от головных болей, наклон¬ности к простудам и целой дюжины иных больших и малых болезней, на которые обречена наша плоть. Никакие средства не помогали. Наконец, по совету одной больной, выздоровевшей от поста, он стал изучать вопрос о посте, читал все, что только попадалось ему под руку и в конце концов сам решился испытать его на себе.
Он так описывает свои ощущения при этом.
«Я чувствовал сильный голод в течение первого дня, болезненный, алчный голод, который знают все, страдающие дурным пищеварением. На следующее утро голод чувство¬вался слабо, а далее, к моему величайшему удивлению, ни¬какого голода – никакого интереса к пище, как будто я никогда и вкуса ее не знал!
Ранее этого поста, в течение двух или трех недель, у меня болела голова ежедневно. Боль эта продолжалась в первый день поста, потом исчезла и более уже никогда не возвращалась. Я чувствовал себя очень слабым на второй день, а когда встал утром, испытал легкую дурноту. Я вышел в сад и пролежал на солнце, весь день читая. То же было и на третий день и на четвертый – большая физи¬ческая слабость, но зато большая ясность ума.
После пятого дня я почувствовал себя сильнее, про¬гулялся и начал кое-что писать. Ничто из ощущений этого опыта не поразило меня более, чем деятельность моего ума, я читал и писал более, чем я мог позволять себе это когда-либо в последние годы.
В первые четыре дня я потерял 15 фунтов в весе, затем в течение следующих восьми – только два фунта. Спал я в течение поста хорошо. К средине каждого дня я чувствовал слабость, но массаж и холодный душ освежали меня.
Под конец я стал испытывать при ходьбе большую усталость в ногах и, не желая ложиться в постель, на двенадцатый день прекратил свой пост соком одного апель¬сина.
В течение двух дней я выпил рок двенадцати апельсинов и затем перешел на молочную диету, рекомендуемую Макфодденом. Ткани питались в питательной влаге и последовало необычайное возрождение организма. Я прибавился в весе на четыре с половиной фунта в один день – на третий – и всего прибавился весом на двадцать два фунта в 24 дня.
Общий результата был таков.
Я всегда был худощав и имел нездоровый цвет лица – в нем друзья видели выражение «духовности». Теперь я стал кругл и так розов и румян лицом, что надо мною знавшие меня ранее смеялись…
Синклер кончает свою статью указанием на лиц, который страдали разного рода болезнями и с успехом ис¬пытали на себе лечение голодом, и заключает: «Я смотрю на лечение голодом как на средство, данное самою при¬родой, против всех болезней».
По поводу этой статьи лондонская газета опросила ряд врачей, которые тоже высказались в пользу целебного значе¬ния абсолютного голодания. Так, один из докторов рассказал, что однажды к нему пришел молодой испанец. Он жаловался на внутренние боли, мучившие его еще с детства, и кожа его была очень темного цвета, так что это невольно бросалось в глаза. Я посоветовал ему лечиться голодом. Через несколько недель я встретил его и едва узнал. Он был олицетворением здоровья. Он был бодр и крепок. Глаза блестели, язык был чист и пульс нор¬мальный. Но, что самое удивительное, кожа его стала гораздо светлее. Он постился 15 дней и пил только дистиллированную воду».
Доктор рассказал еще известный ему случай с одним рабочим в Канаде, который заболел опухолью, постился шесть недель, работая все время, и совершенно излечился.
«Я, – заключил доктор, – признаю голод весьма сильным лечебным средством, чрезвычайно ценным во многих болезнях».
Американский доктор Дьюи сообщает целые ряды случаев, когда голод приводил к излечению по-видимому безнадежных болезней. Правилом Дьюи было – начинать пост для больного при первых признаках плохого аппетита и давать есть, лишь когда новое пробуждение аппетита возвестит о прекращении болезни. Пост помогал против самых различных страданий. Вот случаи, бывшие в его практике.
37-дневное голодание. Девушка много лет стра¬дала тяжелым расстройством пищеварительных органов, а также всевозможными нервными недомоганиями и почти еже¬дневной головной болью. На 36-е сутки поста она могла отправиться к зубному врачу и без боязни дала вырвать зуб. На 38-й день, потеряв 20 фунтов в весе, с появлением аппетита она вновь стала принимать пищу и с этой поры ее оставили все недуги.
45-дневное голодание. Девица К., 25 лет, тя¬жело болела нервами и меланхолией. Все врачи предписали ей укрепляющий стол и покой. В лечебнице для душевнобольных ее заставляли есть по пять раз в сутки; несмотря на это, за десять недель состояние ее духа не улучшилось, и она оттуда выписалась даже еще в худшем положении, чем поступила. Тогда она решила испробовать лечение голодом. Первые 10 дней поста она провела в постели, на 11-й она могла полчаса погулять, на 24-й не ощущала усталости, она была в состоянии довести свою прогулку до 8 английских миль (15 верст), а далее проводила на ногах целые полдня, больше, чем когда была здоровой. День ото дня она чувство¬вала себя душевно свежее и веселее. Обманы чувств и головокружения прекратились и казалось, что ее подняла волна новой жизни. На 45-й день появление сильного аппетита возвестило о конце лечения. За это время вес ее убыл только на 20 фунтов. Год спустя она уведомила доктора Дьюи, что состояние ее здоровья превосходно, вес тела ее увеличился на 24 фунта и что она более не нуждается в очках, которые носила 14 лет.
50-дневное голодание. 57-летний мужчина получил водянку, так что не был в состоянии ни лежать, ни ходить, мог только в кресле сидеть. Так как врачи не могли помочь ему и смерть стояла за его спиною, то он рассудил, что ничего не потеряет, если предпримет лечение голодом по Дьюи, о котором он слышал. И в этом случае желание есть исчезло через сутки. Через три дня он мог подыматься по лестнице своего дома и следующую ночь спал спокойно. На одиннадцатый день он вышел на прогулку. Через три дня водянка исчезла и силы его постоянно прибывали. Лишь только на 50-й день появился вновь аппетит. Никогда до сих пор он не чувствовал себя таким здоровым и так хорошо, как после этого лечения. Вес тела упал с 209 до 133 фунтов.
60-дневное голодание. Это самый удивительный случай, о котором сообщает доктор Дьюи. 65-летний крепкий мужчина предпринял голодание в виду страданий гортани и бронхов. Недели проходили, а аппетит не восстановлялся. Даже казалось, что в органах пищеварения развилась какая-то болезнь. Доктор Дьюи уже сам стал опасаться за дурной исход опыта. По прошествии 50 дней обнаружилась тошнота и рвота. Знакомые больного уже давно стали упрекать доктора Дьюи, и к больному был приглашен другой врач, «знаменитость». Прописанные им пища и лекарства, однако, извергались со рвотой, и каждый новый прием пищи вызывал сильные боли. Тогда голодание было предоставлено своему собственному течению. В день последней рвоты явился нор¬мальный позыв на еду, и это было шестидесятым днем голодовки. Полное выздоровление и юношеское чувство сил явилось результатом лечения. Все время пациент сохранял ясное сознание и, будучи убежден в действительности и безопасности голодания, противостоял натиску со стороны своих знакомых, настаивавших на прерывании лечения.
Доктор Меллер, доводивший продолжительность поста некоторых своих пациентов до 60 дней, так описывает общее течение многодневного голодания.
«Язык сильно обложен, дыхание чрезвычайно зловон¬ное, болезненные симптомы часто проявляются в усиленной степени, причем старые, казалось, совсем исчезнувшие, расстройства обнаруживаются вновь. Болезненные явления принимают критический, временами кризисоподобный характер. Вы¬делительные органы усиленно работают. Увеличивается выделение мокроты. Опорожнения кишечника становятся критического характера. Но прежде всего моча делается очень густой и мутной и она часто сверх нормы содержит ураты (соединения мочевой кислоты). Одновременно замечается перемена в болезненном состоянии. Несмотря на голодание, силы часто прибывают, так что больные могут предпринимать с каждым днем все более и более продолжительная прогулки. Состояние возбуждения пропадает. Мрачные мысли оставляют. Возбужденное сердце успокаивается. Исчезают в течение немногих дней, точно по мановению жезла, водяночные опу¬холи, затрудненное дыхание, сердечная тоска, а равно связан¬ная с этим бессонница, каковые явления вызываются сер¬дечною слабостью и сужением круга кровообращения, вследствие его загромождения мочевой кислотой. Наблюдается улучшение цвета крови и появление сильного и здорового аппетита. И при всем этом, всегда полная ясность и свежесть сознания».
У. Кук автор книги «Улучшение индивидуальное, социальное и промышленное», замечает, что, как доказал флетчеризм, мы едим в полтора раза более, чем следует, и пережевываем пищу во много раз хуже, чем нужно.
В каждом из нас, пишет он, всегда есть запас питания на 60–100 дней, в течение которых мы могли бы жить без еды, пока доктор-природа делает в организме свои починки. Во время поста, который для крепкого человека может продолжаться шестьдесят дней, надо пить только теплую воду, так как при голодовке холод убывает вследствие недостатка пищевого топлива. Сила возрастает к концу поста. Один учитель музыки, продолжавший свои занятия все время, пел на сороковой лень поста лучше, чем когда-либо раньше.
Безнадежная водянка была вылечена шестидесятидневным постом, и болевший ею лекарь не прекращал работы во все время поста.
В этом направлении мы можем найти средство против общей все возрастающей болезненности, против раков и других мучительнейших болезней, происходящих от переедании и действия ядовитых остатков плохо пережеван¬ной пищи…
Но отчего это так? Отчего продолжительный суровый пост не только не убивает жизнедеятельности нашего орга¬низма, но напротив, возбуждает ее? Отчего все почти болезни поддаются целебному действию многодневного голодания? В чем тут кроется секрет?
Те, кто испытали на себе лечение голодом, объясняют его чудеса так: чрезмерная пища накапливается в организме и подвергается брожению. Тело переполняется большим количеством ядовитых веществ, чем его очищающие органы могут вынести наружу Результат – засорение этих орга¬нов и кровеносных сосудов, что влечет за собою головные и ревматические боли, артериосклероз, параличи, апоплексию, Брайтову болезнь, циррозы и т.д.
Как только начался пост и явился первый голод, выделения прекращаются и вся ассимиляционная система, ко¬торая берет у тела столько энергии – выходить из работы вон.
Тело тогда начинает своего рода «чистку дома». Язык делается «обложенным», дыхание напряженным и это про¬должается до тех пор, пока вредным частицы не будут вынесены вон – тогда язык очищается и голод вторично проявляет себя с несомненностью, не допускающей ошибки.
Покойный московский профессор Н.Я. Песковский несколько иначе и чуточку полнее отвечает на поставленный выше вопрос.
Он говорит, что за периоды голодания количество воды в теле скапливалось, т.е. увеличивалось против нормы. Ясно, что голодающий организм как бы удерживал в своих органах и тканях для каких-то целей воду. Затем во дни кормления, непосредственно вслед за голоданием, количество выделяемой из организма воды значительно увеличивалось, а плотные части пищи – белки, жиры и углеводы (т.е. крахмал и сахар) – жадно поглощались тканями организма для преобразования в вещество живых тканей тела. Какую же роль играет задержанная в организме вода в дни абсолютного голодания? Она именно промывает, прополаскивает все ткани тела, она растворяет негодные продукты обмена, представляющие негодный и вредный балласт для тела, а засим, в период принятия пищи, выносит с собою вон из организма все эти растворенные в ней ядовитые продукты обмена веществ. После такого прополаскивания, после такой промывки тканей тела для вновь поступающей в кровь пищи открываются более легкие пути всасывания и усвоения последней клеточками организма. Подобно тому, как человек, проголодавшись после физического труда, ест с большим аппетитом, так точно и каждый орган, каждая ткань и клеточка организма с большей жадностью поглощают и усваивают ту пищу (белки, жиры, углеводы и соли), которую приносит им кровь.
Напротив, при непрерывном обильном питании, организм не в состоянии в должной мере освободиться от продуктов обмена веществ тех ядовитых залежей, которые при обильном, непрерывном питании скапливаются в тканях организма, причиняя ему огромный вред.
Доктор Пясковский говорит в данном случае о птицах. Но мы думаем, что жизнь организма как у птиц, так и у нас, у людей, протекает по одним и тем же законам и путям.
Итак, вот какое великое значение для человеческого организма имеет абсолютное голодание или строгий церковный пост.
Можно было бы еще описать опыты доктора Зеланда, которые он производил с большим успехом над собой, можно было бы изложить довольно интересные воззрения по данному вопросу врача Гвельца, доктора Апраксина и многих других. Но думаем, все это напрасно, потому что и приведенные свидетельства многих докторов как нельзя лучше убеждают нас в том, что более или менее продолжительное голодание, или, выражаясь церковным языком, абсолютный пост не только не вредит человеку, но еще пользу приносит ему; не только не истощает его, но еще более укрепляет его; не только не служит источником всевозможных немощей, но еще сам побеждает их.
Пусть же после этого смолкнут неразумные голоса тех, кто подрывал значение строгого поста, кто высмеивал его и кто своими шутками и прибаутками убивал у других желание следовать благочестивым и спасительным заветам православной Церкви.
Пусть противники абсолютного церковного поста и сами проникнутся сознанием пользы его и впредь будут умнее, сдержаннее и тактичнее при решении и обсуждении всех вопросов, касающихся его как древнего и притом божественного установления.
Теперь перейдем к другому виду христианского поста.

***
Так называемое сухоядение, т.е. употребление в пищу хлеба, овощей без варева и масла, а также обыкновенной постной пищи вооружает против себя людей науки – физиологов, медиков и др. – главным образом потому, что помимо мясного питания, как говорят они, нет возможности удовлетворить потребность организма в питательных веществах.
Мерилом этой потребности служила так называемая формула мюнхенского физиолога Yoit'a, по которой человеку необходимо в сутки: 118 г белка, 56 г жира и 500 углеводов (сахарных веществ).
Приблизительно такое количество питательных веществ и потребляется, по мнению противников христианского поста, при существующем мясном питании.
Но исследования физиолога Г.Ф. Бунге, гигиениста М. Рубнера, химико-физика В. Оствальда и мн. др. с различных точек зрения опровергают формулу Yoit'a. Этими исследованиями установлена преувеличенность ее втрое, если не больше, против естественного количества, необходимого при работе питательных веществ.
Рубнер, например, доказал, что белка совершенно достаточно и 0,25 требуемаго Yoit'ом.
В этом убеждают нас также и недавно производившиеся в Йельском университете (С.-А. С. Штаты) опыты про¬фессора Читтендена.
Они настолько интересны и в то же время важны, что мы знакомим с ними своих читателей.
Были образованы три совершенно различные по соста¬ву группы: из 5 профессоров, 13 солдат и 8 атлетов – студентов в возрасте 24–27 лет. В пище их белок уменьшался до возможного минимума. Опыт продолжался око¬ло шести месяцев. Потребление белков организмом спу¬стилось до 50 и даже до 34 г в день, и при этом все уча¬стники чувствовали себя необычайно хорошо и у всех без исключения значительно прибыло силы. Это измерялось динамометром, который показал в группе солдат прибыль си¬лы 50–121% и в группе студентов-атлетов 16–89%. Число калорий в ежедневной пище было менее 2500.
(Питательность пищи и силы, даваемые ею человеку, научно определяются калориями, т.е. теплотой, которая возникает в крови, когда пищевые соки, поступающие в нее из пищеварительных органов, встречаются в ней с кислородом, приносимым кровью со стороны легких, и происходит окисление этих соков, т.е. сгорание. Одна калория есть теплота, нужная, чтобы нагреть 1 литр воды на один градус Цельсия. Если, например, сказать, что человеку, имеющему 4–5 пудов веса, в среднем надо 2500 калорий в день, это будет значить, что ему нужно будет в день такое количество такой пищи, калории которой могли бы нагреть 25 литров воды (около 1 ведра) до 100 Цельсия, т.е. до кипения. Так как состав и усвояемость пищевых продуктов различны, то различно и количество калорий, даваемых каждым из них. Фунт телятины, например, дает 6 лот белка и 560 калорий, а фунт ржаного хлеба всего 2 лота белка, но благодаря обилию угле¬водов в итоге все же 800 калорий, т.е. в полтора раза более рабочей энергии, чем фунт телятины).
Эти опыты подтвердили предположения некоторых гигиенистов, что для нормального питания человека требуется белка гораздо меньше признаваемой теперь обычной нормы; на уменьшение белка в пище на целую половину организм отвечает «увеличением силы и выносливости в поразительной степени».
Отсюда вывод приходится сделать такой: белок необходим для питания человека, но количество его не должно быть велико, иначе он отвлекает на себя живую энергию организма, утомляя и ослабляя его. Как бы ни был важен белок сам по себе для питания человека, по но количеству в пище он должен быть лишь «приправой» ее, но никак не главной ее частью.
Стало быть, при мясном питании вводится громадное количество излишних белков и организм затрачивает чрезмерное количество работы на расщепление, переваривание, окисление, усвоение и пр. совершенно ненужных ему излишних веществ. Ясно, что машина, вынужденная работать сверх установленной для нее нормы, долго протянуть своего существования не может.
Специалист но подобным вопросам, наш знаменитый современник механик-изобретатель Эдиссон и высказался в этом смысле.
Рассматривая человеческий организм как динамо-ма¬шину, Эдиссон приходит к заключению, что при существующем образе питания, который по питательности раза в три превосходить необходимую, человеческая машина прежде временно изнашивается и люди не умирают, а кончают, т.е. самоубийством.
Современные представители медицины делают более детальное исследование вопроса о «перекармливании» организма, главным образом, белками, как следствием мясного питания. Это перекармливание влечет за собою целую серию болезней от желудочных, суставных вплоть до нервных и мозговых и само представляет собою болезнь, известную под именем альбуминизма (Доктора Докк, Ломанн, Pauchet, Pascault, Зеленков, Карницкий и мн. др.).
Болезни – эти суровые вестники смерти – всегда сопут¬ствуют мясному питанию. И не удивительно: мясо содержит в себе всевозможные яды, и, кроме того, содействует развитию и размножению ядов в организме. Яды, содержащееся в мясе, суть следующие: птомаины (всевозможные трупные яды), затем, токсины (яды, развивающие брожение), леукомоины, креатин, креатинин, лейцин, тирозин, мясомолочная кислота, мочевая кислота, мочевина и прочие отбросы.
Чрезвычайное влияние мясной пищи на кровь и заболевания человека весьма обстоятельно выяснены в превосходном труде лондонского врача-практика и талантливого ученого доктора Хейга о мочевой кислоте. Его замечательные выводы и наблюдения вошли теперь в основу современного практического учения о питании человека.
Собственные страдания заставили Хейга заняться изучением этого вопроса.
– Я в течение всей своей жизни, – пишет он, – страдал мигренью и, отчаявшись получить сколько-нибудь значитель¬ное облегчение от лекарств и уже заподозрив было в себе органический недуг, с осени 1882 года отказался от употребления убоины и взамен ее начал питаться молоком и рыбой, причем порции последней постепенно уменьшал, пока молоко и сыр не сделались моей единственной живот¬ной пищей, остающейся для меня единственной и по сие время.
Перед этим я перепробовал всевозможные способы питания, именно – увеличивал порцию мяса, изменял коли¬чество и качество приемов менее важных пищевых продуктов, к которым относятся сахар, чай, кофе и табак, но… без ощутительных результатов. Напротив, лишь только я перестал совсем есть мясо, как тотчас же произо-шли заметные перемены: припадки головной боли сделались у меня реже и слабее; в среднем они стали появляться сначала раз в неделю, потом раз в 1, 2, 3, 6, 8 и наконец 12 месяцев; впоследствии же даже прошло 18 месяцев и со мною не случилось ни одного более или менее серьезного припадка.
С тех пор к убойному питанию я никогда более не возвращался и никогда не возвращусь, так как только таким способом я обеспечиваю себе жизнь, свободную от тех страданий, которые меня пред этим временем прямо парализовали, делая неспособным ни к какой умственной и усидчивой работе. И нельзя сказать, чтобы головная боль проявлялась у меня при сидячем образе жизни. Из-за нее мне временами приходилось прекращать даже охоту: она не позволяла мне выносить звуки выстрелов. И это – при жизни в открытом поле, когда в течение недели я в руки не брал книги и, следовательно, при условиях, которые были для здоровья гораздо благоприятнее, чем нынешние, когда я тем не менее пользуюсь здоровьем.
Но стоит только мне, позабыв полученные уроки и считая себя застрахованным от припадка болезни, пообе¬дать на одной неделе два или три раза у знакомых и особенно если я разрешу себе при этом мясо и вино, как уже могу быть уверенным, что через 2–3 дня захвораю более или менее сильной головной болью.
Эти опыты над самим собой привели доктора Хейга к тому заключению, что его головные боли происходят главным образом, если не исключительно, от отравления не-правильной и вредно действующей на организм пищей. Кли¬ническое сходство симптомов мигрени и подагры, происхо¬дящей, как уже точно установлено, именно от избытка мо¬чевой кислоты в крови, – обратило внимание доктора Хейга на эту последнюю, и ею он занялся тщательно и с редким талантом экспериментатора. Он проделал ряд опытов, измерял мочу у своих больных и у себя не только ежедневно, но даже ежечасно, анализировал ее, анализировал пищевые вещества и выделения после их приема, самым разнообразным образом менял условия питания и работы своего организма, принимая всевозможные лекарства, и итог был для него таков: «мочевая кислота, поглощаемая нами с пищей, главным образом с мясом, – отравляет нашу кровь, создавая длинный ряд разнообразных болезней и недугов: подагру и ревматизмы, мигрени и психозы, истерию и мозговую и половую неврастению, сахарную и базедову болезнь, воспаление почек и печени, кожные сыпи и экземы, неудержимые кровотечения женщин, преждевременную поло¬вую зрелость молодежи, преждевременное выпадение зубов и волос и пр.
Почему же мочевая кислота так вредно действует на человеческий организм и производит всевозможного рода болезни?
А вот почему. Она, во-первых, нарушает и стесняет кровообращение закупоркой волосных сосудов, повышает давление крови, раздражая нервную систему, и задерживает общий обмен веществ. Во-вторых, она отлагается в разных местах организма, разъедая ткани и вызывая разные заболевания.
Мочевая кислота постоянно кочует между кровью и плотными тканями тела, то осаждаясь из крови на ткани, то опять растворяясь в ней. При понижении давления в крови и усиления ее кислотности мочевая кислота выталки¬вается из крови в ткани, а с повышением давления и увеличением щелочности крови она опять переходит с тка¬ней в кровь.
И это кочевание идет весь день, ибо давление и кис¬лотность крови в человеке меняется постоянно в зависимо¬сти от его работы, усталости, случайной простуды, пищи и пр. И сообразно с этим постоянно меняется и самочувствие, и настроение человека, в крови которого мочевая кислота находится в избытке.
Мочевая кислота распространяется в крови, неровно ско¬пляясь особенно в сочленениях. Растворяясь в крови, она образует слизеподобные, густые соединения, состоящие из множества мелких шариков, которые превосходят иногда величиной белые шарики крови. Эти густые массы с трудом передвигаются в волосных кровяных каналах, заку-поривая их собою и прекращая таким образом кровообращение в них. Она с полной силой продолжает совершать¬ся уже в более крупных артериях и венах. Легко пред¬ставить себе то мучение, которое из этого следует для ор¬ганизма. Конечности, руки, ноги, вся кожа холодеют. Сеть нервов, смываемая разъедающей ее смесью крови и мочевой кислоты, страдает. Кровь, уже не проникая в дальнюю периферию кровообращения, перестает уносить из нее остатки перегара веществ и они скопляются в подкожных слоях, раздражая нервы и кожу чисто механически. И т.д.
Кроме того, не надо упускать из виду еще того глав¬ного обстоятельства, что организм вследствие постоянной борь¬бы с внутренним врагом ослабляется и зачастую не в силах бывает защитить себя от целого сонма опасных внешних врагов. И в этом ослаблении особенно некоторых специальных желез – еще одна причина преждевременной старости.
Скажем об этом несколько подробнее.
Выработка защитных средств организма выпадает на долю, главным образом, сосудистых желез (щитовидной и других), а также некоторых придатков мозга, костного мозга и пр.
Следствием чрезмерной, слишком упорной и продолжи¬тельной работы, затрачиваемой на истребление вредных начал, вводимых в организм с мясом (прямо косвенно), является преждевременное обессиление, перерождение и дегенерация этих органов. Это последнее обстоятельство ведет к преждевременной старости всего организма со всеми сопутствующими процессу ее наступления психическими эф¬фектами.
Лоран, компетентный исследователь старости, определяет старость прямо как «болезненный процесс, вызван¬ный дегенерацией как щитовидной, так и других сосуди-стых желез».
Рикард Гертвиг в своей прекрасно составленной лекции «О причине смерти» говорит: «становятся клетки, лежащие в основе функций, недостаточно регулированными, вследствие временно чрезмерной и слишком продолжительной работы; их орудия, мускульные и нервные волоконца, опорные субстанции, секреторные вещества приходят в негод¬ность, пока не дойдут до такой степени обветшалости, при какой должны исчезнуть и малейшие следы жизни».
Отсюда видно, что мясная пища, вынуждая человеческий организм работать сверх нормы, создавая вполне благоприятную почву для развития болезней, ослабляя защитные орга¬ны для борьбы с ними, – тем самым энергично содействует скорейшему приближению старости для тех, кто мя¬сом питается.
Питание мясом и еще одной стороной своей содействует преждевременному наступлению старости.
Это обилием того громадного количества кишечных микробов, которые получают богатый материал для своего развития преимущественно в мясе ненужных белков, вводимых обыкновенно мясом.
«Из всех современных данных, пишет профессор Мечников, вытекает, что источником зла (преждевремен¬ной старости) служат микробы, кишащие в пищевых остатках».
«Несомненно, – продолжает он, – что пищевые микробы и яды могут распространяться в организме и вызывать в нем более или менее серьезные повреждения. Отсюда естественный вывод, что чем более изобилует кишечник мик¬робами, тем более становится он источником зла, сокра¬щающим жизнь».
Таким образом, в заключение мы получили те же ито¬ги, какие подведены в диссертации доктора Колье «Le vegetarianisme et la physiologie alimentaire».
1. Мясо – неполное пищевое средство. Оно заключает в себе белок с небольшим количеством жира и совсем не содержит углеводов.
2. Мясо – возбуждающее пищевое средство. Оно приучает человека к излишнему питанию и перееданию, перекармливанию и подобно алкоголю и другим возбуждающим средствам, вселяет в нем чувство невозможности обойтись без него.
3. Мясо – ядовитое пищевое средство. Оно содержит в себе яды, которые образуются в теле животного, во-первых, во время жизни и вскоре после смерти его; во-вторых, при переваривании мяса в пищеварительном канале и, в третьих, как результат скорого и легкого загнивания мяса в кишечнике.
В отношении к мускулатуре и общей работоспособно¬сти мясо всего более возбуждает, но сил и действительной энергии оно дает мало и ненадолго.

***
Доселе мы говорили об отрицательном значении мяс¬ного питания как основного начала скоромного поста.
Теперь скажем нисколько слов о превосходстве пост¬ного питания.
Так как превосходство постной пищи перед скором¬ной лучше всего может быть выяснено путем сравнитель¬ной оценки, то мы приведем соответствующую параллель между мясной пищей и растительной.
Особенность мяса заключается в том, что оно имеет в себе белки и жиры, углеводов же в нем полный нуль. Эта пища не полная. В ней много белков, но для правильного питания, человеку нужно немного белков.
Особенность же растительной пищи состоит в том, что она напротив, очень богата углеводами, имея в то же время и белки и жиры. Растительные белок и жир дают организму то же самое, что дается и белком мяса. Вот прекрасная иллюстрация: русские и китайцы питаются исклю¬чительно растительным белком, и это исключительно здоровые и сильные расы.
Мясная нища переваривается желудком, растительная – кишечником.
Мясная нища лежит в желудке часа 3–3,5 и тут же почти вся рассасывается. За это время желудок пустеет и вновь является чувство голода. Мясоеды, например, дол¬жны есть что-нибудь каждые 3–3,5 часа.
Растительная пища остается в желудке недолго и уже через час переходит в кишечник, где медленно расса¬сывается в течение 6–7 часов. Питательные соки она на¬чинает давать в полном объеме лишь через час еды, и дает постепенно весьма продолжительное время, что для работы обыкновенно и требуется. Вегетарианцы поэтому реже могут есть и ровнее работать, не теряя долго сил.
Мясо посылает в кишечник очень мало остатков. Они не дают достаточного раздражения кишечнику, остаются в нем подолгу, образуя завалы, запоры и вызывал гнилост¬ное брожение – обычные страдания питающихся мясом.
Растительная пища возбуждает кишечник энергично, но все пищеварение идет при этом вполне нормально. Такой умный врач и знаток детского организма, как покойный доктор А.А. Руссов, постоянно остерегал матерей про¬тив чрезмерного кормления мясом. «Кишечник, – говорил он, – прямо отмирает у петербургских детей. Работа дается только желудку, да и то ее стараются всячески ослабить, кишечнику же прямо не на чем работать и к зрелому воз¬расту он старчески вял и дряхл. Бесполезные толстые кишки заполняют всю брюшную полость, а рабочие тонкие кишки – уже действительно тонки и неразвиты».
Вообще о растительной (т.е. постной) пище доктор Гуро пишет вот что:
«Зерновые хлеба мало возбуждают, понемногу отдают свои калории по мере надобности в них, и благоприятно влияют на мускульную работу, давая возможность произво¬дить ее наиболее экономно… Зерновые хлеба проявляют в общем свойство идеального продукта для работающих мус¬кулами: мало обременяют желудок и отличаются при мини¬мальных затратах организма высокой питательностью».
Ашар и Пассо показали, что пищевой режим, бога¬тый углеводами, а таковым является исключительно постный, растительный стол, облегчает выведение из крови хлори¬дов, очищая ее.
Итак, пред судом современной медицинской науки христианский пост не только не вреден, не опасен, не нежелателен, но он еще имеет громадные преимущества пред скоромным столом.
Мы уверены, что пройдет еще немного времени и ста¬рые предрассудки касательно древнего церковного обычая рассеются в современном обществе, как дым, и все увидят, все признают громадную пользу для себя христианского поста во всех отношениях: и в смысле питания, и в смысле здо¬ровья, и в смысле развития, укрепления и просветления на¬шего духа.

***
Остался последний вид поста, т.е. когда Церковь дозволяет употреблять в пищу даже рыбу.
Это самый слабый пост. Тем не менее и он всегда встречал ожесточенную оппозицию со стороны защитников мясного питания. Возражения обыкновенно делались такие, что и против так называемого сухоядения, т.е. более строгого поста, именно – «помимо мясного питания нет никакой воз¬можности удовлетворить потребностям организма в питательных веществах».
Так говорили, так думали, сему учили. Теперь же оказывается, что данное возражение пред лицом современ¬ной медицинской науки не выдерживаете критики. Теперь видные ученые, доктора, профессора все в один голос говорят, что рыбный стол не только вполне заменяет собою мясной, но даже превосходит его.
Чтобы лучше видеть это, мы приведем сравнительную таблицу питательности рыбьего и животного мяса.

В этих таблицах сопоставлены различные сорта рыбы и мяса теплокровных, близкие друг к другу по своему химическому составу в отношении азотистых веществ.
РЫБА. % азотист. вещест. % жира. %
воды. МЯСО. %
азотист вещест. % жира. % воды.
Щука 14,81 0,65 33,89 Свинина 14,54 37,34 47,40
Лосось 15,01 6,42 74,36 Гусь 15,91 35,46 43,73
Окунь. 18,11 0,44 30,06 Баранина 18,1 1 5,77 75,99
Сельдь соленая 18,90 16,89 46,23 Курица 18,65 5,38 73,14
Карп 21,86 1,09 76,97 Корова жирная 19,86 7,70 70,96
Треска соленая 27,07 0,36 50,54 Бык тощий 20,61 1,50 76,61
Треска сушеная 81,64 0,74 16,16 Бык жирный 21,39 5,19 72,25
Речной угорь — 28,4 57,4
Настоящия таблицы составлены по данным, приведенным профессором Мунком в его статье «Питание масс».
См. Л. Эрато-Слуцкий: «Культ жизни». Киев, 1912 г., стр. 58.

Выше мы говорили, что рыбный стол имеет преиму¬щество пред мясным. Теперь скажем – в каком отношении.
Bo-первых, питание рыбой не влечет за собой того бесчисленного множества вредных последствий, которое вле¬чет за собой питание мясом теплокровных.
Во-вторых, рыбное мясо, – мясо водянистое, не возбу¬ждающее, не столь концентрированное в отношении азотистых веществ и потому не располагает, как мясо теплокров¬ных животных, к алкоголю и другим наркотическим средствам. «Мясо млекопитающих и птиц, – пишет А. Мо¬лешотт, – содержит в одинаковом количестве воду. Имен¬но, около трех четвертей его веса приходится на воду. В мясе же рыб количество воды доходит до четырех пятых и более». Немного далее Молешотт пишет: «Мясо рыб отличается следующими особенностями: оно содержит меньше крови, что доказывается белым цветом рыбьего мяса – меньше мускульного фибрина, но зато в нем более тканей, дающих клей – особенно много содержащего фосфор жира, который находится не только в крови, но и в мясе. Этот содержаний фосфор жир не есть единственное отличие рыбьего мяса по качественному составу, потому что и белок рыбьего мяса, находящейся в этом мясе в таком же количе¬стве, как в мясе птиц, отличается своими свойствами, а именно, он гораздо легче свертывается при нагревании, чем растворимый белок теплокровных животных.
В-третьих, рыбье мясо легче, чем всякое другое до¬пускает определение свежести его. Несвежая рыба, как в сыром, так и в приготовленном виде, всяким легче распознается, чем несвежее мясо.
В-четвертых, рыбьим мясом питаются сотни миллионов людей, не знающих другого мяса и являющихся об¬разцом силы, выносливости и долголетия. Таковы китайцы, японцы, тибетцы, индусы и миллионы прибрежных жителей всего земного шара.
В-пятых, рыбье мясо более удобоваримо, чем всякое другое.
Питательность пищевых продуктов всегда находится в зависимости от степени их удобоваримости. Чем быстрее растворяются пищевые продукты в пищеварительных соках и превращаются в составные части крови, тем удобова¬римее они.
Время, необходимое для переваривания рыбы, – 2 часа 15 минут. Для переваривания же птицы, баранины или телятины равно требуется 4 часа.
В-шестых, принимая во внимание обилие фосфора в рыбе и, с другой стороны, научное положение, что «без фосфора нет мыслей» (Молешотт), станет ясным одно благодетельное свойство рыбного питания. «Рыба, по утвержде¬ние тибетской медицины жуд-ши, содействует укреплению памяти и улучшению зрения». Это вполне возможно. Дело в том, что память, как зрение, слух и др. чувства представляет собой одно из психофизических свойств организма. Как таковые, эти свойства находятся в зависимости от прилива крови к мозгу и от ее качества. Всем, я думаю, известно, что от истощения на почве недоедания, слабеют также зрение и память. «Более обильный прилив крови, – говорить Нордау, – побуждает организм к более энергич¬ной деятельности, и последний может доставить сознанию требуемый образ памяти, в то время, как при слабом приливе крови и менее живой деятельности он не мог дать его».
Вот сколько соображений приводится теперь в защиту рыбного стола.
Мы уверены, что пройдет еще немного времени и они станут достоянием всех доселе восстававших против христианского поста. В конце концов все признают, что рыбная пища не только не малопитательна, не только не уступает мясу, но еще имеет многие преимущества пред ним.
Теперь же приятно отметить, что и третий видь поста многие ученые, доктора, врачи и профессора взяли под свою защиту.
Возбуждений против него более нет. И потому древнехристианский обычай может торжественно отпраздновать свою победу.

***
В заключение мы хотим поделиться со своими читателями теми мыслями по вопросу о значении и пользе христианского поста, какие были высказаны известным профес¬сором психиатром В.Ф. Чижом на страницах серьезного и симпатичного журнала «Вопросы философии и психологии» (Эти мысли рассеяны по огромной статье «Психология наших праведни¬ков», см. сентябрь–ноябрь 1906 г.). В данном очерке мы только группируем их воедино, в стройное целое).
Эти мысли мало чего нового дадут после всего вышесказанного. Но они интересны и важны для нас в том отношении, что профессор-психиатр на примере наших праведников доказывает спасительность христианского поста не только в области плоти, но и в обла-сти духа.
«Все наши праведники, – писал профессор Чиж, – бы¬ли большие постники, самый строгий пост был обязателен для подвижников. Уже преподобный Нестор указал на большое значение поста, и завет этого праведника свято исполнялся всеми истинными монахами.
Мы имеем сведения о крайнем, поразительном постничестве наших преподобных. Во всех житиях описывается, насколько строго исполнялся завет преподобного Нестора. Подвижники с большим рвением постничали, даже голодали. Преподобный Дмитрий Прилуцкий вкушал одну прос¬фору с теплой водой даже в те дни, когда уставом разрешались рыба и вино. Кирилл Белозерский, когда был послушником, просил у своего наставника-старца дозволения вкушать пищу через два или три дня. Но опытный наставник не дал ему дозволения на это, а сказал, чтобы разделял он трапезу вместе с братиями каждый день, только не ел бы до сытости. Но такой подвиг не удовле¬творил преподобного и он удалился в уединение. Павел Обнорский пять дней в педеле пребывал совсем без пи¬щи и только в субботу и в воскресенье вкушал немного пищи и воды.
Трудно себе представить, какие мучения голода претерпевали праведники в тот период своего искуса, когда они жили в полном уединении, в глухом лесу, вдали от де¬ревень, а мы знаем, что очень многие по несколько лет проживали в полном уединении.
Можно вполне поверить следующему рассказу про пре¬подобного Александра Свирского. Преподобный семь лет подвизался в тесной хижине в шести верстах от Свири. Здесь нашел его боярин Завалишин и подумал, что он видит привидение. По усердной просьбе Завалишина, пре¬подобный открыл ему свою жизнь под условием молчания: «Семь лет живу я здесь, не видя никого. Ни разу не вку¬шал я хлеба и довольствовался травою, иногда же прихо¬дилось мне есть одну сырую землю. Сильно страдал я желудком, по временам валялся по земле, не в силах бу¬дучи поднять головы; я совершал пение свое, лежа на земле».
Не понятно, чем собственно питались наши праведни¬ки в начале своего искуса; когда узнавали о пребывании в уединенном месте подвижника, конечно, добрые и благочестивые люди снабжали их скудною пищею; но сподвиж¬ники искали именно вполне уединенных мест, вдали от селений и дорог; непременно в течении нескольких месяцев или даже лет отшельник жил в полном уединении. Чем питалось эти энтузиасты в этот период их жизни, нам не известно; летом и осенью они могли есть ягоды, орехи, дикие плоды, грибы, лебеду, но что они ели зимою и весною? Может быть, они ели рыбу, но несомненно лишь в скоромные дни, может быть, они делали запасы, но где они могли сохранить сушеные ягоды и грибы? Ведь при неумелом приготовлении запасы портятся. Необходимо допу¬стить, что весною и зимою подвижники вкушали очень мало. Вероятно, были дни, когда они ничего не ели. Вероятно они ели и землю, как преподобный Александр Свирский.
Нельзя не заметить, что подвижники доказали собственным опытом, что для поддержания жизни достаточно самого незначительного количества пищи, что самый строгий пост и даже голодание переносятся без особого вреда, не лишают здорового человека ни физической, ни психической бодрости. Например, преподобный Серафим Саровский, по собственным словам, питался травою снить или снитка, и чувствовал себя бодрым.
Мы должны преклоняться пред силою воли, выдержкой этих избранников. Поститься и голодать вполне добровольно – это подвиг, на который способны весьма немногие.
Строгий пост наших праведников заслуживает осо¬бого уважения или, по крайней мере, удивления, потому, что постоянное голодание, а иначе мы не можем определить та¬кой пост, – особенно тяжело в нашем суровом климате, требующем сравнительно большого количества пищи, в ви¬ду относительно большой потери тепла организмом в холодном воздухе. Если наши праведники ели столько же, сколько индийские факиры и мусульманские дервиши, то подвиг наших святых был неизмеримо труднее, именно вследствие нашего климата.
Значение поста и в физиологическом и в психологическом отношениях громадно.
Даже теперь вопрос о питании не вполне выяснен; в виду сложности этого вопроса, ограничусь лишь указанием, что в настоящее время невропатологи, на основании чисто эмпирических данных, советуют не есть темного мяса и вообще поменьше употреблять мяса (см. Raffray. Les desequilidres du systeme nerveux. 1903 г.). Я сам видел хорошее действие полного устранения мяса из пищи эпилептиков; не только припадки становились реже, но умень¬шались раздражительность и злобность больных.
В самом деле, нельзя сомневаться в том, что как количество, так и качество пищи имеют громадное влияние на деятельность головного мозга, а следовательно, на всю психическую жизнь; спокойное настроение, слабость эффектов, незлобивость, смирение, терпеливость, созерцательность – все это в значительной степени зависит от количества и качества пищи. То спокойствие духа, незлобивость, кото¬рыми отличались наши праведники, вряд ли возможны без строгого поста.
Едва ли можно отрицать, что строгий пост имеет гро¬мадное воспитательное значение, как постоянное упражнение воли, как постоянная борьба между отдаленной целью и самым постоянным, самым сильным чувствованием. Это непрерывная и тяжелая борьба – выше сил обыкновенных людей; только немногие избранники выдерживали эту борьбу. Подвижники находили высшее наслаждение в этой борьбе, в постоянной победе над сильным желанием, потому что такие победы – «высшее счастье для сильного человека».
Строгий пост имеет громадное воспитательное значение, как проба характера, как самоиспытание. Человек, сумевший бороться с голодом, одержавший победу в этой тяжелой борьбе, имеет право верить в себя, надеяться на свои силы. Че¬ловек, выдержавший победу с голодом и тем доказавший свою силу воли, свою воздержанность, может уже с верой в свои силы стремиться к той цели, которую он себе избрал.
Следует отметить, что долговечность наших подвиж¬ников может служить аргументом в пользу безубойного питания. Несомненно, что подвижники с момента поступления в монастырь не ели мясной пищи. Однако они пользо¬вались цветущим здоровьем и доживали до глубокой старо¬сти. Также несомненно, что все наши подвижники были крайне умеренны и неприхотливы в пище. И однако, не¬смотря на это, они пользовались хорошим здоровьем и бы¬ли долговечны.
То уважение, с которым наши благочестивые предки относились к строгим постникам, указывает, что они понимали и трудность и глубокое нравственное значение этого подвига.
Наконец, профессор Чиж указывает еще на прак¬тическую сторону поста.
Он пишет: «Строгий пост был необходим для подвижника, потому что давал ему ту независимость, к которой он стремился. Только умея ограничивать себя в пище, подвижник мог порвать связи с окружающей средой, только строгий пост¬ник не нуждался в обществе. Ему не нужны были деловые сношения с людьми, и он мог жить всецело духов¬ной жизнью. Без поста едва ли возможно половое воздержание, а человек, нуждающейся в средствах к жизни, обязанный содержать семью, конечно, не может быть независи¬мым, не может избавиться от влияний окружающей среды. Только праведники могли достигнуть действительной незави¬симости, потому что сумели ограничить свои потребности до минимума. Они действительно могли быть выше окружающей среды, потому что нуждались в самом малом количестве пищи и вообще средств к жизни. Все другие способы достигнуть полной независимости, как известно, не ведут к цели, и только праведники, соблюдавшие строгий пост, сумели отдалить себя от мира, не нуждались в людях, были действительно и вполне свободны».
Таковы мысли профессора В.Ф. Чижа о пользе и значении христианских постов.
Чиж – крупный ученый, авторитетный мыслитель, выдающийся психиатр, опытный профессор. Вот почему его мнению и его взглядам мы уделили несколько страниц.

***
Пора подвести итог всему вышесказанному. Христианский пост всех трех видов в течении многих веков подвергался самому беспощадному обстрелу со стороны представителей медицинских наук. Над ним смеялись, над ним издевались Его считали причи¬ной многих человеческих немощей, как-то: малокровия, частых и сильных головных болей, истощения, преждевре¬менной смерти и др. И все в один голос утверждали, что пост – это отживший обычай, анахронизм, с которым надо поскорее рассчитаться.
Так думали раньше. Теперь, слава Богу, говорят совсем иначе Теперь светила медицинской науки не только не осуждают, не критикуют затронутая нами церковного обы¬чая, но сами выступали на защиту его, считая пост учреждением в высшей степени полезным для человечества во всех отношениях. Слава Богу!
Жаль только, что наука пришла к данному выводу после всех, даже после простых и необразованных крестьян, которые давным-давно, по опыту своей веры, знали и го-ворили о благотворном значении христианского поста и для тела и для души.

(Эта статья написана священником Александром Введенским в бытность его законоучителем 2-й мужской гимназии г. Одессы)


Рецензии