Тайна чудотворной силы

Митрофорный Протоиерей Александр Введенский г.Одесса 1914г.

Тайна чудотворной силы святых икон
Принижение смысла и «рациональная» критика почитания чудотворных икон в Православной Церкви, утвержденного много веков назад как торжество православия, не имеет под собой ни естественнонаучных, ни богословских оснований. Это утверждение убедительно доказывается в предлагаемой брошюре.


Тайна чудотворной силы св. икон

В современном обществе существует какое-то предубеждение против чудотворных икон. Говорят, что таких икон нет, что чудотворные иконы это не что иное, как профанация религиозного чувства православного народа, обман «попов», заинтересованных в поднятии своего материального благосостояния, больше ничто.
В виду такого обидного отношения к нашей святыне, хочется лишний раз пересмотреть этот спорный вопрос, обсудить все выставляемые нам возражения и показать, что чудотворные иконы есть на самом деле, что они вообще могут быть, и существование их покоится не на народном невежестве, не на мнимой эксплуатации духовенства, а на глубоко-психологических, неоспоримых основаниях.
Такого рода религиозно-философский этюд тем более необходим в настоящее время, что повсюду ведется открытая, ожесточенная борьба против народной святыни, везде расшатываются и колеблются пьедесталы вековых драгоцен¬ностей церковного культа, оплевывается и обесценивается все близкое, дорогое и святое для церкви и для нас.
Начнем с разбора ходячих возражений. «Мы должны знать, – пишет Гальфдан Лангаард, – как мыслят и чувствуют другие, чтобы научиться – как самим нам не надо мыслить и чувствовать».
«Возможны ли чудотворные иконы и существуют ли они в действительности?» – спрашивают обычно нас «совопросники века сего».
Конечно, да. Раз многомиллионная масса православного русского народа в течение многих веков благоговейно чти¬ла и поклонялась чудотворным иконам, раз это чувство не только не охладевает в душе русского народа, а еще более крепнет, растет и развивается, то разве можно после сего сомневаться в наличности чудотворных икон? Ведь если бы никаких чудес не происходило при св. иконах, то их бы и не почитали за чудотворные. Затем, и религиозное чув¬ство народа, как не получающее для себя никакой пищи, постепенно глохло бы, охладевало, замирало. Но раз оно крепнет, растет, значит оно находит обильную пищу для себя. Значит чудеса при св. иконах совершаются. А если так, то, значит, есть и чудотворные иконы.
«Если при св. иконах, – возражают далее нам, – проис¬ходят чудеса, то отчего они оказываются только или в дав¬нее время или вдали от нас, и отчего они не явятся пред нашими глазами для нашего уверения?» Это возражение высказывается большею частью сектантами (см. Оболенскаго: «Критический разбор вероисповедания русских сектантов-рационалистов» 3-е изд., 1903 г. стр. 329), но оно разделяется и совре¬менною вопрошающею публикою.
Это совершенная неправда. Чудеса при св. иконах со¬вершаются не только вдали от нас, но и вблизи; не только в давнее время, но и в настоящее время.
Вот несколько примеров.
В 15 верстах от с. Осокоровки, Херсонского уезда, в селе Костромке, того же уезда, проживает жена псалом¬щика Н. Назаревская, которая заболела и потеряла вдруг способность говорить. В течение трех месяцев она искала помощи у врачей и по совету врачей должна была подвер¬гнуться операции, но, зная, что исход операций не всегда благополучен, она решила обратиться к Врачу Небесному – Целителю всех недугов.
Вот что рассказывает сама больная: «Снится мне, что кто-то советует поехать в с. Осокоровку и помолиться у иконы св. угодника Божия Иоасафа, привезенной из Белгородского монастыря. Я отправилась в Осокоровку, где остано¬вилась у церковного старосты. В тот же день я, вместе с женой старосты, отправилась к настоятелю, прот. Корчинскому, просить помолиться у иконы угодника и совершить литургию. Была отслужена литургия и молебен святителю Божию Иоасафу, причем жена протоиерея дала мне масла, которое было получено ею в г. Белгороде, во время открытия мощей свя-тителя. Этим маслом, взятым из лампады, горевшей над ракой святителя, я, по указанию жены протоиерея, смазала горло. На другой день я снова была у литургии». Прошел день, и вот ночью церковный староста и жена его просну¬лись от говора. Каково же было их удивление, когда они обнаружили, что больная, до того времени объяснявшаяся только знаками, начала говорить, находясь в сонном состоянии.
«Когда меня разбудили, – рассказывает Назаревская, – я почув¬ствовала страшную слабость, пот катился с меня градом. Рано утром мы отправились к прот. Корчинскому, которым был отслужен благодарственный молебен, на котором присутствовало огромное количество молящихся».
Это чудо произошло в позапрошлом году. Все свидетели и очевидцы его еще живы. И публикация его, с точным обозначением местности, свидетелей и самой виновницы этого благодатного исцеления, показывает, что тут нет обмана, а все сообщенное – правда.
А вот другой замечательный случай, бывший не так давно и не так далеко от нас.
В городе Ростове Великом проживает небольшое се¬мейство Лепешкиных. У Лепешкиных была очень умная и добрая девочка Лиза, которая, будучи 10 лет от роду, в 1909 году подверглась какой-то непонятной беде. С ней на¬чали приключаться припадки, которые с течением времени стали все чаще и чаще повторяться. Родители ее обращались за помощью к докторам, путешествовали по св. местам, но ни то, ни другое не помогало. 2 августа, того же года, припадок был особенно силен. Отец больной, измученный держанием бившейся дочери, в отчаянии воскликнул: «Ма¬терь Божия, Владычица! Или возьми ее, коль так, на свои пречистыя руки, или нам отдай!» В ту же минуту девочка утихла, впала в забытье, и вот из уст ее совершенно ясно и отчетливо послышались, как бы проговоренные кем-то другим, следующие слова: «Молись Умилению Божией Матери». После этого больная вскоре очнулась. Понимая слова, произнесенные больной, за указание свыше, но не зная, где находится икона Умиления, родители ее усердно молились Царице Небесной, чтобы она помогла им отыскать эту икону.
Молитва их была услышана. Тот же таинственный голос устами девочки указал, что искомая святыня находится в Благовещенской церкви города Ростова, куда они и отправи¬лись вместе с больной. Там, перед иконой, до того вре¬мени почти никому не известной, был отслужен молебен, после которого девочку исповедали, а на другой день и св. Таин причастили. Вскоре после этого припадки больной как будто и утихли, но совсем не прекращались. Родители ее уже снова хотели обратиться ко врачам, но когда отец находился в забытьи, ему послышался голос: «Не надо де¬вочку возить никуда, а надо делать ванны, и в каждую ван¬ну вливать по 5 капель моей воды, и будет здорова». Таинственного голоса послушались и девочка совершенно вы¬здоровела («Приходское чтение» (Приложение к журналу «Церковные Ведо¬мости» №13, 1911 г., стр. 288).
Вот чудо, случившееся недавно и недалеко от нас. Как же после этого противники чудотворных икон осме¬ливаются утверждать противное? Если они сомневаются в приведенном факте, пусть обратятся к членам указанной фамилии. Лепешкины еще все живы и они, в доказательство истинности совершившегося чуда, могут сослаться на посторонних свидетелей, что исключает всякую мысль об обмане.
Вот еще пример.
Утром 15 Января 1911 года послушница Скорбященского монастыря в Москве Марья Маркова, 18 лет, про¬ходя мимо могилы усопшей игумении Евпраксии, вдруг поте¬ряла сознание и упала. Когда ее привели в чувство, то уви¬дели, что она лишилась зрения. По распоряжению игумении, были приглашены врачи, которые признали состояние больной весьма опасным. Тогда она начала просить, чтобы ей прине¬сли Нерукотворенный образ Спасителя, находящийся в келье игумении, который, по ее глубокому убежденно, исцелит ее. Просьбы ее продолжались несколько дней, и когда, наконец, 18 Января был принесен образ, больная с необычайным рвением схватила икону, стала прижиматься к ней лицом, и чрез несколько минут радостно вскрикнула: зрение к ней вернулось в полной мере. После этого икона была перене¬сена в монастырскую церковь, где, в присутствии множества молящихся, привлеченных быстро распространившейся молвой о чудесном исцелении послушницы, было совершено благодарственное молебствие («Приходское чтение» №10, 1911 г., стр.219).
Последний пример.
Крестьянин хутора Зотова, Петровского уезда, Саратов¬ской губернии, Михаил Смагин, 18 лет, днем 17 Сентября 1911 г. – почувствовал нестерпимую боль в колене левой ноги и к вечеру слег в постель. Пробовали лечить ногу домашними средствами, но пользы не замечалось, а, напротив, болезнь усиливалась и скоро приняла опасную форму. Боль¬ной большую часть времени находился в бессознательном состоянии. Положение его было почти безнадежное. 19 Сентября, утром, приглашенный священник о. И. Казанцев напутствовал св. тайнами больного, которого для этой цели с трудом удалось лишь на несколько минут привести в сознание. Родители, ожидая с минуты на минуту смерти сына, в отчаянии бросились к священнику за советом, что им де¬лать. Священник посоветовал искать помощи у новоявленного угодника Божия, святителя Иоасафа. Немедленно принесли из приходского храма икону св. Иоасафа, освященную на мощах Святителя, и приложили к ней больного. Он как будто заплакал и открыл глаза. Потом уже сознательно три раза перекрестился и сам приложился к иконе, после чего уснул крепким сном. Проснувшись, он почувство¬вал облегчение, и сам оделся, а затем свободно простоял молебен с акафистом св. Иоасафу, который был отслу¬жен тем же священником на квартире больного в 4 часа дня. Свидетелями этого чудесного исцеления были крестьянка хутора Зотова, Петровского уезда, Г.И. Смагина, крестьянка села Вшивки, того же уезда, Е.Г. Свитнева, мещанка г. Петровска П.А. Комаевская и настоятель Святониколаевской церкви г. Петровска, священник Иоанн Казанцев («Приходское чтение». №20, 1911 г., стр. 459).
Таких примеров можно привести не один десяток и не два, а несколько сот. Желающие ознакомиться с ними и убедиться, что чудеса при св. иконах совершались и совершаются с давних пор и никогда на долгое время не прекращались, могут обратиться к следующим книгам: Архиепископа Сергия: «Православное учение о почитании св. икон», Е. Поселянина: «В похвалу Богородицы. Знамения Ея благодатной чудесной силы, являемые верующим чрез Ея св. иконы»; Снессоревой: «Земная жизнь Пресвятой Бого¬родицы и описание святых чудотворных икон Ея, – с изображениями в тексте», а также ко всем епархиальным органам, где описывается каждый случай чудесного исцеления у местных святынь.
Но ведь все эти случаи, – возражают нам противники чудотворных икон, – описывают православные. Посему вполне возможно заподозрить их подлинность и достоверность. Вот если бы о фактах исцеления при чудотворных иконах со¬общали не заинтересованные в этом вопросе лица, т.е. не православные, а инославные, не верующие, а сомневающиеся, тогда другое дело. Тогда можно было бы дать веру всем сообщаемым случаям. А иначе мы вправе отрицать все приводимые вами примеры и не доверять вам – как лицам, заинтересованным в существовании чудотворных икон.
В ответ на такого рода речи и рассуждения нужно сказать, что не только верующие, но даже неверующие, и те свидетельствуют правдоподобность чудесных исцелений при св. иконах, и те говорят в нашу пользу.
Возьмем, например, Максима Горького. Ведь он атеист, как и сам аттестовал себя в своих мемуарах. Однако и он был свидетелем чуда при св. Иконе Божией Матери. Описывает он сей случай в «Исповеди» таким образом:
«Было это в Седмиозерной пустыне, за крестным ходом с чудотворной иконой Божьей Матери: в тот день ждали возвращения иконы в обитель из города, – день тор¬жественный.
Стоял я на пригорке над озером и смотрел: все вокруг залито народом и течет темными волнами тело народ¬ное к воротам обители, бьется, плещется о стены ее…
У ворот обители чуда ждут: в небольшой тележке молодая девица лежит неподвижно: лицо ее застыло, как белый воск, серые глаза полуоткрыты, и вся жизнь ее – в тихом трепете длинных ресниц.
Подходят люди, смотрят больной в лицо, а отец мерным голосом говорит, тряся головой:
– Пожалейте, православные, помолитесь за несчастную, без рук, без ног лежит четвертый год; попросите Бо¬городицу о помощи, возместится вам Господом за св. мо¬литвы ваши, помогите отцу-матери горе забыть…
Тысячи глаз смотрят вдаль, и вокруг меня плывет, точно облако, теплый и густой шепот:
– Несут, несут!
Тяжело и медленно поднимается в гору народ, словно темный вал морской, красной пеной горит над ним зо¬лото хоругвей, брызгая снопами ярких искр, и плавно ка¬чается, реет, подобно огненной птице, осиянная лучами солнца икона Богоматери…
Вокруг скорбные лица, тихий и печальный шепот мо¬литвы, отуманенные слезами глаза, и мелькают люди, творя крестное знамение.
Одиноко мне. Все это для меня заблуждение, безрадост¬ное, полное бессильного отчаяния, усталого ожидания милости (Уже из этих двух строк видно неправославие М. Горькаго. – Прим. авт.).
Подходят снизу люди… Жалко силу веры, распыленную в воздухе.
Возбужденно, но мрачно, и как бы укоряя, несется по воздуху мощный крик:
– Радуйся, Всеблагая, радуйся!
В целом облаке пыли сотни черных лиц, тысячи глаз, точно звезды млечного пути. Вижу я: все эти очи, как огненные искры одной души, жадно ожидающей неведомой радости.
Идут люди, как одно тело, плотно прижались друг к другу, как будто далек их путь, но готовы они сейчас же неустанно идти до конца его.
Душа моя дрожит великой дрожью непонятной тревоги. Рванулся я, опрокинулся навстречу народу, бросился в него с горы и пошел с ним и запел во всю грудь:
– Радуйся, благодатная Сила всех сил!
Схватили меня, обняли – и поплыл человек, тая во мно¬жестве горячих дыханий. Не было земли под ногами моими, и не было меня, и времени не было тогда, но только радость необъятная, как небеса. Был я раскаленным углем пла¬менной веры, был незаметен и велик, подобно всем, окружавшим меня во время общего нашего полета.
Помню – остановилось все около меня, возникло смятение, очутился я около тележки с больной, помню крики и топот:
– Молебен, молебен!
Было великое возбуждение: толкали тележку, и голова девицы немощно, бессильно качалась, большие глаза ее смо¬трели со страхом. Десятки очей обливали больную лучами, на расслабленном теле ее сгустились сотни сил, вызванных к жизни повелительным желанием видеть больную восставшей с одра, и я тоже смотрел в глубину ее взгляда, и невыразимо хотелось мне вместе со всеми, чтобы встала она, не себя ради, но для чего-то иного, пред чем и я и она – только перья птицы в огне пожара.
Как дождь землю влагою живой, насыщал народ иссохшее тело девицы этой силой своей (силою веры), шептал он и кричал мне и ей:
– Ты – встань, милая, вставай! Подними руки-то, не бойся! Ты вставай, вставай без страха! Болезная, вставай! Милая! Подними ручки-то!
Сотни звезд вспыхнули в душе ее, и розоватые тени ее загорелись на мертвом лице ее; еще более раскрылись удивленные и радостные глаза, и медленно шевеля плечами, она покорно подняла дрожащие руки и послушно протянула их вперед – уста ее были открыты, и была она подобно птенцу, впервые вылетающему из гнезда своего.
Тогда все вокруг ахнуло. Вздрогнул, пошатнулся на¬род и смешанно закричал:
– На ноги! Помогай ей! Вставай, девушка, на ноги! Под¬нимайте ее!
Тихо идет среди нас исцеленная, доверчиво жмется ожившим телом своим к телу народа, улыбается, белая вся, как цветок, и говорить:
– Пустите, я – одна!
Остановилась, пошатнулась – идет. Идет точно по но¬жам, разрезающим пальцы ног ее, но идет одна, боится и смеется, как милое дитя, и народ вокруг нее тоже радостен и ласков, подобно ребенку.
Всюду праздник и праздничный гул. Идет мимо меня некий человек, улыбается, спрашивает:
– Видел?
Обнял я его и поцеловал, как брата после долгой разлуки, и больше ни слова не нашлось у нас сказать друг другу. Улыбаясь, мы молча разошлись».
Итак, констатируют действительность чудес даже те, которых совсем нельзя заподозрить в преданности христианской вере. Как объясняют они чудеса от св. икон, для нас не важно. Важно то, что они признают возможность чудес и сами были свидетелями их. Если же противники нашей веры оправдывают чудеса и свидетельствуют о них, то как же тогда утверждают иные, что только православ¬ные говорят о чудесах при св. иконах? Нет, чудодей¬ственную силу св. икон признают решительно все: и пра¬вославные и неправославные, и верующие и неверующие. Пусть же смолкнет после сего неразумный голос «совопросников века сего», утверждающих противное и возводящих на рус¬ское духовенство тяжелое, обидное, и совсем незаслуженное обвинение!
«Но если так, – возражают нам современные скептики, – то почему не каждая икона может быть чудотворною?»
Отчего же? По учению православной церкви, всякая ико¬на может быть чудотворною. Что это так, что это не наш личный взгляд, а голос всей церкви, видно из тех молитв, какие читает священник при освящении того или дру¬гого образа.
Например, при освящении иконы св. Богородицы читается такая молитва:
«От святыя твоея иконы, Пречистая Богородице, цельбы и исцеления предаются не завистно всем, верою к ней притекающим, и тое заступление от сердца призывающим. Тем и моя немощи посети, Дево, и душевныя и телесныя язвы милостиво уврачуй» (См. Служебник. М., 1866 г., стр. 109, часть II).
А при освящении иконы Спасителя мира читается такая молитва:
«Господи Боже... посли нань (на образ) Твое небесное благословение и благодать пресвятаго Духа, и благослови и освяти его: подаждь ему силу целебну, и всех козней диавольских прогонительну и исполни его благословения и крепости онаго святаго нерукотвореннаго образа, юже от прикосновения святаго и пречистаго лица возлюбленнаго Сына Твоего богатно стяжя, во еже силам и чудесам тем к утвержде¬нию православныя веры, и спасению верных людей Твоих действоватися, и во еже всем Тебе и Единородному Твоему Сыну и пресвятому Духу пред ним кланяющимся, и верно призывающим, и прилежно молящимся услышанным быти и ми¬лость привлещи Твоего человеколюбия, и благодать получити» (См. Служебник. М., 1866 г., стр. 104, часть II).
И другая молитва:
«Вонми Господи Боже мой… даждь ему (образу) силу целебну, всякия болезни и недуга, всяких диавольских коз¬ней прогонительную для всех верных к нему прибегающих, и пред тем Тебе кланяющихся, молящим же ся, и прибегающим; и всегда услышана и благоприятна Тебе да будет их мольба» (Там же, стр 104).
В таком же духе, и в подобных выражениях со¬ставлены молитвы и на освящение всех других образов.
Как видно из предложенных образцов, верующие вместе со священником просят Господа Бога о том, чтобы Он всякую икону сделал чудотворною, чтобы чрез всякий образ подавал Он великия и богатыя милости. А если так, то, значит, все уверены в том, что всякая икона может быть чудотворною, если только Господь Бог благословит и освятит ее.
«Почему же тогда не всякая икона бывает чудотворною, а только некоторые, как-то: «Иверская», «Елецкая», «Казан¬ская», «Владимирская», «Козельщанская» и др.?» – спрашивают нас современные рационалисты.
Мы подошли к самому главному вопросу нашей темы.
Постараемся обследовать его по возможности со всех сторон и лучше уяснить его в своем сознании, чтобы при всяком удобном случае заградить уста «религиозных отщепенцев».
Самым первым, главным и необходимым условием для какого бы то ни было чуда является вера. Глубокая, го¬рячая, искренняя вера. Нет веры – и чуда нет. Об этом и Христос Спаситель весьма часто учил. Так, Своим ученикам и апостолам Он говорил: «Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет» (Матф. 21 гл., 22 ст.). И в другом месте: «Все, что ни попросите в молитве с верою, полу¬чите» (Мате. 12 гл., 22 ст.). Еще пример. Исцелившейся от прикосновения к одеждам Спасителя кровоточивой женщине Христос сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Мате. 8 гл., 48 ст.). То же самое сказал Он и начальнику синагоги Иаиру в ответ на его просьбу исцелить его умирающую дочь: «Не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лук. 8 гл., 50 ст.). И так далее. Словом, вера, вера и вера. Несомненно, если и при чудо¬творных иконах происходили благодатные исцеления, то толь¬ко потому, что здесь проявлялась могучая, несокрушимая вера. В этой вере, только в ней одной и заключается тайна чу¬дотворной силы св. икон. Не будь у нас веры, не было бы и чудотворных икон. В этом не может быть никаких сомнений.
«Но почему же такая вера не может проявиться пред обыкновенной иконой?» – спрашивают нас современные скептики.
Может, но только редко. В давние времена, в период наивысшего подъема религиозного духа, в славный век св. Отцов и Учителей церкви, это очень часто бывало. Теперь же, напротив, это очень редко бывает. Теперь вера ослабела в своей силе. Пламень веры погас. Посему, для своего проявления она нуждается в исключительных условиях и в благоприятных обстоятельствах. Вот нужную-то для проявления веры обстановку и создают чудотворные иконы. При них бывает то, чего при обыкновенных иконах не встретишь. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть два–три отрывка из впечатлений тех писателей, которые сами были у св. икон, сами были свидетелями настроения собравшейся толпы богомольцев пред народной святыней.
Вл. Короленко, например, в своем художественном очерке «За иконой» так описывает свои наблюдения.
«…У каждой часовеньки икона останавливалась, служился молебен. Всякий раз вокруг иконы делалась давка. Народ рвался к ней, стараясь приложиться к стеклу киота. Сгибаясь, проходили они под шесты, на которых икона была постав¬лена, давя друг друга и теснясь, и тянулись к иконе. Теперь, на просторе полей, у этих часовенек, среди раскинувшейся и поредевшей толпы, икона стала как будто ближе и доступнее. Тут, собственно, ее окружал тесный кружок настоящих богомольцев. Страждущий, болящий, немощный и скорбя¬щий люд охватывал икону живою волной, которая поднима¬лась под влиянием какого-то особенного притяжения. Не глядя друг на друга, не обращая внимания на толчки, все они смотрели в одно место… Полупотухшие глаза, скорченные руки, изогнутые спины, лица, искаженные от боли и страдания, – все это обращалось к одному центру, туда, где из за стекла и переплета рамы сияла золотая риза и голова Богоматери склонялась темным пятном к Младенцу. Из глубины киота икона производила особенное впечатление. Солнечные лучи, проникая сквозь стекла, сверкали многочисленными переливами на золоте ее венца; от движения толпы икона слегка колеба¬лась, переливы света вспыхивали и угасали, перебегая с места на место, и склоненная голова, казалось, шевелилась над взволнованной толпой. Тогда потухшие глаза и искажен¬ный лица оживлялись. По всем этим лицам проходило какое-то веяние, сглаживавшее все различные оттенки страдания, подводившее их под общее выражение умиления. Я смотрел на эту картину не без волнения. Такая волна человеческого горя, такая волна человеческого упования и надежды!.. И какая огромная масса однородного движения, подхватывающего, уносящего, смывающего каждое отдельное страдание, каждое личное горе, как каплю, утопающую в океане!.. Не здесь ли, думалось мне, не в этом ли могучем потоке однородных человеческих упований, одной веры и одинаковых надежд – источник этой исцеляющей силы?
Икона вздрагивала, подымалась и, плавно колыхаясь, про¬носилась над распростертыми людьми. Счастливцы, над кото¬рыми она проходила, вставали с умиленными лицами…»
Вот другая иллюстрация, более живая, более полная, более говорящая нашему сердцу о той горячей народной вере, какая, подобно морской волне, бьется и клокочет вблизи чудотворных икон.
В статейке «Время сева» бывший священник Гр. Петров пишет:
«Мне случилось однажды в Киеве, в Печерской лавре, зайти в главную церковь в конце обедни в будний день. Богомольцы наполняли церковь. Кого-кого тут не было! Тут стояли и местная свитка, и овчинный тулуп костромича, и белый кожух белорусса.
Мое внимание особенно привлекли двое соседей. Справа, немного впереди, стояла старушка. Издалека она, видимо, при¬плелась сюда. Лапти ее были избиты. Видимо, и горя она при¬несла немало. Лицо ее, словно печеное яблоко, было избо¬рождено морщинами, и в каждой складке морщины таилась неисходная тоска. Рядом со старухой в пол-оборота ко мне стоял молодой, красивый парень. Его нежное, пушистое, как кожа персика, лицо было угрюмо, по нем пробегала какая-то злая судорога; губы были сжаты, в глазах светился недоб¬рый огонек.
Я стал вглядываться в соседа, раздумывая, на судьбу ли злодейку озлобился в конец парень, или на одного какого обидчика – ворога. В это время обедня кончилась, начался молебен. Монахи – певчие сошли с клироса на середину храма. В открытых царских вратах, по лаврскому обычаю, спустилась на шнуре икона Божией Матери (Это чудотворная икона, явившаяся в 1073 году и называющаяся «Киево-Печерской». – Прим. авт.). Хор монахов, а за ними и богомольцы пели: «Молений наших не презри, Владычице, но от бед избави нас, единая, чистая и благо¬словенная».
Вся церковь вздрогнула. Это было не пение. Это был общий молитвенный вопль. Это рыдала народная верующая душа.
– Владычица! Спаси и помилуй! – шептала старуха.
И в этом шепоте слышалась твердая вера, что Влады¬чица ее и спасет и помилует. Лицо старухи как-то расцвело, помолодело, озарилось светом; морщины разгладились, бремя векового женского горя свалилось с плеч.
Парень рядом схватился руками за голову, сжал виски и страстно стонал: «Пречистая, очисти, огради!» – Словно же¬лая под покровом Ее укрыться, бежать от самого себя, от своего злого умысла.
Вся церковь рыдала. Молитва толпы охватила меня. Я забыл все и опомнился, когда народ двинулся ко кресту. Лицо мое было мокро от слез, а на душе светло и отрадно, как в лучшую пору чистого детства».
Последняя иллюстрация.
Современный итальянский писатель Габриель Д’Аннунцио в своем обширном романе «Страх смерти» так описывает тот могучий подъем религиозного чувства, какой пробуждают чудотворные иконы в душе верующих людей.
«…Они все шли и шли, не останавливаясь, ускоряя шаги, возвышая голос, чуть не теряя рассудок от жаркого солнца, которое пекло им головы и затылки, возбуждаемые воплями исстрадавшихся и криками, несшимися из церкви, охваченные безумною верою, толкавшей их на кровавые жертвы, на поранения плоти, на самые нечеловеческие доказательства своего религиозного чувства (Тут имеются в виду католики и их обычаи. – Прим. авт.). Они шли и шли, горя нетерпением войти в церковь и преклонить колено на священных камнях, заполнить своими слезами следы колен, оставленные на кам¬нях многими тысячами народа. Они шли и шли, а число их возрастало; они толпились и возбуждали друг друга, охвачен¬ные таким единодушным пылом, что производили впечатление не скопления отдельных людей, но одной сплошной массы какой-то слепой материи, какую гонит вперед сила вихря.
Эти вопли, чуть не раздиравшие грудь, эти слова, повторяемые без передышки с упорною настойчивостью и верою, этот дым, сгущавшийся как грозовая туча, эта теснота и смешение дыханий, вид крови и слез подействовали на толпу, и она слилась в одно единое существо с общею ужасною и несчастною душою, с общими движениями и страданиями, с одним голосом и экстазом. Все болезни и мучения слились в одну общую болезнь, какую Божья Ма¬терь должна была исцелить; все надежды слились в одну общую надежду, и народ, ожидал ее осуществления от Божией Матери…»
Такая же картина глубокой, горячей и искренней веры вблизи чудотворных икон описана еще известным французским писателем Э. Золя в романе «Лурд».
Таким образом, уже из этих иллюстраций мы видим, что около чудотворных икон всегда замечается проявление сильного религиозного чувства. А сильное религиозное чувство заражает толпу, повышает веру всякого слабого, колеблю¬щегося, сомневающегося, а веру избранных, веру крепких и сильных повышает до объема горчичного зерна, до возможности чудотворения. И вот, когда вера достигнет крайнего своего напряжения; дойдет до кульминационного пункта, тогда над человеком совершается просимое им чудо.
Правда, иногда чудо совершается над больным, кото¬рый не проявил достаточной силы веры, который слаб духом. Но в таком случае, нужно заметить, благодать Божия действует не по его вере, а по вере других, по вере родителей, друзей, знакомых, вера которых «чиста, как пламя молитвы» и горяча, как пламя свечи.
Такая замена в исповедании веры одним лицом дру¬гого нисколько не противоречит и воле Божией. В св. Писании весьма ясно говорится, что по вере одних Господь спасал других, могущих веровать. Так, по вере отца Гос¬подь исцелил сына царедворца (Иоан. 4 гл., 46–53 ст.). По вере женщины хананеянки была исцелена бесноватая дочь ее (Матф. 15 гл., 21–23 ст.). По вере отца был исцелен бесноватый сын его (Марк. 9 гл., 17–25 ст.). Мало того, Господь не только по вере родителей являл Свое милосердие, но даже и по вере благодетелей. Когда, например, добрые люди, по невозможности донести больного сквозь толпу народа, спустили его сквозь крышу и поставили его пред Господом, то Он, видя веру их, исцелил расслабленного (Марк. 2 гл., 2–5 ст.). Также по вере сотника был исцелен слуга его (Матф. 8 гл., 5–13 ст.).
Равным образом и здесь, пред чудотворными иконами, чудо милости Божией может проявиться над больным не только по его вере, но иногда и по вере его спутников, родных и знакомых.
«Но почему такое сильное религиозное воодушевление вызывают только чудотворные иконы, а почему его неспособны вызвать простые, обыкновенные образа?» – нередко спрашивают нас.
А потому, – ответим мы, – что мысль о том, что икона, пред которой стоишь, была многое множество раз свиде¬тельницей вдохновенной молитвы, горячих молитвенных слез, сама по себе вызывает силу веры, возгревает ее, доводит до степени того «горчичного зерна», о котором говорил Христос Спаситель, и которому уподоблял веру великих столпов нашей церкви.
Прекрасно говорит по данному вопросу Киреевский в своей беседе с Герценом:
«Я раз стоял в часовне, – говорил Киреевский Гер¬цену, – смотрел на чудотворную икону Богоматери и думал о детской вере народа, молящегося Ей. Несколько женщин, больные старики стояли на коленах и, крестясь, клали земные поклоны. С горячим упованием глядел я потом на святые черты, и мало-помалу тайна чудотворной силы стала мне уясняться. Да, это не просто доска с изображением... Века целые поглощала она эти потоки страстных возношений, молитв людей скорбящих, унывающих, несчастных. Она сде¬лалась живым органом, местом встречи между Творцом и людьми. Думая об этом, я еще раз посмотрел на старцев, на женщин с детьми, поверженных в прах, и на святую икону, тогда я сам увидел черты Богородицы оду¬шевленными. Она с милосердием и любовью смотрела на этих простых людей... И я пал на колени и смиренно мо¬лился Ей» (См. «Жизнь и труды М.П. Погодина», т. 5-й, стр. 472).
Кроме этого сознания, важна в данном случае еще молва о чудотворной силе той или иной иконы. Эта молва со всех концов России собирает и зовет к православной святыне верующих людей. Зажигает их сердца горячей надеждой на получение великих и богатых милостей от Господа Бога. А для слабых, больных, для немощных духом и телом, эта надежда сама по себе является отчасти целительной.
Таким образом, молитвы верующих создают около иконы атмосферу чуда, окружают ее благодатью, силою веры привлекают милость с неба.
Такова православная точка зрения по данному вопросу.
Что же наука говорит по поводу ее? Оспаривает ли ее? Критикует? Признает несостоятельной? Говорит, что на почве веры не может быть чудес? Что чудотворных икон не бывает?
Нисколько. Серьезные ученые, люди великого ума и больших познаний не только не отрицают возможности чудес на почве горячей, пламенной веры, но даже утверждают. Они если и говорят, то то, что и мы говорим, т.е., что молитва веры спасает болящего и низводит на него благодать свыше.
Чтобы не быть голословными, мы приведем несколько соответствующих иллюстраций.
Профессор психиатрии в Юрьевском Университете, В.Ф. Чиж, в своей чрезвычайно интересной статье «Психология наших праведников», помещенной в серьезном и симпатичном журнале «Вопросы философии и психологии», пишет по затронутому нами вопросу вот что:
«Для того, чтобы выздороветь, вследствие молитв свя¬тому, необходима исключительная, крайне редкая, очень горя¬чая вера; многие тысячи, как то общеизвестно, нигде не получают выздоровления, именно вследствие недостаточно горячей веры. Если бы даже половина больных, страдания которых излечиваются внушением, выздоравливали вследствие молитв угодникам (а молятся у нас то пред образами), то чудес было бы так много, что они были бы обычным явлением» («Вопросы Ф. и П.», кн. 85, ноябрь–декабрь 1906 г., стр. 385).
Французский доктор Лоран в своем интересном и популярном сочинении «Медицина души» проводит такую точку зрения: самым лучшим лекарством является вера. Даже в тех случаях, когда уже все доктора отказываются от лечения, одна вера способна восстановить болящего от одра болезни. Вот собственный его слова:
«Нельзя упускать из виду, что радость и надежда суть лучшие лекарства против всевозможных недугов, и что если врачу удастся воодушевить больного, то во многих слу¬чаях это принесет больше пользы, чем всякие другие сред¬ства. Известно, какое огромное значение при всех болезнях вообще, и нервных в особенности, имеет сила убеждения, нравственная уверенность больного. Выходя из этих показаний опыта, не трудно понять возможность случаев, когда основанная на твердой вере, идущая от сердца молитва ока¬зывается могучим целебным средством, действие которого простирается не только на душу, но и на тело. Предохраняя от нравственных страданий, и от душевного расслабления, молитва (пред образами, разумеется, как это везде принято) могущественно содействует укрощению самых необузданных страстей, исцелению самых упорных недугов, телесных и душевных. В самом деле, если посредством молитвы душа может возвышаться над бренным, немощным телом, то не следует ли отсюда, что она может также восторжество¬вать и над телесными страданиями и даже остановить дальнейший ход болезни или существенно изменить его? Факты – на лицо. А пред ними теряют силу самые упорные сомнения, хотя бы факты эти оставались необъяснимыми» (Д-р Лоран: «Медицина души». Пер. Вольфсона. СПб., 1896 г., стр. 3–4, 38 и след.).
Гораздо определеннее по данному вопросу высказался профессор клиники нервных болезней Ж.М. Шарко. Он специально занимался этой темой, и плодом его продолжительных занятий явилось очень интересное сочинение, изданное им под заглавием «Исцеляющая вера». В этом сочинении он говорить сперва о росте целительной веры, затем о благоприятной для нее почве и наконец о фактах, скрепляющих его теорию.
Интересна и заслуживает внимания глава, трактующая о постепенном росте исцеляющей веры. Так как она вполне совпадает с нашими выводами, то для дополнения вышесказанного и для доказательства защищаемого нами тезиса, постараемся возможно обстоятельнее ознакомить читателей с основными ее положениями.
«В большинстве случаев, – пишет Шарко, – целительная вера не сразу развивается во всей своей целительной ин¬тенсивности. Больной слышит, что в таком то святилище происходят чудесные исцеления, – очень редко отправляется туда немедленно. Тысячи материальных затруднений препятствуют, хотя бы временно, его перемещению: неудобно пара¬литику, слепому, как бы он ни был богат, отправляться в путешествие. Он расспрашивает окружающих, собирает обстоятельные сведения о чудесных исцелениях, о которых дошел до него слух. Он слышит одни поощрительные речи не только от его окружающих, но часто даже от его врача, который не хочет отнять у своего больного последней надежды, в особенности если он предполагает, что болезнь его клиента подведома целительной вере, которой сам он не мог внушить. Впрочем, противоречие в данном случае не произвело бы иного действия, кроме еще большего усиления веры в возможность чудесного исцеления. Целительная вера, зародившись, все более и более растет и развивается, инкубинация подготовляет ее, и мысль совершить путешествие становится idee fixe. Люди, не имеющие состояния, терпят лишения, домогаются милостыни, которая помогла бы им до¬браться до святого места; богатые становятся великодушными к бедным, чтобы заслужить милосердие Божие: все с усердием молятся о выздоровлении. При этом душевное состояние начинает господствовать над физическим. Больные прибывают ко святым местам с телом, разбитым утомитель¬ной дорогой, и духом, в высшей степени подчинившимся внушению. «Если дух больной, – цитирует Шарко Барвелля, – подчинен твердому убеждению, что она должна выздороветь, то она неминуемо выздоровеет». Последнее усилие, последняя наиболее усердная молитва, которой помогает увлечение, производимое внешним культом, и целительная вера произ-водит желаемое действие; чудесное исцеление становится действительностью».
Далее Шарко приводит поразительные факты чудесных исцелений, происходивших на почве горячей, искренней веры в чудо. Но мы этих фактов приводить не будем. Отчасти потому, что подобного рода случаи нами сообщены в начале статьи, а отчасти потому, что узкие рамки журналь¬ной статьи не позволяют нам разбрасываться и отвлекаться в сторону. Желающих же ознакомиться с ними мы отсылаем к книге Шарко («Исцеляющая вера». Изд. маг. «Книжное дело». Москва, 1899 г стр. 10, 11, 12.), а также к книге Хэк-Тюка «Дух и тело», где во множестве собраны факты чудесных исцелений на почве веры.
Словом, до чего важен религиозный подъем, подъем веры, мы можем заключить из того, как часты были чу¬деса в эпоху первохристианскую: «как бы теперь ни отно¬сились к вопросу о чудесах и исцелениях, – говорит проф. С. Булгаков, – но нельзя ни вычеркнуть, ни ослабить того фак¬та, что первохристианство жило в атмосфере чуда и еще св. Ириней Лионский говорит о чудесах вплоть до воскрешения мертвых, совершаемых христианами» (С. Булгаковъ: «Два града (О природе общественных идеалов)». М., 1911 г., т. I, стр. 276).
Подводя итог всему вышесказанному, мы должны ска¬зать, что если люди не только веры, но и науки, если не только верующие, но даже и атеисты были свидетелями чудес от св. икон, допускают полную возможность их и оправдывают с психологической точки зрения, то, значит, противникам чудотворных икон нечего подвергать сомне¬нию как наличность их, так и действительность совершив¬шихся и совершающихся около них чудес.
Последнее возражение.
Может быть, все приведенные случаи чудесных исцелений можно объяснить «самовнушением, самогипнозом»? Тогда все будет чудотворно: и лекарство, и землица, и тря¬пица, и камень, и деревце, и все то, во что человек поверит, на что будет смотреть с верою, надеждою и любовью?
И такие речи раздаются в настоящее время. Но и они, как все предшествующие возражения, не должны смущать совести православных христиан, ибо тоже пред судом здра¬вой и беспристрастной критики оказываются ошибочными и несостоятельными. Даже сами представители такого рода воззрений и те порою сомневаются в правдоподобности их и колеблют их силу и достоверность.
Вот, например, что пишет в своем дневнике одна потерявшая веру в Богу медичка:
«Я воспитывалась в религиозном семействе, в вере и любви к Богу. Да, в дни юности моей я глубоко верила в Бога, в загробную жизнь, в святых и в их чудеса; и эта вера жила во мне и крепла, только до поступления на медицинские курсы. Когда же я поступила на курсы, моя вера стала постепенно ослабевать и, чем больше и дольше я учи¬лась, тем более ослабевала моя вера, и тем дальше был Бог от меня. Сначала я перестала верить в святых и их чудеса, потом в загробную жизнь, а потом и в Бога пе¬рестала верить.
Когда было открытие мощей св. Серафима Саровского, тогда много говорили и писали о великих чудесах; говорили, что многие исцеляются от неизлечимых болезней. Я не удивлялась тому, что многие больные исцелялись мгновенно. Я говорила себе: «Если я поверю в этот камень, который ле¬жит на могиле отца моего, что он исцелит меня, то я исцелюсь от своей болезни». Одним словом, я говорила: «Во что бы только человек сильно ни уверовал: в зем¬лицу ли, в тряпицу ли, деревце или камень, все равно – исцелится, – лишь была бы вера в исцеление». Но тут же я сама себе противоречила. «Как же так, – думала я, – ты имеешь большую веру в свою медицину и в свои лекарства, а не исцеляешься от своей мигрени? Ведь ты с восемнадцати лет страдаешь этой мучительной болезнью? Ведь ты, ка¬жется, все испробовала, что рекомендуется при этой болезни! Верила и веришь в лекарства, и все-таки твое состояние не улучшается, а с каждым годом ухудшается! А вспомни дни своей юности, вспомни свой ревматизм, который мучил тебя два года! Вспомни, как ты кричала от болей! Сколько бессонных ночей провела, а в особенности, если была ненаст¬ная погода, когда весной и осенью целыми месяцами не вста¬вала с постели! Ведь тебе ни рук, ни ног нельзя было повернуть от болей! Тебя лечили лучшие доктора, и ты верила в них, но лучше тебе от того не было. Наконец, твои знакомые посоветовали тебе носить цинковые браслеты на руках, от которых, будто бы, в две недели проходит рев¬матизм, и ты поверила. Одела браслеты на руки, и на ноги, и верила, что через две недели избавишься от ревматизма. Но увы! Ты два месяца носила их, а болезнь не проходила. А так хотелось быть здоровой! Хотелось жить, любить, трудиться и быть полезной для других! Хотелось поступить на медицинские курсы, а болезнь приковывала тебя к постели. Вспомни твою горничную, которая говорила тебе, что будто бы она вылечилась в семь дней от ревматизма у знахарки, которая давала ей пить какую-то воду. Ты поверила и по¬слала горничную за этой целебной водой. О, что это была за вода! Семь лет прошло с тех пор, а меня тошнит при воспоминании о ней. Но тогда я пила и верила, что она излечит меня; да и горничная, как только подаст мне этой водицы и скажет: «Кушайте на выздоровленье: хоть и не вкусна вода, ну, да лихое лихим выгоняют, так и во¬дица эта выгонит болезнь вашу, как и мою выгнала», и я верила…
Как сейчас помню, когда я выпила последний глоток, то сказала:
«Ну, покончила с противным лекарством, теперь и болезнь моя кончится. Завтра встану здоровой и всем расскажу, чем я вылечилась. Посмотрю, как они будут смеяться над знахаркой!»
Но, увы! Назавтра я совсем не поднималась с по¬стели, и все еще верила, что может день или два спустя на¬станет выздоровление. Между тем проходили дни, недели и месяцы, а мне не было лучше.
Но вот услышала об одном праведном муже, кото¬рый своими молитвами исцеляет больных. Я написала ему письмо, в котором со слезами просила его помолиться за меня. Четырнадцатого марта я отправила письмо, а пятнадца¬того – проснулась здоровой. Наступили ясные, сухие дни; я стала много гулять. Молодость, жажда жизни и труда взяли свое, и я совершенно окрепла (См. «Голос истины» №15, август 1913 г., стр. 136–137).
Итак, вера помогает, вера исцеляет, но вера не во все. Вера в лекарства, знахарей, докторов, всевозможные приметы не помогает. Только одна вера, вера в святое, чистое и божественное может помочь. Потому что только здесь действует благодать Божия, только вера в Бога спасает и исцеляет.
Все вышесказанное кратко можно выразить в следующих словах:
«Чудотворные иконы представляют собою такие памят¬ники, к которым, так сказать, тянет религиозное чувство народа, которые собирают в себе значительную долю его религиозного сознания и из которого народ в свою очередь черпал силу и воодушевление в тяжелые годы своей жизни («Памятники русской литературы и древностей». Изд. Н. Тихонравова, 1862 г., т. IX, III ч., 19–20 стр.).
Поэтому, чудотворные иконы сделались живым органом, местом встречи между Творцом и людьми. Молитвы верующих создают около иконы атмосферу чуда, окружают ее благодатью, силою веры привлекают милость с неба.


Рецензии