Сказание о разлучении души от тела

                Сказание
                Святого Макария Египетского
                о разлучении души от тела
                и о мытарствах

                Егда душа христианская разлучается от телесе, тогда, по воле Божией, приходит за ней Ангел Господень и Смерть с оружием и разрушает человеку все составы и напояет смертною чашею. Егда душа от телесе разлучится, то вземлет её Ангел святый и идет с нею на Небо поклониться Господнему престолу. От земли до небес есть восходящая лествица, и на каждой её ступени есть полк демонов, иже глаголются мытари воздушные. На сих двадесяти (20) мытарствах душу, несомую ангелами, встречают бесы, которые приносят на каждое мытарство хартии, с написанными на них грехами, и души людские истязаются о всех злых содеянных ими грехах. Егда же душа обрящется осуждению повинна, то восхищают её лукавые духи от рук Ангела и несут во тьму преисподнюю и держат её там до второго пришествия Христова. Аще же та душа имеет на своем счету более добрых дел, то не могут её бесы удержать, и проходит она с радостью все мытарства, и восходит до врат небесны, где встречают её святые со свечами и фимиамом, и целуют её, и провожают до престола Господня, и поклоняется душа Господу в третий день по смерти. А по поклонении снова посылается душа от Господа в мiр, где Ангел показывает ей те места, где она сотворила что благое или злое. Сего ради творим по умершим третины. В девятый день по смерти снова восходит душа на небо поклониться престолу Господню, и того ради творим девятины. После второго поклонения повелевает Господь Ангелу показать душе райские красоты и вечное жилище всех святых. Потом показует ей Ангел места вечных мук. Итак, христианская душа по исходе от тела своего бывает водима до 40 дней (одни младенцы только сих минуют). В 40-й день, когда на земле творят сорочины и молятся о душе ко Господу, душа снова приходит на поклонение престолу Господню, и Ангел тогда получает повеление от престола Господня посадить ту душу на место, которое она уготовала себе своими добрыми делами, и так пребывает там душа со всеми святыми в месте светлом до второго пришествия Христова. По умершему творится годовщина, потому что умершие паки воскреснут нетленными.

                О жизнь, жизнь, как ты трудна для духа нашего! Ибо слава мiра сего не спасает, а только добрые дела.

                О, святая добродетель,
                Будь всегда у нас в сердцах,
                Будь всех дел наших свидетель,
                Укрепи в твоих путях.   

                Что наша на сем свете жизнь? Цвет травный, дым и роса. Где юность, мужество и образ человеческий? Не все ли аки сено изсохло? Какая в жизни сладость печали не причастна, какая слава стоит непреложна, не все ли сие сон и сень? Воистину житие наше – суета, труд и заблуждение, а смерть – упокоение наше, упование наше истинное. О, какое чудо, какое таинство и какая непременность с нами совершается на земле! Ибо, по Суду Божию,  все мы умираем и предаемся тлению. Какая разлука, какая беда, какая болезнь и какой страх тогда в час смертный! Уста заградятся, язык свяжется. Очи померкнут, слух закроется, дыхание перестанет, забудем о суете и о многострастной  плоти. Тело бездыханное во гроб полагается, землею покрывается, червием оно снедается, и кости, наги и смрадны, останутся. О, велико есть таинство смерти!


Рецензии