Иван Мозжухин

Иван Ильич Мозжухин родился в сентябре 1889 г. в селе Кондоль Петровского уезда Саратовской губернии (ныне - Пензенская область) в семье богатого крестьянина-землевладельца. Уже с ранних лет у Ивана проявилась тяга к актерскому искусству. Учась во 2-й Пензенской мужской гимназии, он одновременно участвовал в любительских спектаклях. В 1906 г. Мозжухин по настоянию родителей поступил на юридический факультет Московского университета. Однако юриста из него не получилось. Уже после первого курса он бросил учебу и заключил контракт с труппой актера и антрепренера Заречного.

Три года Мозжухин отдал работе на сценах провинциальных театров, постигая актерское мастерство. В начале 1908 г. на талантливого и перспективного артиста обратили внимание столичные режиссеры, - он был принят в труппу Московского Введенского народного дома. Параллельно (летом) он продолжал гастролировать с труппой Заречного. Осенью 1914 г. Ивана Мозжухина, уже известного и популярного актера, пригласили в Московский драматический театр, где он проработал до 1917 г.. Одной из лучших работ Мозжухина, несомненно, являлась роль графа Кпермона в пьесе Андреева «Король, закон и свобода».

Несмотря на удачные работы в театре, Иван Мозжухин прославился, в первую очередь, как киноактер. Режиссеров привлекла его характерная внешность: подвижное, выразительное лицо, огромные глаза, - то, что в условиях немого кино было очень важным. Неброский в жизни, на экране он оказался очень яркой личностью, поражая своей статью и обаянием. Мозжухин начал сниматься еще в 1908 г., но первая известность пришла к нему в 1911. В научно-популярном фильме Ханжонкова «Алкоголь и его последствия» он с блеском сыграл алкоголика, допившегося до белой горячки. Большой удачей актера стала роль адмирала Корнилова в фильме «Оборона Севастополя».

Мозжухин одним из первых постиг законы немого кинематографа. В отличие от других актеров, он не разбрасывался жестами, мимикой. Скорее, наоборот, его работу отличала сдержанность, точность в выражении чувств. Особенно выразительными были его глаза – знаменитые мозжухинские «глаза со слезой», как магнит притягивающие зрителя. Именно в такой, сдержанной манере им был сыгран скрипач Трухачевский в фильме «Крейцерова Соната», - роль, которая сделала актера знаменитым.

 Герои Мозжухина были очень разными, это и молодой еврей Исаак в ленте «Горе Сары», и Черт в «Ночи перед Рождеством», и Колдун в «Страшной мести». В экранизации пушкинского «Домика в Коломне» актер продемонстрировал мастерство перевоплощения, играя сразу две роли: кухарку Маврушку и гвардейского офицера.
Расцвет творчества актера пришелся на 1914 г., когда в кинематографе господствовали герои «с садистски утонченной чувственностью». Яркий пример такого персонажа – доктор Ренэ в фильме «Жизнь в смерти», убивающий свою возлюбленную, чтобы набальзамировать труп и сохранить нетленной ее красоту. Среди других героев Мозжухина: королевич Елисей («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»), Мазепа («Мазепа»), Жорж Виноградов («Злая ночь»), Роберт («Ее геройский подвиг»), скрипач Ярон («Ты помнишь ли?»), художник Анатоль («Сорванец») и др. Не все фильмы, в которых он снимался, были высокого уровня. Во многих, наоборот, присутствовали надуманные мелодраматические сюжеты, но актер, силой своего таланта, доводил их до подлинной человеческой трагедии.

К 1915 г. Мозжухин был самым знаменитым российским киноактером, настоящей звездой немого кинематографа. Все чаще он стал сниматься в серьезных, психологически-сложных драматических ролях, нередко воплощая на экране персонажей русской классики. Самыми лучшими его работами стали: Герман в экранизации пушкинской «Пиковой дамы», Николай Ставрогин в одноименном фильме (экранизация «Бесов» Достоевского) и князь Касатский в фильме «Отец Сергий» (по Льву Толстому). Роль в «Отце Сергии» - вершина творчества Ивана Мозжухина. Своего героя актер сыграл на протяжении его долгой жизни, представ и в образе мальчишки-кадета, и честолюбивого гвардейского офицера, и обманутого жениха, и оборванного старика, бредущего по этапу в Сибирь. В каждом из обликов актер был органичен и убедителен. Не случайно, «Отец Сергий» - один из немногих фильмов, который смотрят с интересом и сегодня.

До 1919 г. Мозжухин снялся в более чем 70 фильмах. Но разразившаяся революция заставила актера эмигрировать из России. В феврале 1920 г. он, вместе с другими российскими актерами, прибыл в Стамбул, а чуть позже перебрался во Францию, в местечко Мон-трей-сюр-Буа, где обосновалась русская кинофабрика «Товарищество И. Ермольева». Позже Ермольев и французский бизнесмен русского происхождения Каменка организовали киностудию «Сосайт Альбатрос». Там и стал работать Иван Мозжухин. Адаптироваться на чужбине оказалось очень трудно: сказывалась другая манера игры зарубежных актеров, другие вкусы публики. Но Мозжухин сумел найти себя и здесь. Его первой работой стала роль в комедии «Горестные приключения», снятой по его же сценарию. А уже в следующем своем фильме - комедии «Дитя карнавала» он впервые попробовал себя и в качестве режиссера.

Легкие непритязательные комедии были с воодушевлением приняты французской публикой. Но настоящий триумф пришел к Мозжухину год спустя, после выхода на экраны фильма «Кин» по пьесе Александра Дюма. Знаменитый певец, поэт и актер Александр Вертинский писал: «Я никогда не забуду того впечатления, которое оставила во мне его роль. Играл он ее превосходно. И подходила она ему, как ни одна из ролей. Он точно играл самого себя - свою жизнь. Да и в действительности он был Кином. Жизнь этого гениального и беспутного актера до мелочей напоминала его собственную».

В последующие годы Мозжухин снялся в главных ролях в ряде успешных картин, среди которых: «Лев моголов» (приключенческий фильм, где актер сыграл раджу Роундгито-Синга), «Покойный Матиас Паскаль» (экранизация романа Пиранделло), «Михаил Строгов» (по роману Жюля Верна), «Казанова». К этому времени Иван Мозжухин приобрел всемирную славу наряду с Чарли Чаплиным и Джоном Барримором. Результатом стало приглашение актера в Голливуд.

В Америку Мозжухин приехал в 1928 г., заключив контракт с продюссером Карлом Лемке. Но очень быстро радужные мечты актера сменились разочарованием. За год он снялся лишь в одном (крайне неудачном) фильме «Капитуляция», после чего вернулся в Европу. Между тем,  зрители уже успели забыть прежнего любимца, предпочтя ему другого актера славянского типажа — Ивана Петровича. В течение нескольких лет Мозжухин без особого успеха снимался в Германии. Очевидцы рассказывали, что в этот период актер стал очень раздражительным, злоупотреблял спиртным и постоянно с ностальгией вспоминал о прошлом.

В начале 30-х гг. Мозжухин вернулся во Францию. Он попытался реанимировать некогда успешные «Похождения Казановы» и «Дитя карнавала», но из этого ничего не вышло. Окончательно «убило» великого актера появление звукового кино. Он прекрасно изъяснялся по-французски, но как актер перестроиться так и не смог. Единственная роль в звуковом фильме «Ничего» обернулась для него полным провалом. Пытаясь найти выход, Мозжухин в 1936 г. решил вновь обратиться к режиссуре и поставить свой первый звуковой фильм. Но планы так и остались планами.

Последние годы жизни для Мозжухина были особенно тяжелыми. Свое большое состояние он быстро растратил, поскольку не умел экономить и относился к деньгам легко. Осенью 1938 г. актер с признаками чахотки был помещен в санаторий для легочных больных, но было уже поздно – смертельная болезнь стремительно развивалась . В январе 1939 г. Мозжухин скончался в клинике в Нейи на руках у своего брата.


Рецензии