Мария Метлицкая - Женщина всегда права

        Мария Метлицкая — летописец той самой «прозы жизни», что из романтиков лепит циников, а мечтаталей превращает в зануд. Она из той категории писателей, что поднимают с земли горсть желудей и могут во мгновение ока взрастить из них целое древо человеческой судьбы. Она приверженец простого, как бытовая речь, слога, немного рваного, стремительного, без красивостей и «виньеток».

        В описаниях своих героев она придерживается принципа сурового реализма, но в то же время, когда приходит время финала, чаще всего, драматического и несчастливого, как сама жизнь, ты понимаешь, что иначе быть не могло. «Хэппи энды» оставим для голливудских поделок, а здесь, на страницах ее рассказов оживает наш с вами быт, иногда бьющий наотмашь, иногда пробуждающий в нас юный огонь весны, но чаще всего, заставляющий всмотреться в самих себя взглядом беспощадного аудитора, подбивающего итоги  прожитого.
Если кто-то из читателей недоуменно пожмет плечами: «Ну что такого в этой женщине и откуда она вообще взялась?», для них найдется ответ. Мария Метлицкая — русская женщина, чьи корни прорастают из некрасовских речетативных од, посвященным «женщинам русских селений», она — соль и вода земли,  одна из многих матерей, жен, утешительниц, мимо которых до некоторых времен прогресс шел с гордо поднятой головой, с надменной миной мужского честолюбия, веруя в свою незыблемость. И вдруг оказалось, что это на плечах женщины лежит вся тяжесть земли русской, это она — в полях, у станков, на стройках, в больницах, на передовой, и, наконец, за письменным столом, что ничуть не легче, чем все вышеперечисленное.
После сорока в жизни многих из нас наступает перелом. Дети взрощены, сварено бесконечное множество супов и каш, дом сверкает чистотой, только вот сущность женщины-родительницы требует выхода. И тогда возникают новые амплуа, новые проекты и стремления. Рождение нового писателя — процесс болезненный, прежде всего, для самого писателя, ведь все самое ценное, прожитое, переболевшее должно быть брошено в топку литературного труда. Труда непомерно тяжкого, кропотливого, как для тела, так и для души. Но вот книга, написана  она лежит на прилавке и на этом этапе наступает время прилежного труда для читателя — увидеть, почувствовать, прочитать между строк, понять - какой ценой далась писателю эта новая жизнь, и что так бесконечно дорого его сердцу,  о чем он так искренно готов писать всю оставшуюся жизнь.   


Мария, я часто слышала от писателей, что короткий жанр намного сложнее, чем роман или повесть. В то же время есть люди, которые говорят, что их не хватает на большие вещи, им тяжело бежать на длинную дистанцию. А как у Вас?
Много правды в ваших словах, и в том и в другом. Что касается конкретно меня, во-первых, жанр рассказа — мой любимый жанр, мне в нем комфортно, я уютно себя в нем чувствую. С детства очень люблю произведения О'Генри, Бунина, Куприна. Я пока не готова написать роман, даже небольшой. Даже повесть, которая недавно у меня вышла, далась мне нелегко.
Процесс написания у вас идет легко или вымучивате?
Как когда. Иногда все выстрадано ужасно, а иногда что-то в голове щелкает, какая-то ключевая фраза, и в голове уже выстраивается весь рассказ в целом. Все по-разному бывает. Иногда как по маслу, а иногда ковыряешься, правишь, мучаешься и других заодно мучаешь, потому что близкие-то видят, что с тобой что-то не так. Но чаще всего я сразу вижу моего героя, хорошо представляю, как я его выпишу, он уже знакомый  мне человек.
Откуда появляются ваши герои, из головы или придумываете?
В основном придумываю, хотя жизнь сама иногда дает повод, что-то подсмотреть и внедрить в книгу. Реальный персонаж использовать рискованно, ведь он так или иначе принадлежит к твоему кругу общения.
На ваш взгляд, литература — это новый мир, отличный от реальности, волшебный иллюзорный, как например у Толкиена или отражение действительности, переосмысленное и пропущенное через призму авторского видения?
Конечно второе. Мои темы по большей части, это сама жизнь, быт, отношения между людьми. И я смею надеяться, что в свои 52 года я имею что сказать людям в силу жизненного опыта. Без морализаторства, и менторских интонаций,  я никого не поучаю. У меня есть опыт по части любви и семейных отношений.
Поделитесь?
Бурный роман с моим вторым мужем. Была большая любовь, большая страсть, которая, к счастью, не перегорела, а переросла в партнерский брак, которому уже 24 лет.
Разве есть место любви, такой, какой она предстает перед нами в начале отношений, в процессе длительного брака, в быту?
Конечно, она просто трансформируется. Я обеими руками за любовь. Без любви ничего невозможно. Без нее брак превращается в жалкое существование.
Кроме любви на какие еще темы вы хотели бы порассуждать в книгах?
На тему воспитания детей. Я имею на это право, потому что вырастила очень неплохого сына,  действительно достойного человека, с которым у меня чудесные отношения. Ну и на тему дружбы мне тоже есть что сказать.
Недавно проводился соцопрос, результаты которого были опубликованы к интернете, результаты следующие: якобы 70% репондентов утверждают, что дружбы не существует, что людьми управляет лишь корыстный принцип и они общаются только с теми, кто им полезен или выгоден. Что думаете?
Мне кажется, что это какой-то неправильный опрос. Отккуда социологи брали этих людей, для меня вообще сам факт соцопроса непонятен, по какому принципу делается выборка, и зачем вообще все это делается.
Это целая наука, сложная, загадочная, по крайней мере, так говорят сами социологи.
Возможно (смеется).  Для меня дружба существует. Хотя, конечно, в нашем мире за последние 15-20 лет многое изменилось. Сейчас, я сужу по моему ребенку, нет такой дружбы, какая была в нашем поколении. Вот я например сохранила моих друзей, и дружу с ними по 25-30 лет. Хотя все они раскиданы по миру — кто в Америке, кто в Израиле, кто в Германии, но мы не теряем связь, общаемся, и это для нас очень важно.
Возможна дружба между мужчиной и женщиной?
На 100%. Все зависит от уровня культуры и отношения к жизни. Если тебя правильно воспитали, и ты понимаешь, что такое основные человеческие ценности, то и дружба, и любовь для тебя существуют.
Сейчас за окном  весна наконец вступила в свои права, все расцветает, вместе с травой и цветами расцветают чувства. Сейчас зарождение чувств возможно как никогда. Как вы думаете, чувство, выспыхивающее между двумя людьми — мужчиной и женщиной — это химия?
В какой-то мере, да. Почему нам приятен один человек, его запах, манера говорить, смотреть, к нему приятно прикоснуться, ткнуться ему в плечо, вот оно, счастье, а другой, более красивый, более умный, яркий, достойнее того первого по многим параметрам, а тебе не то что дотрагиваться до него, смотреть не хочется. Что-то тебя от него отталкивает. Чем это объяснить? Химией разве что только....
Встретились, гормоны взыграли, зацепился невидимый крючочек, и потекла история любви, как весенний ручеек,  а что дальше?
Если есть родство душ, а не просто физическое влечение, тогда история разворачивается в полную силу. При этом важно, чтобы у людей были общие темы для разгвора, чтобы они были из одного социального слоя, тогда им будет проще понять друг друга.
Принцесса не может полюбить Иванушку-дурачка, точнее, полюбить-то она может, но, по-вашему, у них нет будущего?
Боюсь, что совсем скоро им не о чем будет говорить, не сложится у них совместная жизнь.
Я знаю браки, в которых муж — ученый-физик, а жена — балерина. Вы думаете, им трудно будет договориться?
Вполне возможно, что нет, если они на одной волне — то все в порядке. Приведу пример, мы с мужем очень разные люди, у нас разные увлечения, не могу сказать, что он разделяет мою любовь к литературе, животным. Отнюдь. Он — бизнесмен, и это безусловно накладывает свой отпечаток. Но мы на одной волне воспринимаем жизнь и поэтому находим общий язык. А вот первый мой супруг был образованнейший человек, известный скульптор, у него была своя галерея, мне было с ним по-началу интересно в плане развития личности, он мне очень много дал в этом смысле, но все-таки мы с ним смотрели в разные стороны, родными людьми мы так и не стали, а прожили вместе как-никак 11 лет.
И все-таки, если позволите, хочу вернуться к теме обыденности. Как сохранить пульс и живость любви в контексте повседневного быта?
 Я написала на эту тему несколько больших статей. И здесь без морализаторства, конечно, не обошлось. Я делилась своим опытом и у меня получилось так, что все бытовые вопросы я взяла на себя. Муж много работал, много зарабатывал, я была в тот момент свободна, ведь писать-то я начала только после 40 лет. К тому же я не работала. Муж хорошо стоял на ногах и у меня была возможность работать мамой, женой, домохозяйкой.  К тому я по натуре типичная «мамка», хозяйка, я вела дом совершенно естественно. Готовила, стирала, убирала, не привлекая мужа ко всей этой «семейной кухне».
Избаловали наверное?
Избаловала. Сейчас начался период, когда совмещать быт, выступления на телевидении и  литературную деятельность нет никакой возможности. У меня жесткий контракт на 4 года  вперед. Я так мужу и сказала: «Милый, вот теперь тебе пора подключиться к домашним делам». Скажу честно, он был неприятно удивлен, ведь 22 года он прожил совсем в иных условиях. Головой он понимает, что моя жизнь кардинально изменилась и соответственно, его жизнь тоже, но принять это как данность ему трудно. 
Может с самого начала его  надо было привлекать?
Может, и надо было. Сейчас уже я делаю определенные выводы. «Девочки», не надо все брать на себя, я понимаю, что мы сильные, что иногда нам легче сделать самим, чем просить кого-то и этому кому-то долго объяснять, чего мы от него хотим. Все понятно, но позже это дает не очень хорошие плоды.
Наши мужчины расслабляются...
Еще как, расслабляются. Особенно наша эмансипация масла в огонь подлила.
Мужчины поняли, что мы и шпалу на плечо можем взвалить, и фуэте крутить и ребенка по ходу дела родить...
Потому что мы сильные. Даже мой муж признает, что женщины в современных реалиях всего достигают сами, какие места и посты занимают, какие умницы, какие смекалистые, хваткие, гораздо толковее мужчин.
И все-таки без мужчин никак, они нам нужны...
Еще как нужны, и это главная проблема. Брак сам по себе — величайший компромисс, каждый день, каждую минуту нам, женщинам, приходится идти на уступки. И даже не столько ради мужчин, сколько ради нас самих и наших детей.
Давайте вернемся к вашей новой ипостаси.  Что такое для вас писательство? И что в первую очередь необходимо для писателя?
Свои первые три книги я написала, потому что мне очень хотелось писать, для меня это было самовыражением, но я не знала, что из этого получится. А когда меня пригласило «Эксмо», грубо говоря, перекупило, вот тогда для меня началась серьезная работа. Если раньше у меня не было жестких контрактов и временных рамок, то теперь началась серьезная работа. Кропотливый труд писателя. Многие думают, что главное в писательстве вдохновение: я вскочила, потому передо мной какая-то мысль вспыхнула и побежала записывать. А когда искры нет, я сижу-жду днями и неделями, ну когда же оно, родимое, придет. Нет, в основе всего этого, простите меня, железная задница, сядь за компьютер и свои пять часов отбарабань на компьютере. Глазки текут, ручки свело, вот тогда отдохни. А перед этим выгуляй собаку, свари суп, погладь белье, выслушай жалобы от всех своих близких, всех пожалей, и так далее.
Правда, что писатель – человек подневольный, и издательства жестко обращаются со своим подопечными?
Жестко, хотя в человеческих отношениях они милейшие люди, у меня чудеснейший редактор, главный редактор ко мне с пиитетом, с уважением относится, но когда дело касается сроков, они стоят насмерть – 5 месяцев и будь добр выдай книгу. Это очень мало, нужно же иметь в голове сюжет, тем более, жанр рассказа очень затратный. Если я пишу повесть, я развожу пожиже - тут можно добавить диалог, тут плеснуть «водички», что называется, я могу это все растянуть. В книге, которая состоит примерно из 13-19 рассказов, все иначе. В каждом отдельном сюжете я не имею права повториться: каждый раз это должен быть новый герои или герои, отличный от предыдущих сюжетов. Когда я совсем устану, то возьмусь за повесть. Но иногда бывает так, что я даже опережаю сроки, например последнюю шестую книгу я сдала даже на месяц раньше, хотя год был ужасный – у мамы инсульт. Это страшное московское лето, которое минуло, дало свои плоды. Я сижу на даче, у меня мама после больницы, а я пишу, не разгибаясь, мне в августе книгу сдавать. Мама не встает, я за ней ухаживаю и одновременно пишу, до сих пор не знаю, как мне это удалось. Есть еще кое-что, что мне помогает: я очень ответственный человек, это черта характера. Ничего не могу сделать с собой. Если у меня в графике написано, что 1 июня я должна сдать произведение, и я умру, но сделаю это. Книгоиздание – это ведь производство, и там все завязано на определенных этапах, я не могу подводить издательство.
Это бизнес.
Конечно,  в меня вкладываются немалые деньги, меня раскручивают. От меня ждут, что товар, а в данной ситуации, моя книга — это товар, - будет выдаваться своевременно.
Как изменилась литература за последние 15-20 лет?
Я читаю определенных авторов, мне не хватает времени абсолютно на все, не могу наобум взять с полки в магазине книгу и купить ее за 300-400 рублей. Мне денег жалко, да и не только. Я читаю то, что мне могут посоветовать друзья. Или, если я вижу на книге рецензию-рекомендацию писателя, которого я знаю и который мне интересен, я возьму книгу. Так произошло и со мной несколько лет назад, Виктория Токарева написала про мою первую книгу хорошие слова и это мне помогло.  Литература, конечно, изменилась, но ценности остались прежние… Что такое человек пишущий – это человек думающий, а у думающего человека ценности есть в душе.
Что думаете про эзотерику?
Ничего, я это не читаю. Даже не понимаю, о чем речь. 
Как врач, скажите мне, может ли человек сам смоделировать свою жизнь силой мысли?
Ну, не знаю, здесь большую роль играет судьба. В том, что вы имеете в виду, не все в силах человека.
Для вас существует понятие «удача»?
Конечно, есть и случай и удача.
Вы считаете себя удачливым человеком?
В чем-то я удачлива, в чем-то нет, боюсь  лишний раз об этом говорить в силу суеверий определенных.
Ваши пожелания читателям...
Скажу банальные вещи: чтоб все были здоровы, чтобы были силы на реализацию пректов, чтобы все время хотелось чего-то нового, и пусть весна будет яркой, солнечной, теплой. Пожалуй, так...
Спасибо, Мария.


Рецензии