Кутии - народ воин. Ч. 5

картинка Яндекс - znaki-zodiaka-strelec-600x450[1]



посмотри - http://www.stihi.ru/2011/05/01/4124


                Гиперборея.


   Прежде чем рассматривать историю народа создавшего на Алтае новую металлургию в её технологическом аспекте, уместно будет рассмотреть проблему локализации гипотетической Гипербореи и народа заселявшего её. Таким образом, будет сохранена некоторая хронологическая последовательность в истории праиндоевропейцев и соседних народов.
   Со времён древних греков до нас дошли сведения о гипербореях. Полу-мифическом народе, обитавшем в Северных областях Ойкумены, то есть знакомой грекам части мира, в данном случае западной части севера Евразии. Гипербореями этот народ назван по имени северного ветра - Борея, всю область, откуда он дует, называли Гипербореей. Плиний Старший, отмечал: «Позади этих гор (Рипейских) и по ту сторону Аквилона живёт, если можно поверить, с незапамятных времён счастливый народ, который называют гиперборейским;» ( Плиний Старший. Естественная история. Кн. 4, ст. 89.). Где находились Рипейские горы до сих пор неизвестно достоверно, но у Плиния Старшего есть описание солнцестояния: «… Там говорят, находятся полюса и крайние точки звёздных путей; полгода там светло, и солнце прячется всего на один день, а не на время между весенним и осенним равноденствием, как полагают несведущие люди. Один раз в год, в день летнего солнцестояния, солнце у них восходит и один раз, в день зимнего солнцестояния садится» (Там же). Такое описание восхода Солнца можно связать только с одной областью Европы – полярной. А ведь это район, как указывалось выше, формирования ещё только начавшей складываться праиндоевропейской общности. Заметим, не индоевропейской, а их далёких предков праиндоевропейцев.
   В древнейших текстах – индийских «Ведах», священной книге зороастрийцев «Авесте», также есть упоминания о древнейшей родине этих народов. В этих письменных источниках упоминаются явления круглогодичных дней и ночей. «Год казался здесь, - говорится в Авесте, - как один день и одна ночь» (Авеста. Вендидад). Затем предки индоиранцев из-за похолодания климата покинули полярные земли, но видимо, какая-то часть осталась и именно о них греками были сложены мифы. Но более вероятно предположение о полярных землях как прародине самих греков. Как известно после распада общеиндоевропейского языка образовались две ветви анатолийская и индоиранская, где вторая соотносится с единым арийско-греко-армянским диалектом. Следовательно, в древности индийцы (индоарии), иранцы (арии), греки и армяне составляли одну общность и вполне естественно, что в памяти этих народов сохранились воспоминания о прародине. И нет ничего необъяснимого, что эти воспоминания связываются с одной территорией – северными полярными районами Европы и Западной Сибири. Для древнего грека: Гиперборея – это страна изобилия, бессмертия, спокойствия, то есть ей приписывалась ностальгия греков о золотом веке, веке благоденствия. И для времён Гомера и тем более Плиния Старшего, эта земля была уже мифической, полузабытой прародиной. Но генетическую связь с Гипербореей греки ещё сохраняли в мифических повествованиях, таких как - Легенда о Борее и Орифии: где Борей влюбился в афинянку Орифию, но получив отказ, силой унёс её на север, где она родила ему двух сыновей – близнецов Калаида и Зета. Имена братьев – близнецов упоминаются и в другом древнейшем мифе греков – мифе об «Аргонавтах». В этом сказании они приходят на зов Ясона и предстают перед нами не только как спутники, но и как близкие друзья его. Чёрные с серебром кудри, холодный огонь во взгляде, который сравним разве что с морозной ночью и звёздами на небе. Их суровый взгляд редко кто мог выдержать. Таков обобщённый образ двух братьев – гипербореев. Миф об «Аргонавтах» один из самых архаичных в древнегреческом эпосе и многие исследователи считают, что перечисление спутников Ясона – это очень далёкое воспоминание греков о родстве народов, представленных в мифе в образе героев и спутников Ясона. Да и сам поход Ясона скорее описание гипотетической памяти в образе мифа о промежуточной родине греков до их появления на Пелопонессе.
   Однако миф мифом, но есть сведения и о вполне реальных для древних греков гипербореев. Наиболее известными среди них были Абарис, выходец с Алтая и Абарид, родиной которого была Великобритания. Абарид был известен тем, что восстановил связи и дружбу своего народа с делосцами. Делос, прежде всего, связан с храмом Аполлона и Артемиды, куда все почитатели этих бога и богини стремились принести дары. Б.А. Рыбаков отметил один замечательный факт: что гипербореи присылали двух девушек как жертвы Артемиде, и сопровождали эти делегации. Девушки затем несли службу жриц в храме. К алтарю Аполлона также отправлялись священные ежегодные дары, завёрнутые в пшеничную солому. Однако, не следует забывать что древние греки гипербореями называли всех жителей северных стран независимо от их месторасположения и поэтому локализация Гипербореи чрезвычайно затруднена. Что касается Абарида, то у Тацита, и, причём только у одного его, есть упоминание о племени борестов обитавших в Великобритании (Тацит. Жизнеописания Юлия Агриколы. А. 38). Это племя локализуют в Южной Шотландии, к северу от Ферт-оф-Форта и Ферт-оф-Клайда. В связи с данной локализацией связь Абарида с Гипербореей сомнительна, близкое по наименованию племя возможно было перепутано с названием Гипербореи. Но тогда почему они (боресты) приносили дары в храм Делоса, где почитались Аполлон и Артемида? Известно, что культ Аполлона имеет северные корни и ареал его распространения чрезвычайно широк. Северные корни имеет и культ его сестры Артемиды.
   В тоже время Аполлон как бог явно неравнодушен к гипербореям, что говорит о явно выраженной древности культа. Следовательно, почитатели культа Аполлона в архаичные времена составляли видимо одну общность и гипотетическая память носителей культа – греков указывает на место его появления – север. Символом и атрибутом Аполлона и его связи с севером и гипербореями была стрела и грифон. Именно со стрелой в руке странствовал гиперборей Абарис, родом с Алтая. Он обошёл всю землю, исцелял людей от болезней, предсказывал эпидемии и … ничем не питался. Весь образ его жизни, говорит, что он являлся шаманом и не просто шаманом, а жрецом Аполлона. Жрец с Алтая, из далёкой и малознакомой земли для древних греков - Гипербореи. Из приведённых примеров видно, что Гиперборея неизменно связывается древними греками с северными территориями, но чёткая локализация этой страны им уже неведома. Интересно отметить, что образ Абарида появляется к 6 веку до н.э., к периоду наиболее интенсивной колонизации Северного и Восточного Причерноморья, жителями ионийского Милета. Для греков Северное Причерноморье – север, следовательно – это территория Гипербореи. Однако позже, после освоения Северного Причерноморья греки отодвигали земли Гипербореи уже севернее.
   В 7 веке до н.э. в Греции жил поэт Аристей покинувший свою родину на семь лет. За эти годы он побывал на Алтае и вернулся, но вновь исчез, уже казалось навсегда. Однако через 240 лет в Метапонтии в Италии, появился человек, называвший себя и связывавший свою судьбу с поэтом Аристеем. Он облёк себя в мифический образ, назвавшись оборотнем – вороном Аполлона, принявшим человеческий облик. От имени Аполлона он велел воздвигнуть ему алтарь, а себя увековечить статуей. А.И. Иванчик высказал мысль, что поэт Аристей согласно Геродоту почивший не позднее 690 г. до н.э., был контаминирован с метапонтийским героем Аристаем сыном Аполлона и, следовательно, связанным с культом Аполлона и гипербореями (Иванчик А.И. О датировке поэмы «Аримаспея» Аристея Проконнесского/ВДИ. № 2. 1989.). По, Афинею, Аристей прибыл в Метапонт от гипербореев, с родины культа Аполлона.
   Как видим, для греков Гиперборея реальная страна и её местонахождение связывалось со всеми северными, относительно знакомого грекам мира, территориями. Но сердцем Гипербореи они считали полярные земли – именно там, по их мнению, находился сферический храм, где день и ночь равнялись году. Именно поэтому отправной точкой локализации Гипербореи служит Крайний Север, только там можно встретить долгие полярные ночи. Следовательно, признаки пребывания праиндоевропейцев на Крайнем Севере должны существовать, а гипербореи, несомненно, в архаичное время принадлежали к этой общности, о чём говорит общее для многих индоевропейцев почитание культа Аполлона и его происхождение.
   Самые древние признаки может содержать топонимика (но необходимо учитывать – топонимика не всегда признак автохтонности населения). И она встречается, на Кольском полуострове, правда, по всей видимости, подвергнутая переименованиям последующих обитателей. Речь идёт о наименовании озёр Имандра и Инари в Финляндии, первое скорее всего означает имя бога индийских Вед Индры с привнесённой из вне финнами частички –ма; а второе довольно сильно созвучно с именем ариев или может быть иные арии (что подтверждает мысль о соседстве различных праиндоевропейских группировок). Наименование реки Паной на Кольском полуострове, возможно, отражает название демонов – пани индийских Вед, врагов индоариев и похитителей коров. В Архангельской области есть река Сура, название которой можно связать с богом Сурьей индийских Вед и Сурой зороастрийской Авесты. Интересно отметить, что река Сура есть и в Пензенской области, что видимо, говорит о пути про-движения древнего индоиранского массива с Севера в более южные районы, а название реки Суры в Пензенской области отображает промежуточный пункт их расселения. А.И. Иванчик в уже упоминавшемся исследовании, пришёл к выводу, что источник о северных районах обитания в древности у греков, индийцев и иранцев был самостоятельный. Следовательно, Крайний Север был родиной праиндоевропейского населения носителей индоиранской ветви, его арийско-греко-армянского диалекта. Значит именно там начала формироваться эта общность. Именно поэтому греки видели гипербореев и в жителях Великобритании, и в жителях Алтая. Они ещё чувствовали генетическую связь с культурами, населявшими эти земли – саками Алтая и кельтами Великобритании. Хотя во втором случае речь идёт о носителях другого индоевропейского диалекта - анатолийско-тохаро-кельто-италийского. Однако, как увидим дальше, культ Купавона настолько близок культу Аполлона, что речь видимо, идёт об одном божестве получившем развитие у различных ветвей индоевропейского общества.
   О близком родстве народов почитавших Аполлона говорит, и миф о богине Латоне матери Аполлона и Артемиды, уроженки Гипербореи. Культ её более древен чем культ Аполлона, а то, что она уроженка Гипербореи только подтверждает предположение о северной прародине греков. Латона или Лата, очень близка культу славянской Лады, как считает Б.А. Рыбаков эта связь несомненна. Лада мать Купалы, славянского олицетворения Аполлона, кроме того она мать – рожаница всего сущего, в том числе и богов.
   Ряд исследователей связывают Лато – Ладу с ещё более древней формой этого имени – культом Рато (круг). Древние иранцы представляли мир в виде семи кругов, самый большой из которых – Хванирата - населён людьми. Он находился в самом центре и от остальных отделён водами и густыми лесами. Вершина высокой горы Хары поднимается в центре Хванираты и с неё стекает река Харахвати. Солнце вокруг Хары вращается, так что одна половина мира всегда погружена в темноту, а другая освещена. Этот зороастрийский миф как видим, также упоминает о полярной родине древних ариев. А представление о семи кругах, скорее все-го, связано с мировоззрением о Рато, чей культ тесно связан с годовыми коловращениями Вселенной.
   Рассматривая проблему локализации Гипербореи на основе письменных источников нам удалось выйти на уровень одного из самых древних мировоззренческих представлений людей связанного ещё с почитанием природных явлений и мифы соотносимые с этими представлениями указывают на Крайний Север как прародину индоевропейцев и здесь же локализуют Гиперборею. Гиперборея, исходя из мифов и культов, являлась местом формирования и обитания единой общности праиндоевропейцев ещё до 6 тыс. до н.э. Именно к этому времени относится появление древнейших индийских Вед.
   Гиперборея – древних греков, это область малознакомого, но родственного им народа. Однако местоположение Гипербореи для них было уже туманно и запутанно.
   В завершении главы о Гиперборее и её локализации непосредственно на Кольском полуострове, а также в дополнение упоминания культа Рато, просто необходимо вспомнить имя финского водяного царя – Ато. Форма имени довольно близка к Рато и видимо представляет мужской вариант культа Рато. И подтверждает предположение о близком соседстве прафинов (скорее прасамодийцев – в данном случае автор ещё сам достаточно не уверен в соотнесении) и праиндоевропейцев, а также о смешении этих народов. На Кольском полуострове до сих пор обитает древнейший и загадочный народ саамы – наполовину европейцы, наполовину монголоиды. И по всей вероятности как раз они результат близкого соседства прафинов (или прасамодийцев) и праиндоевропейцев в глубокой древности, когда ещё мог существовать гипотетический единый ностратический язык.
   Возможно, что древние греки знали Гиперборею – как страну саамов, но и не забывали о своей прародине связанной с севером.
   Древние греки считали: «что на самом далёком севере, где-то у полюса, обитает блаженный народ гипербореи, которые питаются соком цветов и росою, живут по нескольку веков и наполовину сами прекращают свою жизнь, повергаясь в морские волны», - так писал о гипербореях в 19 веке Д. Иловайский в своей работе «Краткие очерки русской истории».

http://www.proza.ru/2011/05/07/73
               


Рецензии
Очень интересно!Особенно о связи Лато и Лады.Кстати была ещё и Леда.Также о племени борестов в Англии.Похоже на борусов.Возникает только сомнение в том, что греки что-то знали об Алтае.
С Уважением,

Николай Бузунов   11.10.2011 12:30     Заявить о нарушении