Церковь и воспитание

Любая педагогическая система сильна своими принципами, традициями и духовным содержанием. На примере Русской педагогической школы мы явно видим ее следование в русле Православной Церкви. Мы не можем сказать, положительно или отрицательно это следование отразилось на развитии педагогической науки; Наиболее верным  для нас, принять это как факт, имеющий место в истории.

Всем нам известно, что основы образования и большая часть воспитания закладывается в семье. Именно в семье ребенок получал представления о мире, Боге и Церкви. В историческом процессе школа возникла значительно позже и была призвана поддержать семейное воспитание, восполнив его необходимым комплексом знаний, формирующих христианское мировоззрение учащихся. В педагогическом процесс состоял из союза семьи, школы и Церкви. Основываясь на сегодняшнем опыте, мы с уверенностью можем сказать, что современная семья живет вне церковных традиций, выдвигая идеал всестороннего развития личности. При этом хотелось бы отметить, что взаимодействие семьи и школы так же слабо. В годы советской власти, церковь была лишена возможности прямо влиять на семью и на школу. После падения Советского союза, духовенство и церковные педагоги, несмотря на предоставленную Церкви свободу, мало участвуют в педагогическом процессе государственных школ. Одним из важных принципов педагогики является принцип единства педагогических влияний. На деле, очень часто в семье нет взаимопонимания и единства взрослых при воспитании. Мало его и в педагогических коллективах. Как утверждают церковники: - «Такого единодушия нельзя достичь социальными и политическими методами, а только единой верой, участием в жизни Церкви.». Современная церковь так же предлагает варианты воспитательно — образовательного процесса, включающего в себя семью, школу и церковь. Рассмотрев данную программу я могу судить о том, что церковь желает активно влиться в образовательный процесс на государственном уровне, а «работа с педагогами светских школ, своей целью имеет духовное просвещение и воцерковление педагогов, а через них – школы, семьи и общество».  Приведя некоторые данные, мы можем понять стремление Церкви к широкому вливанию в образовательный процесс. В городе Москва находится всего 25 учебных заведений с «православным уклоном». В Санкт-Петербурге всего 4. Особенности управления образованием в России заключаются в крайне жестком централизме решений и незаинтересованности в развитии альтернативных форм. Плохо это или хорошо, решать вам.

Так же, церковь отводит себе роль в патриотическом воспитании молодежи. Игумен Иоан во время конференции «Патриотическое воспитание молодежи» в своем докладе говорил о том, что сокровищница нравственных ценностей России находится в опыте и традициях, хранимых и живущих, прежде всего, в Церкви». При этом пастырь утверждает, что «духовную составляющую следует признать первостепенной в воспитательном процессе». Физические возможности и навыки, обретение начальных военных знаний, знание военной истории, по моему мнению должны поощряться церковью. Но главную роль в этом играют военные и спортивные специалисты, а не духовенство и широкая общественность.

В заключении хотелось бы сказать, что мы не можем однозначно относиться к Церкви и  к ее интеграции в воспитательно-образовательный процесс. К чему это приведет — покажет время.


Рецензии