Цветы жизни или Немного о дисциплине

Помните: «Дети – цветы жизни…», ну и дальше по тексту. Не ваши цветы, чужие.  Сейчас скажу крамольную мысль – я их не люблю. Не чадолюбива. Некоторые считают это чуть ли не пороком, прямо преступлением – как?!! Не любить детей… Они же такие маленькие, славные, беззащитные ангелочки… Да так... Не обязана я любить чужих детей. Нет, я их не ненавижу, не обижаю, если нужно что-то сделать – накормить, развлечь (только недолго) – сделаю. Но умиляться, ласкать, сюсюкать и тетёшкать… Извините!..
Помню, как-то спросила у подруги: «Как ты можешь чужого ребёнка целовать?» Она отвечает: «Могу. Он же такой хороший, сладкий, от него молоком, младенцем пахнет…» А вот я – не могу. И даже желания, мысли такой никогда не возникнет. Чужое. Не заставлять же себя через силу… 

А поговорить хотела о современных методах воспитания. Правда, я ни разу не специалист, сама провалилась на этом поприще. Но мнение своё тем не менее выскажу. Ну, типа, со стороны. 

Сейчас принято давать детям всё. По максимуму. И дети, знаете ли, не похожи на нас в детстве. Хуже они или лучше? Отвечу – часто хуже. Более избалованные, капризные, наглые, навязчивые и не дисциплинированные. Да-да, не ослышались – прозвучало слово дисциплина. И не надо пугаться этого понятия, как жупела. Дисциплина - это не тупое хождение строем и выполнение приказов, а в данном контексте – умение подчиняться каким-то элементарным требованиям, ставить себя на какое-то – не центральное – место, самостоятельность, способность оставаться одному и не требовать к себе постоянного внимания. В общем-то, просто самоконтроль.
Многие дети, которых я наблюдаю, лишены этих качеств напрочь. Я бы сказала, поуродованы воспитанием – им либо уделяют повышенное, чрезмерное внимание, либо разрешают практически всё под видом того же – «дать всё!», но – уже без внимания, лишь бы отстали…

Однажды, когда Татьяна была маленькая, соседка оставила у меня свою дочь Леночку. Не Лену, а именно Леночку. Т.к. мама – вся такая нежная и фарфорово-воздушная – по другому своё чадо не называла. Ну, оставила и оставила, подумаешь!.. Мне не тяжело – покормлю, они с Татьяной поиграют, книжку почитаю… Ага! Как же!..  Нет, они, конечно, поиграли немного, но потом Леночка стала ходить ко мне и вежливо задавать разные вопросы (это пол беды), общать меня... Ей нужно было постоянное внимание.
За два часа я устала от этой милой благовоспитанной девочки.

И вспомнила случай из своего детства. Мы с братом погодки – он ровно на год старше. Было нам лет 5 и 6 соответственно. Родители вечером собрались к знакомым, которые жили через дорогу. На 10 минут. Нам так и было сказано. Мы уселись и стали считать секунды – досчитаем до 60, я загибаю палец… И так пока не кончились пальцы на обеих руках. Удобно, кстати, недаром у нас десятичная система счёта. Примерно на девятой минуте стали потихоньку собираться на улицу – обуваться, одевать пальто, шапки… (дело было зимой). Когда был загнут последний – десятый палец – мы вышли из дома…
А тут как раз и родители подъехали. Они, оказывается, успели смотаться со своими знакомыми на машине в центр города. Что не удивительно – Калач маленький, его и пешком можно обойти.

Они совершенно спокойно оставляли нас вечером, уходя в кино или в гости – уложат в кровати, скажут, что вернутся часа через два, оставят свет в прихожей – и всё… Безо всяких мобильных… Мы спокойно засыпали. Потому что умели оставаться одни.
Ну да, конечно, нас было двое, мы были – команда. Но всё равно с нами не возились и не тряслись, как над хрустальными вазами. Да, дети, да, маленькие, но не идолы, которым нужно служить…

Когда Татьяна была уже постарше, мы ходили к репетитору по французскому. Интеллигентнейшая женщина Зинаида Захаровна. Жила неподалёку. Так вот она рассказывала про свою бывшую ученицу, которая тоже стала учительницей и тоже французского языка, потом эмигрировала в Израиль и иногда писала ЗЗ письма. Жаловалась, как тяжело там преподавать. Дети настолько недисциплинированны, настолько избалованны, что просто караул!.. Типа, ведёт она урок, а они делают, что хотят – не хочет ребёнок сидеть, он будет бродить по классу, захочет выйти – выйдет. В общем, разговаривают, ведут какую-то свою жизнь, а учитель – стоит у доски, как полный дебил,  что-то говорит неизвестно кому, пытается чему-то научить… Ну, и знания, соответственно – стремящиеся к нулю. Короче, не только тяжело, а унизительно. Причём, писала это молодая женщина, а не какой-то седовласый педагогический спарпёр-параноик.
Вот такая система воспитания – не надави, не ущеми, дай ребёнку проявить свою индивидуальность… 

Или ещё случай.  Одна знакомая рассказывала: шла она как-то летом в магазин и увидела такую картину – бабушка стоит в маленькой очереди к лотку с овощами, а внук ей закатывает плановую истерику, требуя чего-то там… Ну, всё как положено – орёт, как резанный, и собирается уже падать в корчах на землю… Короче, полный ППЦ!.. Стоящий там же дедок с палкой посмотрел, посмотрел на это, подошёл, взял узловатыми пальцами мальчугана за плечо, развернул к себе, показал палку и говорит: «Если ты сейчас же не перестанешь орать, я так дам тебе этой палкой!.. И мне – ничего не будет!..»
Пацан заткнулся. Сразу. Посмотрел на деда настороженно, но понимающе… И наступила тишина…

Так вот, когда вижу, что ко мне пришли люди с ребёнком проблемного возраста и подозрительного поведения, я сразу внутренне подбираюсь, напрягаюсь, пытаясь просканировать ситуацию наперёд – смогу ли спокойно работать или придётся скрипеть зубами… Возможно, до замечания дело не дойдёт, но – кто знает?

В этом случае интересны две вещи – реакция ребёнка на замечание постороннего взрослого человека. И реакция родителей – на это же замечание.
Дети иногда смотрят пустыми, как у баранов, глазами  – не привыкли, что кто-то пытается их остановить, препятствует их самовыражению. Типа, чё это тётя от меня хочет?.. Отвлекает… Ну, т.е. глубоко по х**, что им говорят…
Или вообще никак не реагируют… Просто разнузданные макаки, пардон за выражение, конечно!.. Вот тогда хочется подойти и дать хороший подзатыльник – брависсимо деду! В крайнем случае – взять за руку и отвести куда-нибудь подальше, с глаз долой…  Даже Спок говорил, что некоторых детей бить не только можно, но и нужно. 

Родители иногда пытаются приструнить расходившегося ребёнка – когда услышат, что кто-то сделал замечание, добавляют что-то – уже от себя. Возникает резонный вопрос: А ты чё, не видишь, что твоё чадо творит? Что его давно пора построить, поставить по стойке «смирно»? Неужели до тех пор, пока посторонний человек не скажет «Нельзя!», ты сам не в состоянии понять, что – «Нель-зя»?..  Не «Ай-я-яй», а именно «Низ-зя! И точка.»
Или обижаются… Зыркнут  недобро и: «Пойдём отсюда, Анечка!.. Нам здесь не рады…» ППЦ! Да не то, что не рады, а век бы вас с Анечкой не видеть!..

Бред какой-то!.. Такое ощущение, что многие родители не понимают, что есть дом, где ребёнок может хоть на голове ходить, если ты считаешь, что так правильно, и есть общественные места, где существуют общепринятые правила поведения. И для детей, представьте, тоже. Это что – новость?
Как бы ты ни любил своих Васеньку или Машеньку, что бы им не позволял, но они должны элементарно уметь вести себя на людях – не мешать, когда взрослые заняты, не лезть куда попало в незнакомом месте, не трогать и не хватать всё, что под руку подвернётся, не приставать с бесконечными вопросами к незнакомым.
Это же так просто и очевидно!.. 

Может, только мне непонятна эта слепая жертвенная любовь, когда в ребёнке всё восхищает и умиляет? И абсолютно никакой объективности!.. Короче, родители растят каких-то кумиров на свою голову.
Пытаются дать всё, и ещё немножко. Позволяют всё… и ещё немножко. Развивают, не мешают, не одёргивают… Одним словом, воспитывают смелых, свободных незакомплексованных личностей, а не винтики тоталитарного общества. 

Сейчас скажу ещё одну кощунственную вещь: ребёнок – это прекрасно, это здорово, но хорошо бы, если бы он занимал только одно, своё место в жизни – детское, а не заполнял собой всё вокруг – как единственное и бесценное сокровище. Не надо воспитывать в нём гипертрофированное понятие о собственной значимости и уникальности... Не пуп земли, в конце концов.
И не стоит быть рабом своих детей. Надо как-то разграничивать жизнь... на сектора, что ли.

Пусть цветы сидят на своём… то бишь, цветут на своей грядке и не мешают жить другим.


Рецензии