Единственный музей Пикассо в Германии
По результатам опроса почти 1,5 млн читателей, проведённого в 2009 году лондонской газетой «Таймс», Пикассо был признан крупнейшим мастером изобразительного искусства XX века. Художник, скульптор, график и керамист, он оставил после себя около 20 тысяч произведений (не считая множества оттисков его графических работ), хранящихся в музеях и частных коллекциях по всему миру.
Если вы поклонник творчества Пикассо и, вообще, интересуетесь современным искусством, вам непременно стоит посетить в Германии важный архитектурный, художественный и культурный центр земли Северный Рейн-Вестфалия, город Мюнстер. В XVII веке здесь решалась история Европы, ибо 24 октября 1648 года в городской ратуше был подписан Вестфальский мирный договор, положивший конец опустошительной Тридцатилетней войне.
Более чем тысячелетняя история, великолепная архитектура, университет, неповторимые музеи, многочисленные рестораны и кафе, рай для велосипедистов – вот что представляет собой Мюнстер сегодня.
Любителям искусства во всем мире Мюнстер известен, среди прочего, и тем, что в нем вот уже 10 лет работает первый в Германии музей, посвященный творчеству Пикассо – Graphikmuseum Pablo Picasso. На церемонии открытия музея присутствовал сын художника Клод Пикассо (глава т. н. «администрации Пикассо», которая представляет интересы шести наследников).
Музей расположился в одном из исторических зданий Старого города на площади имени
Пабло Пикассо. Саму площадь украшает огромный мозаичный портрет художника, набранный прямо на мостовой из 13783 камней.
В сентябре 2010 года, к своему 10-летию, музей получил новое имя. Теперь он называется Kunstmuseum Pablo Picasso M;nster (Художественный музей Пабло Пикассо в Мюнстере). Кстати, новую табличку музею презентовал лично внук знаменитого испанца Оливье Пикассо, автор нашумевшей книги «Пикассо. Истинная семейная история».
По оценкам дирекции, ежегодно музей Пикассо в Мюнстере посещает не менее 80 тысяч человек. Праздновать десятилетие Музея Пикассо в Мюнстере начали еще в августе 2010 года открытием выставки «Пабло Пикассо – в ателье художника», ставшей главным подарком музея своим посетителям. Здесь было представлено более 160 работ художника (картины, скульптуры, рисунки и гравюры) из знаменитых европейских музеев.
Важное место на этой экспозиции отводилось серии фотографий знаменитого Дэвида Дугласа Дункана, снимавшего Пикассо в процессе создания своих шедевров. Дункан познакомился с художником в 1956 году, они подружились и работали вместе до самой смерти Пикассо в 1973 году. Всего фотограф издал семь фотоальбомов о жизни и работе великого испанца.
Свой первый юбилей музей отметил также специальными выставками Хуана Миро и Пауля Клее.
История музея, вкратце, такова. Большинство работ Пикассо, вошедших в экспозицию, ранее принадлежало семье коллекционеров из Вестфалии Юте и Герту Хуцинга (Gert Huizinga). Своего «первого Пикассо» молодой художник Герт Хуцинга приобрел еще в начале 50-х годов.
Благодаря знакомству с бывшей спутницей жизни Пикассо Мари-Терезой Вальтер, Хуцинга стал активно собирать литографии знаменитого испанца.
Знакомство с известным печатником Фернаном Мурло (Fernand Mourlot), работавшим на Пикассо, позволило вестфальцу стать еще и обладателем редчайших и даже уникальных экземпляров пробных и промежуточных оттисков, позволяющих воочию проследить творческий процесс работы мастера.
В 1997 году, когда семейная коллекция разрослась и превратилась в значительное собрание графики Пикассо, супруги Хуцинги решили расстаться со своими сокровищами, чтобы открыть к ним доступ широкой общественности. С этой целью вначале они создали специальный фонд, а позднее коллекция Хуцингов стала основой нового музея в Мюнстере.
Известно, что Пабло Пикассо был фанатично влюблен в графику, упорно изучал ее различные техники (особенно офорт и литографию), пока не овладевал ими в совершенстве.
Множество своих самых значимых офортов Пикассо создал в 30-ые годы, работая по заказам Амбруаза Воллара, коллекционера, маршана и издателя. Воллар имел многолетние тесные контакты с Пикассо еще со времени его голубого и розового периодов, но кубизм Воллар не принял, и вновь начал работать с Пабло в 1930-е годы.
Тогда Пикассо создал цикл офортов на 100 листах, т. н. «Сюиту Воллара». Сюда вошли мифы о Минотавре, о Пигмалионе, портреты Воллара и другие листы. В 2001 году мюнстерскому музею удалось приобрести все работы цикла.
И все же Музей в Мюнстере известен сегодня во всем мире не столько благодаря богатому собранию офортов Пикассо, сколько благодаря уникальной коллекции его литографий.
Этот вид гравюры была изобретен немцем А. Зенефельдером в конце XIX века. Литография относится к так называемой технике плоской печати.
Матрицу гравюры после многих подготовительных операций выполняют на литографском камне типографской краской по нанесенному специальным образом рисунку. Затем камень, покрытый типографской краской, с помощью особого литографского станка-пресса используется для тиражирования оттисков (собственно литографий) на бумаге. Для получения цветных литографий (хромолитографий), применяли иногда до 30 камней (для каждой краски - отдельный камень).
После 1945 года литография стала любимой техникой Пабло Пикассо. В Мюнстере выставлены около 800 его литографий, сотни набросков, в том числе знаменитый «Голубь мира», и работы из серии «Женщина в кресле».
Огромный интерес представляют и другие экспонаты музея в Мюнстере. В марте 2004 года сюда были переданы в долговременную аренду 208 работ Жоржа Брака, друга и соратника Пикассо по созданию кубизма между 1907 и 1914 годами.
В апреле 2008 года музей в Мюнстере получил в длительное пользование еще одну редкую коллекцию – 137 графических работ Марка Шагала, одного из самых замечательных художников XX века. Большая часть этих работ была создана Шагалом в той же парижской типографии, где работал над своими литографиями и Пабло Пикассо.
Сегодня посетители музея могут посмотреть и легендарный фильм "Мистерия Пикассо", снятый Анри-Жоржем Клузо в 1956 году, и считающийся одним из самых значительных документальных фильмов XX века.
Ни один художник прошлого столетия не притягивал и не притягивает к себе такого пристального всеобщего внимания, как Пабло Пикассо. К нему относятся уже не просто как к человеку, а как к необыкновенному явлению, феномену культуры, законодателю искусства, повлиявшему на развитие практически всех его видов. Вот почему создание прекрасного «дома Пикассо» в Мюнстере - гарантия того, что множество туристов точно не обойдут своим вниманием этот старинный вестфальский город.
Свидетельство о публикации №211050100957
Лена Дубровская 19.06.2014 13:09 Заявить о нарушении
Спасибо, что откликнулись. Успехов Вам во всем и везде.
С уважением,
В. К.
Койфман Валерий 28.06.2014 09:14 Заявить о нарушении