Заметки по-киевски
Впечатления огромными каплями яркой краски брызнули на полотно моей буйной фантазии. Первое, что не дало прийти в себя после столь утомительной дороги, -рождественские гулянья на Крещатике: неимоверное скопление народа, роскошная иллюминация, масштабность. Еще бы, ведь все же столица. И к тому же, европейская.
Побывав на Андреевском спуске, я заметила удиви-тельное сочетание глубокой религиозности и суеверия. Сотни оберегов различного назначения и формы красовались на лотках продавцов. И это здесь, в городе, стоящем на реке, в которой приняла крещение Киевская Русь.
На самом деле, очень сложно остаться равнодушным к религии, находясь там.
Прежде всего, мы посетили Киево-Печерскую лавру." Это-национальный исто рико-культурный заповедник — целый комплекс храмов, звонниц и трапезных. Все это невозможно обойти даже за два дня, целиком посвященные этому интереснейшему занятию.
В самом начале там находится одна церковь (тоже памятник архитектуры, но не действующая), где я задержалась
дольше всего - рассматривала фрески XII века и читала надписи. Курс старославянского не прошел бесследно.
Но самое живое и жуткое впечатление оставили, безусловно, пещеры: «Дальние» и «Ближние». Те, кто знает не понаслышке, что такое клаустрофобия, те поймут: узкий коридорчик, а в стенах — застекленные гробы с мощами святых. Освещать себе дорогу приходилось тонкой церковной свечой. А в завершение пути мы замешкались, не зная, куда идти, и совершенно не замечая сидящего в темноте служителя. Он был точно с иконы. И вдруг начал объяснять нам, куда идти. Жутковатое было ощущение. А предстояли еще «Дальние» пещеры, где коридоры еще уже, а спускаться нужно было еще ниже. Но не для того я ехала за 12 тысяч километров, чтобы трусливо побрякивать коленками, сжимая в руке заветную свечку, которая то и дело порывалась погаснуть.
Буквально в нескольких шагах от Лавры - Музей Великой Отечественной войны. Это целый комплекс зданий, главное из которых служит постаментом для огромного монумента «Родина-Мать», гигантских фигур, образующих композиции, и стоящей под открытым небом военной техники (танков, артиллерийских орудий, автомобилей и самолетов). Но особое благоговение ощущаешь, когда идешь по внутреннему тоннелю. Вся его внутренняя поверхность представляет собой выбитые в камне фигуры всех тех, кто принимал участие в войне: здесь солдаты с автоматами и колхозники с косами; женщины со снарядами и ребята с лопатами; пожилая женщина, в ужасе потери прикрывшая лицо, и мать, закрывшая собой испуганных детей. А из динамиков, спрятанных где-то наверху, непрерывно звучит мелодия «Священной войны».
Еще один исторический музей — Национальный музей Истории Украины. Именно на его территории растет 350-летняя липа, и именно там стоит камень с надписью «Откуда есть пошла русская земля». Там мы видели остатки рва и вала, некогда ограничивавших первоначальный Киев-град, и фундамент княжеского дворца.
А зашли мы в этот музей, прогуливаясь по все тому же Андреевскому спуску. И как же было нам пройти мимо дома № 13 — самого знаменитого на этой улице. Этот дом известен как «дом Турбиных». Тут жил Михаил Булгаков, и именно в комнате, где лампа с зеленым абажуром, была написана «Белая гвардия».
Еще одно яркое пятно на холсте воспоминаний - посещение Софии Киевской. Когда ступаешь но древнему мозаичному полу, глядя на фрески XI века, сердце замирает от мысли, что девять столетий назад этот пол и эти фрески видели Владимира Мономаха. А вот и его саркофаг. А вот саркофаг его деда, строителя Софии — Ярослава Мудрого. Задуматься бы о веяном, но возвращает к суете современностн назойливый гид со своим: "This is St. Sophia Cathedral, the oldest Orthodox temple in Ukraine..." А вокруг одни иностранцы бродят, раскрыв рты.
Девчонки, кто из нас, сетуя на нелегкую нашу долюшку, не грозился уйти в монастырь? (В мужской?) А я вот побывала сразу в двух мужских монастырях. Причем в первый — Ионинский — проникла вполне легально: просто купила билет в кассе Ботанического сада. (Монахи и ботаники сосуществуют на одной территории.) А вот в Выдубицкий монастырь пришлось пробираться сквозь дырку в заборе — по подсказке доброй бабушки из все той же кассы Ботанического сада. Побродили, посмотрели. Даже в кельи заглянули. Задумались. Нет, в гостях хорошо, а дома — лучше!
Вы спросите, а когда же автор расскажет про сало, борщ и галушки? Ну, вот вам «про сало»: видела его фасованным — в супермаркетах. Чтобы избавиться от стереотипов восприятия, нужно увидеть своими глазами.
P.S. Вот это я написала! Видимо, мощи святого Нестора-летописца, что из «Ближних пещер», повлияли.
Свидетельство о публикации №211050201073