к ф Агора, 2009

Исторический фильм Алехандро Аменабара, 2009

     В начале фильма вам может показаться эпичность и масштабность, с которой снят фильм, голливудским блокбастером, но поверьте, как таковых, голливудских штампов там не найдете: четкое деление на плохих и хороших, почти обязательной пары, с возможной любовной нитью он-она, массовых разрушений и смертей, обязательного для шоу псевдоисторических фильмов: колесничих боев ,драк, фонтаны крови и т.д. и т.п., все преподносится в достаточно умеренной форме.

     В чем заключается главное отличие фильма от типичных поделок голливудских а-ля блокбастер и экшн? В том, что данное повествование нельзя поместить ни в какую другую эпоху, но можно найти и провести некоторые параллели с сегодняшним днем, что автор-режиссер и делает. Так, на заре появления новой религии, были свои фанатики, свои радикалы- фундаменталисты. А Джордано Бруно не единственный, кто пострадал за свои убеждения.

     Фильм "Агора" можно назвать действительно, историческим фильмом, а не очередной киноподелкой на историческую тему, где историчностью никакой и не пахло бы. Режиссер думает и заставляет немного "пошевелить" извилинами зрителя. Он не усыпляет его очередным мочиловом, псевдоисторическими шоу-зрелищами, вроде сверхпафосного и помпезного "Гладиатора" Ридли Скотта, массой спецэффектов и т.м. мусором, мишурой, обязательной для коммерческого успеха. Все достаточно грамотно и корректно размещено и преподносится зрителю.

     Во время просмотра не мог отделаться от мысли: а где же подвох? По современным догмам и форматам кто-то должен сказать, что язычники - козлы, а христиане белые и пушистые, ангелы. Ан-нет!.. Поиск правды - удел человечества, а не развешивания ярлыков: язычник - плохиш, христианин - хорошиш. Все мы разные, все мы лжем, не только перед Богом, но и самим себе. Совершаем неблаговидные поступки. Героиня фильма Гипатия не хотела лгать и принимать христианство ради того, чтобы отвести от себя хулу и разного рода подозрения, зная, что за всем этим будет скрываться ложь. Гипатия – ученый, ради своих философских взглядов и убеждений она не стала отрекаться от мудрости (знания) в пользу грязных религиозных дикарей. Стоит задуматься, режиссер сознательно ищет общие точки пересечения в истории двух мировых религий – ислама и христианства.

     В фильме так же достоверно показано как многие люди, чиновники, стяжатели, принимали христианство ради наживы, добиваясь личной власти, либо авторитета в обществе. Все это сосредоточено в фильме, и не только это. Каждому при просмотре будет готова пища для размышления.
                2 мая 2011


Рецензии
Да, фильм очень красочный. Но вот мне не понравился. Поглядел-поглядел да спать пошел...

Илья Згурский   03.05.2011 09:05     Заявить о нарушении
Все может быть. Возможно, мне понравился фильм из-за того,что я знаком (поверхностно) с эпохой, поэтому показалось,что режиссер пытается непредвзято подходить к материалу, воспроизвести (реконструировать) эпоху, исторические реалии, а не втиснуть банальную историю в киношные декорации. Так, например, в Гладиаторе, нет ни слова правды, исторический персонаж Максимуса - условный герой всех американистых блокбастеров, единственная привязка к римскому времени - декорации, все остальное надуманно и высосано из пальца. Здесь же совсем наоборот. Идеальных исторических фильмов не бывает (иначе он не был бы художественным), но определенная доля достоверности присутствует. Присутствует и мысль режиссера. Вот это меня задело и больше всего и понравилось. Хотя у каждого свое мнение. Но,думается, все же, фильм нужно смотреть, поэтому и порекомендовал к просмотру.

Лев Агни   03.05.2011 10:14   Заявить о нарушении
О, ну "Гладиатор" с его афроамазонками да четырехжильным арбалетом...эт да... Тем более, что Марк Аврелий-то от чумы помер... :)
Это как "Саламбо" Флобера. Исторически - одни враки-каки, лишь самую малость основанные на реальности...зато раз 300 книгу перечитал...наилюбимейшая моя книга! :)

Илья Згурский   03.05.2011 22:09   Заявить о нарушении