Рисунки в стиле дзен М. Шемякина

20 апреля 2011 г. в Ставропольском краевом отделении ВТОО «Союза художников России» состоялось открытие выставки работ Михаила Шемякина «Рисунки в стиле дзен». Экспозицию открыли председатель ставропольского филиала Союза художников, новый мэр Ставрополя, скульптор из Нальчика Арсен Гушапша, друг, единомышленник и, в какой-то мере, земляк художника, который и привез на Ставрополье серию этих работ.  Он немного рассказал о творчестве Шемякина. Сформировавшись в среде «неофициального искусства», М.Шемякин стал одним из популярных в России и в мире. По словам скульптора, Шемякин обратился с предложением к руководителям северокавказских республик превратить свой особняк вблизи Парижа в площадку для художников Сев.Кавказа, где они могли бы демонстрировать свое творчество европейской публике.
В экспозиции представлены черно-белые работы, выполненные тушью на бумаге. Мастер наполнил европейские образы японской философией дзен. Поэтому его персонажи стали многослойными по смыслу. В них и эксцентрика, и гротеск, и метафора, и ирония, а все вместе открывает в художнике мастерство карикатуриста, что и делает рисунки М.Шемякина неповторимыми. В них он не только художник, но и мыслитель, воплощающий эстетические интуиции при помощи форм. Борьба сил добра и зла выражена художником в контрастах света и цвета: мрачной («крысиной») теме противопоставлено светлое звучание фантазийных композиций благородного, доброго мира. В его графических листах время и место читаются неоднозначно. Глаз охватывает  взглядом сразу весь рисунок, воздействуя на чувства, их манящая притягательность принуждает зрителя к длительному рассматриванию деталей. И здесь происходит внутреннее перерождение восприятия: художник уводит зрителя с позиций баумгартеновской эстетики о прекрасном в дебри истории искусств, приглашая к поиску «избирательного сродства», по выражению Гёте, пробуждая ассоциативную память. Мы начинаем внутренне «узнавать» в работах Шемякина те образы, что знакомы нам с детства, ведь они постоянно «сидят» в подсознании. И в этом, пожалуй, один из главных секретов притягательности шемякинских работ.
Шемякин стал экспериментировать, опираясь на школу дзенской живописи, с 1998 г. Он изобретает и совершенствует свою технику работы с китайской тушью, создает циклы: «Пейзажи», «Призраки заброшенных амбаров», «Король Лир», «Пятно и резкий удар», «Галантные офицеры». Однако он черпает вдохновение не только у старинных японских и китайских мастеров, но и в графике Рембрандта и Гойи.  Работы в стиле дзен М.Шемякина завораживают легкостью линий, кажется, что они просты, немного игривы и даже легкомысленны. Надо сказать, к книжной графике он обратился довольно давно. Вот как он сам об этом вспоминает: «Одним из моих учителей был замечательный художник Е.Кибрик, создатель таких шедевров, как «Кола Брюньон» и «Тиль Уленшпигель». Когда меня изгнали из СХШ за увлечение Ван Гогом и Грюневальдом, Евгений Адольфович со мной занимался. Кроме того, на мои иллюстрации повлияли и Ганс Гольбейн с его «Плясками смерти», и бессмертный Дюрер, и неизвестные монахи-миниатюристы. В моем «воспаленном мозгу художника» самые разнообразные знания об искусстве книги трансформируются, перерабатываются, и в результате возникает мой собственный взгляд...»
Оформляя биографическую книгу о полярнике Амундсене, как признался художник, он «порезвился» и обрел свободу, используя эскимосские орнаменты и узоры. А когда он уже жил во Франции, в 1977 г. в известном альманахе «Аполлон» он выполнил иллюстрации к произведениям Введенского и Хармса, Бахчиняна, Ровнера и Мамлеева. Еще перед своим  изгнанием он сделал графические иллюстрации к Достоевскому и даже предложил оригиналы в подарок Музею Достоевского в Москве, так как вывозить работы за рубеж госбезопасность запрещала. Эти работы очень понравились сотрудникам, но дирекция музея, опасаясь неприятностей, отказалась их принимать. Только после возвращения в Россию он передал свой подарок музею Достоевского, правда, уже в Петербурге.  В свое время фурор произвели и его литографии «Чрево Парижа», которые вдохновили Высоцкого на создание небольшой поэмы «Тушеноши». Еще одна из самых известных работ М.Шемякина – гравюры к книге «Возвращение пушкинской «Русалки». Иллюстрации к ней выполнены в камерной, лиричной манере. По признанию художника, «это была совершенно адская работа. Я высоко ценю Пушкина как блистательного и утонченного рисовальщика. Поэтому, внимательно анализируя его творчество, я решил работать в манере пушкинских рукописей, тем более что в книгу должно было войти факсимиле «Русалки». Некоторые рисунки я скопировал и дополнил, его автопортреты превратились в сирен, нимф и пр.». И конечно же, Шемякин сделал много рисунков к Гофману. Впервые он обратился к творчеству Гофмана еще в 60-е гг. Тогда он выполнил довольно большую серию станковых листов на тему гофмановских сказок. В основном это были вольные фантазии. Впоследствии он создал уникальную серию литографий к балетам «Принцесса Пирлипат» и «Щелкунчик». И до сих пор продолжает делать зарисовки к «Гофманиаде».
  Шемякин добился того, о чем он мечтал - быть независимым и не повторяться. Он как-то признался, что его идеал — Пикассо, «который был голубым, розовым, кубистическим, абстрактным. Он удивлял, злил галерейщиков, но всегда делал то, что хотел. Я тоже всю свою творческую жизнь бесил галерейщиков, потому что всегда искал что-то новое».  Кстати, в одном из своих интервью (Русский Newsweek) он прямо сказал, что «крупнейшие галереи - Гагосяна в США и Саатчи в Лондоне - это художественная мафия, которая зомбирует публику. Они создали себе имидж великих знатоков и законодателей моды в искусстве. А народ тупеет — управлять зомбированными богатыми людьми легко. Им можно продавать черт-те что — кишки быков или чье-то дерьмо». Он убежден, что такие галеристы пытаются подобраться и к деньгам новых русских, «а это очень необразованный народ — заработали шальные деньги и теперь хотят попасть в high society. Купил картину у Саатчи — стал большим коллекционером современного искусства и попал в общество, куда их никогда бы не впустили». 
М.Шемякин против профанации искусства. Нельзя, например, «заспиртованные кишки Дэмиена Херста продавать за 5 миллионов фунтов». Или вот другой пример. М.Шемякин давно занимается исследованием шара в искусстве. Узнал, что некий галерист сделал выставку художника Тома Фридмана: на ней был представлен маленький коричневый шарик в полсантиметра в размере. Описание этого «шедевра» повергло М.Шемякина в шок: «Выяснилось, что это какашка художника, которую он пальцами закатал, слепил и поставил на пьедестал». Сам маэстро тоже не отвращает своего взора от мусора, но заявляет, что «превращает его в эстетику, которая какой-то великой радости в себе не несет, но в любом случае это интересно. Когда-то мой любимый художник Веласкес на вопрос, почему он все время пишет портреты кривоногих карлов, ответил: «В природе нет ничего безобразного, что не могло бы стать в искусстве прекрасным». А второй любимый художник Делакруа дополнил: «Красивое еще не есть красота». Взять Глазунова или Шилова — красиво, но от картин тошнит. Глазунов якобы христианский художник, а по-моему, наоборот, от его картин бесовщиной несет».
У такого независимого и эпатажного художника до сих пор не просто складываются отношения и с российскими чиновниками. Он их очень метко охарактеризовал так:  «Вороватые чиновники разводят своими пухлыми ручками в стороны, закатывают блудливые глазки кверху и говорят сладкими голосами, что денег ни на один проект нет. … У меня так десятки проектов были зарублены, несмотря на подписанные контракты. Контракт в России в общем-то ничего не значит. Здесь невозможно выиграть судебный процесс». Известна его история с Сечиным. Он предложил Шемякину создать группу из семи молодых художников, «сделать из них асов, которые могли бы представлять Россию на Западе». Были обещаны какие-то деньги за их обучение. Но, по признанию Шемякина, «мастерскую я принял, а денег не получил. И сказал, что не буду никого учить, пока мне не заплатят». Не сложились отношения и со Швыдким, который по сути не дал художнику выставить свои работы  в Нью-Йорке на выставке «Россия!» и на российской выставке в Лувре. Все эти экспозиции курировал Швыдкой. По словам Шемякина, «у него есть два любимых художника, которых он определил как ведущих мастеров российского искусства. Один из них известен тем, что отсидел в тюрьме за то, что изуродовал в музее картины Малевича. Второй — тем, что в течение нескольких лет изображал из себя собаку. Я ничего против них не имею, но один из них какает в музее, второй писает в галерее. У нас просто разные профессии. Я рисую и леплю, а они писают и какают. Существует какая-то программа, выгодная той художественной мафии, которая сегодня подбирается к деньгам новых русских».
В последнее время все же проблема с экспозициями М.Шемякина начинает меняться в лучшую сторону. Но главное его увлечение в последние годы это виртуальный музей, где он собирает коллекцию шедевров и располагает их не в хронологическом и географическом порядке, а по схожести стилей и философии. В представленном в краевом Доме художников выставочном зале демонстрируются 8 документальных фильмов об этом музее и мастер-классах Шемякина. И еще. Представленные на выставке в Ставрополе работы написаны в 2002-2004 гг.. Они являются частью готовящейся в настоящее время выставки, в которую войдут более 400 произведений, которая будет приурочена к выходу в свет книги «Дзен Михаила Шемякина». Для российских поклонников творчества Шемякина дзен, как грань его творчества, пока мало известен.  Выставка продлится  до 15 мая. Затем работы увидят почти во всех регионах Юга России. А летом, возможно, к нам приедет и сам художник. В его плотном графике уже запланировано посещение Кавказа.


Рецензии