В каждой семье своя Победа

 

                Есть памятные дни в жизни, которые оставляют след на долгие годы. Чем так памятен сегодняшний -  63 годовщина праздника Победы?

          День был долгим, наполнен трудами, молитвой, общением и встречами, впечатлениями от весенних чудных пейзажей леса, реки, пения под гитару с девчонками «Катюши»  и другим . А вот не спится, память растревожила душу.

           Этот день навсегда для меня остается  праздником моих родителей-участников Великой Отечественной войны, их друзей. В моей памяти этот день начался от скромного сельского обелиска В Игодове, в глубинке Костромской области.Там вписаны имена моих дядьёв. А продолжился  сегодняшней панихидой в Оковецкой церкви и неоднократной Литии - церковного моления о упокоении вождей и воинов на поле брани убиенных у братских могил на Ржевской, политой кровью земле.

  Под Костромой не было военных действий – это был тыл, отправлявший своих мужей, своих детей - мальчиков и девочек  на войну. Этот обелиск – в память о тех, кто не вернулся.

        Моя бабушка Анна, из шестерых детей, пятерых  проводила на фронт. Троих сыновей и двух девочек, получивших профессии медсестер. Девочки вернусь живыми, создали семьи, покоили старость матери, которая до конца была оплотом семьи.
      
       Приезжая летом в отпуска со своими семьями ,собирались по вечерам за ужином .После дня,наполненного трудами- сенокосом, сбором ягод, грибов ,засиживались за чаем, и долгими воспоминаниями о прошедшем. Мама или тетушки просили принести фотографии, мы их перебирали вспоминая семейные события.

      Вглядывались в серьезные молодые лица парней, очень похожих на наших мам. А потому родных для нас, но странно – не знакомых.  Это объединяло род, делало все события близкими, вселяло в нас ответственность, которую я чувствую до сих пор.

     Вспоминаю свои метания молодости. Почему я не бросила технический институт, имея явные склонности к гуманитарным наукам? Ну, никак не могла я примириться с мыслью:
- Зачем мне надо знать о том, какой процент углерода содержится в легированной стали?

     Мама, которая наставляла меня своей жизнью и своими делами, просто рассказала мне о брате, который так мечтал закончить институт, и стать строителем. Не стал… Убит лейтенантом . Старушке- матери пенсия по старости выше за сына – 21 рубль тогдашних денег.

      Мне просто стало стыдно своих метаний и исканий смысла жизни. Сдала «хвосты», выучила металловедение и сопромат, а на последних курсах доучилась до повышенной стипендии  по итогам учебы. Получила профессию инженера механика-технолога. Строителем стал мой сын. Правда железнодорожным.

             А в ящике домашнего секретера лежат ветхие солдатские треугольники – письма с фронта навсегда оставшихся молодыми солдат Николая, Андрея, Михаила. Там же невесомые похоронки на них на тонкой папиросной бумаге. Письмо, подписанное ответственными лицами ( не все ли равно  какими) о реабилитации оклеветанного, репрессированного и погибшего в лагере деда Степана Васильевича.

        Младшая тетушка,вела долгую переписку, добиваясь сведений об отце. Заказала церковное отпевание у себя, на Украине, а земельку с отпевания привезла и посыпала на могилу бабушки .Вот таким образом соединила их после смерти.
        С фотографии на памятнике сельского кладбища, смотрит на меня дед- молодой ясноглазый красавец с пышными усами. Таким он остался на фото в семейном архиве.И бабушка, родная-преродная, в белом ситцевом платочке, повязанном домиком. Бабушка и дедушка. Между их уходом в мир иной целая жизнь. Мы – внучки  никогда не держались вместе за их руки.

  По какому-то молчаливому согласию тетушек весь архив рода оставили мне. В отдельной коробке, аккуратно завернуты награды родителей – медали за взятие Берлина; за победу над Японией – это мамина. Юбилейные медали и  ордена последних лет. Прикасаться к этому  - всегда грусть. Гордая и светлая, но…грусть. Если бы дожили до Победы красивые и почтительные бабушкины сыны. Сколько у меня было бы родных, у моих детей -дедов, у  внуков – прадедов! Человек, как дерево. Чем больше корней, тем крепче стоит на земле.

           А вечером город салютовал 63 годовщине Победы залпами салюта и фейерверка над Волгой и ее крутыми берегами. И  горожане в едином чувстве праздника заполнили эти берега. Весна салютовала залпами цветущих черемух, буйством тюльпанов и кипенью нарциссов в палисадниках. И каждого этот праздник коснулся. И в каждой семье и в каждом роду своя история и своя Победа.
На фото ветераны войны в с. Игодово. На липовой аллее у обелиска.
                09.05.2008г.


Рецензии
Вы, Лидия, не видели деда, и я не видел своих дедов, одного расстреляли НКВДэшники, второй надорвался и умер до моего рождения... Р.Р.

Роман Рассветов   27.12.2018 23:06     Заявить о нарушении
Но память о дедах сохранили вдовы - наши бабушки, наши мамы.
А мы рассказали о них в своих рассказах для внуков и правнуков.

Лидия Вакина   27.12.2018 23:57   Заявить о нарушении
Полностью согласен! Р.

Роман Рассветов   28.12.2018 12:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.