Проблема выбора

     В жизни каждого человека случаются такие моменты, когда ему приходиться выбирать между одним или другим, приходиться приносить в жертву одни желания ради исполнения других и эта внутренняя борьба мотивов во многом определяет тот жизненный путь, который проходит человек, его реальное бытие. Если представить всю нашу жизнь и всю нашу деятельность в целом, то мы не сможем выделить какое либо нейтральное действие, нейтральный поступок всё - окрашено, всё имеет отпечаток добра или зла, тьмы или света. Мы своими собственными поступками движемся или в одну или в другую сторону, никогда не стоим на месте. Вся наша жизнь - динамика, в которой прерываемая короткими мгновениями статичности, статичности относительной, ибо нет абсолютного отсутствия движения во всех его смыслах.

     Каждый конкретный, частный жизненный выбор присоединяется к той или иной имеющейся совокупности выборов, а это в свою очередь формирует общую жизненную направленность, общий жизненный выбор. Выбор, таким образом, имеет огромное значение в формировании человеческой личности, её внутреннего содержания и обусловливает её дальнейшее поведение. Человек, лишённый возможности выбора, за которого этот выбор делают другие люди, никогда не сможет познать в полноте свой собственный внутренний мир, свою внутреннюю сущность ведь именно в выборе она и формируется.

     Нельзя конечно у сознательного человека отрицать какое бы то ни было наличие выбора, оно может выражаться в выборе той или иной деятельности направленной на удовлетворение биологической потребности: поспать, поесть, справить нужду, заняться сексом и т.п. Но именно сознательный человек и отличается от животного тем, что ставит перед собой не только эти биологические цели, между которыми могут возникать конфликты. Человек идёт гораздо дальше, он строит планы на жизнь, живёт действуя. И самые сложные и подчас трудно разрешимые выборы человек делает именно в отношении других людей, сравнивая себя, своё поведение своё «Я» с их поведением. Себя как субъекта он противопоставляет другим как объектам и через познание других приходит к самосознанию. На основе этого и строиться его дальнейшее отношение с людьми.

     В социальной среде существуют нормы, ценности и законы и человек существуя среди этих «ограничителей» с необходимостью приходит к определённым выборам их принятия или отвержения. Выбор тем сложнее, чем меньше путей выбора, чем они диаметрально противоположнее друг другу и одновременно примерно одинаково значимы для человека. Именно преодолевая такие сложные ситуации, делая сознательный выбор человек, развивается, движется становиться тем, кем он и является.

     По-моему всем нам дан выбор и право на него: преображаться или обезображиваться. Нет промежутка между, нет статики в духовном мире, все подвижно, все меняется с каждым нашим шагом, с каждой нашей мыслью, с каждым взглядом.

     На стезях правды ли нога – мы одни, на стезях лжи – мы другие. Каждое мгновение это выбор – шаг к пропасти или к Небесам. Даже тогда когда нам кажется, что мы стоим – мы шагаем.

     Если не выбираем мы, то выбирают за нас. В выборе заключается наша свобода, если выбирают за нас, наша свобода тает. Лучше уж ошибиться в процессе выбора, чем потерять свободу, лучше оступиться, чем быть рабом. Но нужно быть внимательным, ведь и наш выбор может привести к рабству.

     Опасно ли выбирать? Да. Нужно ли выбирать? Да. Выбирать сложно, ведь каждый наш выбор есть одновременно и отказ от чего-либо иного, что мы отвергаем. Нельзя обладать всем, иначе все будет обладать тобою. Нельзя отдаваться во власть течения, далеко может занести оно.

     Выбор есть борьба, борьба с тем, что противоречит этому выбору.  Это есть борьба с собой и с миром. Если нет борьбы, то и выбор наш не есть выбор, преобразующий и меняющий нашу сущность, нашу жизнь. Напротив, когда выбор сложен и требует от нас определённых духовных усилий и метаний душевных, требования идти супротив толпы не смотря на то, что ей это не нравиться, быть безумцами в ее глазах… А ведь от силы ударов зависит ценность выбора – чем сильнее удары, чем чаще они настигают тебя в процессе достижения цели – тем ценнее сам выбор. Но нельзя забывать и про то, что наш выбор может быть ценным лишь для нас (когда мы можем идти к своей цели не взирая на средства их достижения), таким образом, мы можем  катиться не к утверждению себя как личности свободной, а к личности себялюбивой, свобода может перерастать в произвол, а как известно истинная свобода от произвола отличается тем, что имеет под собой основой – ответственность.

     Почему более спокойной и размеренной была жизнь при тоталитаризме, почему был снижен уровень тревожности по сравнению с днем сегодняшним, да потому, что выбор за человека делался государством, партией. Все за него было решено, не зачем думать, не зачем выбирать. Слепая уверенность в завтрашнем дне – лишает человека возможности мыслить и развиваться, глубоко мыслить и мечтать о высоком.

      Но и сейчас в век демократии со всеми ее реальными и мнимыми свободами, большинство в плену у своих похотей. Свобода оборачивается произволом, а произвол есть одна из форм рабства. Снимая с себя ответственность, мы становимся рабами произвола, рабами бездуховного начала. Отсюда алкоголизм, наркотики, разврат – это помогает снять с себя ответственность, но этого не может произойти до конца и человек гложет его совесть, в крайних случаях она доводит его до самоубийства.

     Свобода внутри каждого из нас, каждым своим шагом мы либо постигаем ее и приближаемся к ней, подходим к ней ответственно, либо уходим от нее становимся рабами мира, служителями похоти и разврата. На путях свободы мы либо преображаемся,  либо обезображиваемся, находим себя либо теряем.   


Рецензии