Внутреннее и внешнее

     Здесь я хочу поговорить о внешней и внутренней активности, о внешнем и внутреннем бытии человека. Вся проблема заключается в том, какой из этих деятельностей, активностей мы уделяем большее значение – сосредотачиваемся  ли мы на внутреннем мире, активно познаём себя и своё предназначение, свою духовную суть или же, мы полностью сосредоточены на мире внешнем, проявляем себя во вне, не анализируя своих внутренних состояний, переживаний, направленности своей деятельности.

     Нельзя, конечно же, абсолютно противопоставлять внешнее и внутреннее (так как мы существуем одновременно в этих двух измерениях), но в данном случае говориться именно о преобладающем характере той или иной деятельности.

     Образ праздного гуляки, дебошира, путешественника или заядлого игрока могут показать нам людей которым присущи тенденции к внешнему выражению, к жизни преимущественно во вне, это люди которые не могут находиться в покое, постоянно к чему либо стремятся  (стремление к внешнему, вещному объекту), выражая это стремление во внешних действиях и поступках.

     Есть и другой тип людей, которые являются людьми внутренней активности (самопознание, направленность субъекта познания на самого себя) и сосредоточенности: глубоко верующие люди, люди умудрённые жизнью, писатели, художники. Можно возразить и сказать, что так или иначе и у этих людей их внутренний опыт, их мысли чувства выражаются внешне (у художника – картина, у писателя – книга, у верующего – особое поведение среди людей), но необходимо понимать, что  активность  в данном случае, тот духовный путь, внутренний акт есть наиболее напряжённая и динамическая часть по сравнению с его внешним выражением. Да и само внешнее выражение в данном случае является следствием внутренней полноты, это есть некое благостное излияние в мир внешний, его духовное преображение посредством духовного опыта – внутреннего опыта. Это есть путь некой духовной аскезы, отрешения от «мира сего», возможность ухватиться за корень бытия врощенный в суть человеческую.

     Многие люди идут ложным путем по достижению внутреннего единства с самим собой, они путь духовного самоуглубления меняют на путь мирского компенсирования этой пустоты духа, отсюда алкоголизм, наркомания, деятельность сект. Это есть путь наименьшего сопротивления, путь, ведущий к «широким вратам».

     Внешнее необходимо должно быть понято через внутреннее, освещено и освящено внутренним светом, внутренним опытом. Внешнее – есть лишь символика мира иного, и только находя корни мира иного в самом себе, человек способен смотреть на мир другими глазами или уже не глазами, но духовной своей сущностью.


Рецензии