Одиночество

     Что такое одиночество, всегда ли это отсутствие людей, с которыми ты можешь поговорить, прикоснуться к ним, видеть их? Или одиночество это нечто совершенно другое, отличное от всякого физического присутствия или отсутствия собеседника, какого-либо физического контакта. На самом деле физическое одиночество является, по моему мнению, низшей формой одиночества, так как это физическое одиночество может быть так или иначе компенсировано за счёт СМИ, художественной литературы, Интернета, музыки и т.п.

     Физическое одиночество, несомненно, влияет на психическую деятельность индивида, если он не смог компенсировать физическое одиночество, то с ним происходят различные личностно деструктивные процессы, вплоть до развития шизофренических состояний и размывания образа «Я», деперсонализация. Человек, как личность проявляется в социально значимых контактах с себе подобными и этим только и определяется как личность главная характеристика которой -  социальные свойства.

     На более глубинном уровне лежит одиночество духовное. Это одиночество характеризуется тем, что оно может проявляться независимо от того, одинок ли данный человек физически или нет. Одиночество данного рода возможно и при многообразии социальных контактов, т.е. с психологической точки зрения данная личность будет оправдывать свою главную характеристику как социального свойства. Но в том то и дело, что за фасадом широких социальных связей скрывается одинокий и ищущий поддержки человек, которого не удовлетворяет то его нынешнее положение, в котором он находится.

     Данная проблема непосредственно связана с экзистенциальным проявлением своего бытия вовне, попытка единения не на уровне поверхностного контакта, а на уровне бытийного углубления в другого человека, взаимообмен сущностными энергиями. Данный тип взаимодействия отличен от традиционного понимания взаимодействия как совместная работа по направлению к чему-либо. Здесь главным является не достижение какой-то внешней цели по отношению к контактируемым, а достижению внутренней гармонии, через общение на субъект-субъектном уровне. В данном случае необходимо обратиться так же к понятию трансцензуса.
   
     Человек для объединения с другим человеком, как бы это ни называлось: персонализацией, субъект-субъектным отношением должен совершить по отношению к «другому значимому» человеку акт трансценденции, то есть акт выхода за пределы своего собственного «Я», за пределы своего субъективного мира, на встречу иной субъективности. При встрече двух субъектов происходит их обогащение и личностное становление.

     Трансцендентный (от латинского «transcendere» - преступать) – понимается как выходящий за пределы человеческого сознания.

     Таким образом, экзистенциальное одиночество является следствием  невозможности многих людей проникнуть в духовный мир другого человека и понять его глубинные установки, переживания и стремления. Многие могут упрекнуть меня в том, что таким образом снимается покрывало тайны с личности, индивидуальности. Но если присмотреться внимательнее, то становится очевидным, что многим именно и не хватает как раз той самой полной откровенности в отношениях, которая смогла бы поднять их на более, несравненно более высокий и качественный уровень. Сокрытие от партнёра своих мыслей, чувств, переживаний можно с полным основанием сравнить с таким понятием как вытеснение в классическом психоанализе. Только в данном случае мы вытесняем данные элементы не из своего личного сознания, а из поля сознания нашего партнера, тем самым совершаем акт неискреннего отношения  к нему вследствие чего и вырабатывается чувство непонятости и одиночества.

     Экзистенциальное одиночество не может быть преодолено, это есть наша судьба, крест, который мы несем в этом мире. Но только путем откровенности человека как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям мы способны не превращать наше одиночество в пессимизм и горечь бытия, а помогать друг другу его вынести и открыть его позитивные, творческие аспекты  при условии того, что люди будут так же достаточно искренне и открыты навстречу нам.
   
     Если следовать традиции классического экзистенцианализма, то приходиться признать, что человек приходит в этот мир один и уходит из этого мира тоже один (никто не может умереть за другого человека). Но надо также признать и тот факт, что индивид рождается, растет, становиться в определенном коллективе (первый коллектив  - семья), именно здесь человек становиться личностью, субъектом, именно здесь человек, по словам Брушлинского: «начинает выделять себя (не отделять!) из окружающей действительности и противопоставлять себя ей как объекту действия, познания, созерцания и т.д.». Следовательно, именно социальная среда является отправной точкой в возникновении самосознания, саморефлексии. Из этого следует, что человек также не только выделяет себя из коллектива, но и по определенным параметрам, свойствам и характеристикам он является и его неотъемлемой частью. Вопрос, следовательно, надо поставить следующим образом: почему, будучи изначально принадлежащим социуму, становящийся в нем, обретающий самосознание человек на некотором этапе своей жизни остается один (объективно или субъективно)?

     Социум и личность, было бы неправомерно противопоставлять их, также неправомерно их и отождествлять, на самом деле эти категории являются взаимообусловленными, так как нет общности без личности и нет личности вне общества. Утверждать первое значит редукционистски сводить человечество к обезличенному муравейнику, утверждать второе – обожествлять личность, отрицая всякую объективную попытку объяснить ее возникновение. По-видимому, в данном случае речь идет о качественном преобразовании и становлении самой личности внутри коллектива, о накоплении качественного потенциала внутри каждого человека, что в свою очередь является плодотворной почвой для смены общественного строя, преодоления социальных стереотипов, осознание своей «инаковости». Следовательно, процесс преобразования и развития общества и личности есть процесс диалектический, противоречивый и сложный.

     Одиночество как феномен возникает в конкретном человеке с его мировоззрением, интеллектуальным развитием, степенью социализации и инкультурации, того или иного психического склада, характерологических особенностей – это внутренние факторы. Но человек есть не просто «вещь в себе» он находится и в объективных условиях общественного бытия, и эти самые условия также необходимо влияют на него (хотя и посредством внутренних). Следовательно, феномен одиночества предполагает два источника возникновения – это внутренние особенности самой личности и внешняя объективная социальная (и не только) среда, которая в свою очередь преломляется через внутренние особенности и тем самым на них влияет, что тоже является диалектическим взаимодействием.

     На основании этого можно говорить о том, что одиночество может возникнуть при:
     1. деструкции социальных отношений (принудительная изоляция, увольнение, болезнь, отрицание взглядов, вероисповедания, отдаленность от референтной группы);
     2. особенностях внутреннего мира человека (интроверсия – экстраверсия, тип акцентуации, возрастные особенности, мировоззренческая позиция, усвоенные стереотипные модели поведения);
     3. при совокупном действии изменений в социальной и личностной сферах (увольнение и пессимистический взгляд на жизнь, отдаленность от референтной группы и убежденность в неприятии себя другими и т.п.).

     Многие авторы предлагают разделять понятия одиночества и  изоляции. Я так же придерживаюсь данного мнения на основании того, что субъективное переживание одиночества во многом не связано с процессами изоляции по отношению к человеку, примером того могут служить люди, достигшие определенного социального статуса, но считающие себя одинокими и непонятыми при сохранении своей значимости в широких социальных кругах (жизнь Бердяева, Шопенгауэра, Ницше). Так же реальная изоляция во многих случаях не является прямой причиной возникновения чувства одиночества, напротив, изоляция в некоторых случаях является тем моментом, который позволяет субъективно почувствовать человеку свое единство с окружающими его людьми и миром (феномен отшельничества). Вот что пишет по этому поводу русский философ С.Л. Франк: «Никогда человек не бывает столь замкнутым, одиноким, покинутым людьми и сам забывшим их, как когда он весь разменивается на внешнее общение, на деловые сношения, на жизнь на виду, в обществе; и никто не достигает такого любовного внимания, такого чуткого понимания чужой жизни, такой широты мирообъемлющей любви, как отшельник, молитвенно проникший, через последнее самоуглубление, к первоисточнику мирообъемлющей вселенской жизни и всечеловеческой любви и живущий в нем как в единственной стихии своего собственного существа».

     Важным моментом в понимании одиночества как позитивного, так и негативного явления выступает собственное отношение человека к тем ситуациям и явлениям участником которых он непосредственно является. Это очень важное замечание в свете того, что таким образом причина внешнего характера (реальная изоляция, болезнь и т.д.) преломляется через систему внутренних факторов человека, именно внутреннее отсеивает внешнее и вычленяет то, что становиться с этим внутренним комплиментарно. Так в зависимости от того, как человек реагирует на жизненные обстоятельства – оптимистически или пессимистически – можно предположить какую окраску получит та или иная ситуация и как субъективно она будет воспринята.

     Таким образом, можно модифицировать выше представленные причинные факторы возникновения одиночества следующим образом:
     1. в центре находиться субъект со своим внутренним  миром, позицией, индивидуальными характеристиками, со своей личной, неповторимой судьбой;
     2. окружающий его мир (социум, жизненные обстоятельства) есть внешний фактор, влияющий на конкретного человека, конкретным образом;
     3. одиночество или его отсутствие целиком является делом самого субъекта жизни, его личной точкой зрения на объективные стимулы среды.

     Среда, таким образом, перестает быть абсолютным детерминирующим началом человеческой жизни и человек в таком случае перестает быть просто страдательным существом, переходит на боле высокий уровень, уровень активного созидания самого себя.

     Какое же определение одиночества можно на основании этого дать? Одиночество – это субъективно переживаемое состояние оторванности от среды, общества, возникающее на основе преломления внешних факторов через сложившиеся внутренние условия самой личности, при которых она наделяет их позитивным или негативным значением посредством процесса осмысления и механизма атрибуции. Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что субъект в состоянии и не дифференцировать одиночество как таковое вследствие особенностей внутреннего бытия, одиночество – есть субъективная позиция, так  как при равных условиях каждый индивид интерпретирует ситуацию исходя из собственного понимания и специфики смыслообразования.

     Мне также кажется верным мнение о том, что одиночество необходимо для человека как один из способов его самопознания, самоопределения, выбора той или иной позиции по отношению к людям и окружающей человека среде. Одиночество в этом понимании выступает как акт саморефлексии, направленности во внутрь и выполняет задачу структурирования своего внутреннего опыта, оценку своей деятельности.

     Особенно важна именно эта функция одиночества в подростковом возрасте, в возрасте, когда молодой человек, так или иначе, делает свой выбор по отношению к своей будущей жизни, к самому себе, когда формируется его мировоззрение и более интенсивная дифференциация социальных ролей.

     Проблема возникает тогда, когда самопознание переходит  в самокопание, в центрированность на самом себе. В данном случае механизм, благодаря которому мы, казалось бы, должны что-то для себя решить, превращается в процесс блуждания по кругу и в кругу противоречащих друг другу альтернатив. Если это произошло, то стоит отметить тот факт, что здесь мы можем говорить о недостаточности развития эмоционально-волевой сферы человека, о трудностях возникающих при выборе того или иного пути.

     Но, как уже отмечалось выше, данные трудности есть преломление внешних факторов через внутренние условия. Следовательно, данная проблема, так или иначе, уже содержалась во внутренней структуре самого субъекта восприятия противоречащих течений. Строго говоря, человек сам может осознавать и видеть противоречие там, где его вовсе нет  или там где противоречие не носит эффекта тотального антагонизма, но преодоление которого, выводит субъекта данной ситуации на новый, более высокий уровень развития.

     Одиночество является лишь той формой, в которую мыслящий человек вливает свое собственное содержание. И именно здесь, ему и предоставлена возможность: встретить самого себя и только после этого сделать выбор, либо:

     1. принять самого себя;
     2. менять самого себя;
     3. отказаться от самого себя.

     Отказ от самого себя является крайней формой отчуждения. Вместе с утратой своего Я человек в той же степени уходит от реального мира или предстает перед ним не в форме субъекта своей деятельности, своей индивидуальности, а  в форме той или иной роли. Это понятие скорее близко к понятию маски, есть некое защитное образование психики, целью которого является недопущение своего истинного Я к активному процессу жизнетворчества, процесс подмены своего Я на некое ложное Я которое призвано заменить реальную личность.

     В данном случае, если человек ощущал себя одиноким, происходит редукция от состояния специфического самопознания (в одиночестве) до уровня ухода от самопознания, неприятие себя как целого и замена его какой-либо частью воспринимающейся личностью как законченное образование. Очень меткое высказывание по этому поводу сделал Н.Бердяев, он говорил, что в нашей личности много того, что ей самой чуждо, не является ее самостью. Эта же самость и заменяется на то, что мы назвали ложным образованием. Человек может в данном состоянии и не отождествлять себя с одиноким человеком, быть в активным в социальной жизни, но то, что произошло, отказ от самопринятия и замена (измена) в самом себе, ведет к тому, что человек очень быстро входит в стадию психического саморазрушения.
     Карл Густав Юнг считал, что подавленная самость, не смиряясь с положением актера второго плана, борется за возвращение утраченного авторитета путем разрушения защитных механизмов выстроенных маской, это то противоборство в скором времени ведет к истощению психического потенциала субъекта и выливается в психические отклонения или психосоматические нарушения.

     На этом этапе субъект является в большей мере страдательным существом, но страдает он, тем не менее, от самого себя, просто активность субъекта в этом случае направлена не на самосозидание, а на саморазрушение. Необходимо перенастроить активность в нужное русло, помочь данному человеку осознать ложность его пути, по возможности вернуть его в состояние осознания своего одиночества и актуализировать процесс саморефлексии.


Рецензии
Здравствуй,Николай!
Глубокая,умная статья.
По поводу "отказа от самого себя"позволю высказать свои соображения.
Вспомним слова Гегеля:"Сам отказ от своего для себя бытия есть порождение действительности...Поскольку оно отчуждается от себя самого;тем самым оно утверждает себя,как всеобщее".
На этом уровне познания и самопознания появляется ощущение телесно-духовной гармонии в себе и себя с миром.Эта гармония-дар Господа,стучащемуся в двери Его.Чувство это внутреннее и самодостаточное,не требующее,хотя и желающее,взаимности.При этом личность
уже не может ни при каких обстоятельствах ощущать одиночество.
С сердечным приветом Николай.

Николай Каркавин   25.09.2012 06:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Николай. Согласен с Вами... В конечном счете, человек есть Микрокосм =)

Николай Ульянов   25.09.2012 11:07   Заявить о нарушении
Очень интересная статья, требующего от читателя задать самому себе вопросы . Надо внимательнее вчитаться

Леонид

Леонид Синицкий   09.10.2013 16:19   Заявить о нарушении
ДААА!Николай,в своем еще молодом возрасте,Вы смогли войти в Такие Глубины, человеческого "Я", в которые порой за всю жизнь,основная масса людей не могут даже заглянуть))
С удовольствием,понаблюдаю за Вашим "ростом",(если будет позволено.)))
С уважением.Ирина.

Ирина Черезова 2   06.01.2016 08:13   Заявить о нарушении
Большое спасибо! Это было написано в пору моего студенчества. Теперь бы я существенно дополнил сказанное. Вообще многое переосмыслил.

Николай Ульянов   07.01.2016 04:31   Заявить о нарушении