Человек становящийся
Вопрос для нас будет заключаться в следующем: на каком из этих самых этапов жизненного пути человек был самим собой, являлся целостностью, собственно «Я»? Или быть может жизненный путь это нечто отрывочное по отношению к «Я» и наша с вами личность складывается из этих отдельных периодов таинственным образом связанных между собой? Что является более относящимся к нашей сущности, самости: серая могила с нашими останками под землей или тот человек, который изображен на могильной плите улыбающимся и радующимся жизни? Можем ли мы говорить о том, что наше сиюминутное настроение, желание или мысль являются, собственно говоря, нашим даже тогда когда пройдут многие и многие года после данной секунды мышления, чувствования или потребности, даже в том случае если все это теперь для нас совершенно чуждо?
Стоит заметить, если уж мы начали вести этот разговор, что, рассматривая данный вопрос, мы находимся в настоящем, здесь и сейчас и по отношению к тому, что уже было пройдено, мы не строим гипотезы. Напротив, если бы мы захотели ответить на вопрос о том, что есть собственно «Я» с точки зрения будущего, то легко впали бы в выдумку и фантазию, хотя с другой стороны мы не имеем право отвергать возможность того, что истинное наше «Я» есть позднейшее приобретение, тем не менее, ограничимся доступными нам прошлым и настоящим.
Несомненно, что с появлением у каждого из нас на определенном этапе онтогенеза сознания, когда мы начинаем говорить о себе «Я», мы имеем в виду именно самого себя, то есть, выделяем себя из окружающего нас пространства природы и социума, воспринимаем себя как отделенную, самостоятельную целостность. В этом смысле у нас не возникает вопроса о том «о себе ли я думаю в настоящий момент», «я ли это вообще думаю». Но такой вопрос становиться более уместным по прошествии некоторого времени, когда наша личность видоизменилась, приобрела какие либо качественные изменения, которые в свою очередь, противоречат той позиции, которой мы придерживались ранее, тогда может возникнуть вопрос «неужели я мог так думать или поступать, нет, это точно не мое».
Бертран Рассел, анализируя в своей книге философскую позицию Анри Бергсона, замечает: «Реальное прошлое не смешивается с настоящим, так как не является его частью; это совсем другая вещь». В этом смысле и мы как реальная часть реального прошлого не можем смешивать себя с тем, что мы есть в настоящем. Это вовсе не означает того, что прошлое не является фундаментом для нашего настоящего, если бы мы утверждали обратное, то пришли бы к пониманию того, что сам факт нашего рождения, условий жизни и воспитания не имеет здесь никакого смысла, что естественным образом выглядит абсурдно.
Естественным, в данном случае, стоит признать непосредственное влияние прошлого на будущее, прошлое развитие нашего «Я» на его развитие в настоящем и будущем. Следовательно, между прошлым, настоящим и будущим мы признаем преемственность. Являлся ли я тем человеком, который жил 5 лет назад, наверное, в полной мере нет, как и тот человек под моим именем не являлся мною, каким я являюсь сейчас. Но интуитивно мы улавливаем, что абсолютно разными людьми мы быть также не можем, иначе пришлось бы делить себя на бесконечное число воплощений, где собственно «Я» является таковым в каждое мгновение самосознания и с каждым мгновением этих «Я» становиться больше и каждое из них, в свою очередь, не есть предыдущее.
Таким образом, нужно заключить, что развиваются и становятся в нас не отдельные «Я»-элементы, а «Я» как целостное образование. В процессе изменения и преобразования наше «Я» не разваливается на части, но видоизменяется согласно логике самого развития. Говоря о том, что 5 лет назад я был не совсем тем человеком, какой я есть сейчас, важно подчеркнуть, что в тот момент мое «Я» не обрело той структуры, какое оно имеет в данный момент.
С точки зрения логики вполне понятно, что зерно это еще не растение, а растение это уже не зерно, но так же и является понятным то, что без зерна не было бы и растения. Так и в нашем случае, мое «Я» 5 лет назад, есть потенциальное развитие моего же «Я» 5 лет спустя. Следовательно «Я» не «Я» без своего прошлого и нет развития «Я» без моего будущего.
Что касается вопроса о том, что реальнее, моя могила, после смерти или та фотография, на которой я так весело смеюсь, та память, которая осталась обо мне, то на это следует ответить: в могиле лежит не «Я», а тело, на фотографии запечатлено не «Я», а лицо. В памяти людей будет жить образ моего «Я» до тех пор, пока будут жить люди, которые будут нуждаться в нем, что станет с моим истинным «Я» и будет ли оно развиваться после смерти, вопрос сугубо теологический.
Свидетельство о публикации №211050200194
С любовью!!!
Виктор Хажилов 15.09.2012 22:08 Заявить о нарушении