Дедушка

               
Мой дедушка родился в восьмидесятых годах XIX века. Умер он, когда мне было 10 лет. Это мамин папа. Папиных родителей  я не знала и никогда не видела. Они умерли от болезней еще в сороковых годах, я же родилась в пятидесятых годах двадцатого века.

Лучше и добрее моего дедушки, тогда по моему детскому разумению, на всей земле человека не было. Не помню случая, чтобы он сердился или повышал голос на кого-либо. Всегда был спокоен и нетороплив. Одевался он просто. Если случалось, какое либо торжественное событие, то одевал пиджак. В повседневной жизни поверх одежды подъвязывался длинный фартук, он всегда что-то мастерил, или ремонтировал или хлопотал по хозяйству. В деревне за его золотые руки и пытливый ум было прозвище «Смекалка».



Курил дедушка махорку, отчего его седые усы, местами были рыжие, рыжими были пальцы на правой руке. Я любила сидеть рядышком с ним на лавке у его дома и смотреть, как сначала на колене, затем между ладонями, скручивал он из специально нарезанных кусочков газеты самокрутку - козью ножку и засыпал туда махорку. Никакой другой табак он не курил.


Взрослые уважали дедушку, а мы, дети - его внуки, очень любили его.
Я смутно помню, как проходило мое детство в родительском доме, но хорошо помню, как дневала и ночевала у дедушки с бабушкой летом в саду, зимой на печке.


Дедушкин сад, это не просто сад, это особенный сад. Плодовые деревья были старые с огромными кронами. Кроны деревьев не пропускали лучи солнца, поэтому овощи сажали в дальнем углу сада, где для них хватало света и тепла. Всю садовую территорию от травы дедушка окашивал, а сено убирал в сарай на зиму. В саду было чисто, уютно и красиво.


В саду кроме яблонь росли сливы, кусты смородины и крыжовника, малина, а по забору красовались липы и дикие яблони. На этих яблонях каждый год был обильный урожай красивых зелено-красных яблок, но есть их было не возможно – они были настолько кислые, что даже сейчас, через 50 лет, вспоминая их, обильно выделяется слюна и сводит скулы. Дедушка называл их «лесовки». Наверно, когда-то он принес их маленькими саженцами из леса и посадил у себя в саду.
Ближе к осени, когда  яблоки созревали и приобретали свой богатый кислый-кислый вкус, их добавляли в чай. На зиму «лесовки» выкладывали слоями в холодное помещение в саду (шалаш), наступали морозы, яблоки замерзали и всю зиму семья ела изумительные на вкус мороженные яблоки.
Когда дедушка собирался приготовить чай, он шел в сад с остро наточенным ножичком и нарезал молодые побеги малины и смородины, нарывал листву или цветы малины, смородины, липы и заваривал весь этот сбор вместе с китайским или цейлонским чаем. Если это было время холодов, то весь этот сбор имелся в доме в виде засушенных пучков, которые висели у него в сухом специально отведенном  месте.

В саду была пасека из нескольких ульев.
По весне каждый год дружно и изумительно красиво цвел сад, а завершало это буйство красок цветение диких яблонь и липы. Пчелам не надо было улетать за нектаром далеко-далеко, его хватало здесь в саду, а значит,  медок у дедушки не переводился. Любил он его подавать на стол в сотах, нарезанных небольшими кусочками, чтобы удобно было лакомиться.


В саду мы любили проводить время в небольшой дощатой постройке, разделенной на две части, так называемый шалаш. Была крыша, были стены, были лежаки из досок в виде нар, на которые бабушка набросала не нужной одежды и предусмотрительно застелила самоткаными дерюжками, но не было, ни окон, ни дверей. Человек, который хотел полежать в тенёчке и в тишине, сразу же с улицы забирался на полати и блаженно засыпал или лежал, наслаждаясь ароматами сада.


Мы забегали в сад в любое время, не говоря никому, что мы пришли, или, что мы уходим. Сад никогда не закрывался на запор. Здесь мы играли в свои игры: в куклы или прятки, читали вслух интересные книжки, рассказывали страшные истории, сплетничали, одни словом, познавали мир, мир, который для нас еще был загадкой.


Набегавшись, проголодавшись, шли к дедушке за лакомством. Мы садились на лавки за длинный дощатый стол. Стол стоял в красном углу, где висели образа святых покрытые вышитым рушником. Доски стола, добела начищенные намытые, всегда издавали приятный запах чистоты и свежеиспеченного хлеба. На подоконниках стояли горшочки с цветущими розами.


У дедушки для нас было фирменное блюдо так называемые «мочёнки», это черные сухари из ржаного хлеба, насушенные в русской печке, замоченные перед нашим приходом в горячем свежезаваренном китайском сладком чае. Ели мы это чудо-блюдо с большим аппетитом из общей чашки деревянными ложками и всегда просили добавки.


Я не помню, чем нас потчевала бабушка, но эти дедушкины сухари, а также аромат чая, ржаного поджаренного хлеба помнятся до сих пор.



С нами за столом всегда сидел дедушка, смотрел, как мы едим и обязательно что-нибудь нам рассказывал, или отвечал на кучу наших вопросов, или мастерил для нас поделки.


Поделки он делал из всего: из пустых спичечных коробков, из бумаги, из деревянных палочек. Часть поделок потом двигались как марионетки, другие подвешивались на ниточках к потолку и крутились от движения воздуха, следующие приклеивались к оконному стеклу, и оказывалось, что это целая конница или стая птиц.  А какая непередаваемая радость и гордость присутствовала в моем детском сердечке, что эти кони, гимнасты, птички есть у меня и больше не у кого из ребят в деревне, потому, что только мой дедушка  умеет это чудо сотворить.


В последний год жизни дедушки, как будто я чувствовала, что он от меня скоро уйдет, при  встрече или расставании, обнимала его за шею и целовала в щетинистые щеки.


Когда дедушка умер, то часто мне снился во сне, а я всегда этому радовалась. Однажды увидев его во сне, всем стала рассказывать о том, что я видела дедушку, что он меня поцеловал. Наш сосед очень добрый человек, но видно ему, захотелось надо мной пошутить, сказал, что скоро я тоже умру, потому что, когда во сне покойник кого целует, то тот умирает. Я послушала его и не испугалась, я верила, что мой дедушка  при жизни всегда дарил мне радость, и теперь не мог меня обидеть.



01.05.2011год



Рецензии
ДА, Ольга такие тёплые, волнующие воспоминания очень часто всплывают в нашей памяти, но как я заметил эти воспоминания начинают волновать нас ближе к завершению своего жизненного пути. Но это закономерно, жизненные тревоги, повседневный быт весьма сильно отвлекает нас от воспоминаний о прошлом, мы живём ежедневными заботами. Но вот когда приходит время подводить черту, итог сделанного, вот тогда мы и пытаемся оставить своим потомкам свой опыт, свои мысли и научить их избегать тех ошибок, которые были у нас. При этом я, по крайней мере, уверен, что они будут учиться на жизненном пути только на своих ошибках. Это правда жизни.
С уважением, Юра!

Юрий Чуповский   14.01.2019 12:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий,за то, что поделились о причине необходимости рассказать другим о том, что так нас волнует в прошлом. Я тоже задумывалась об этом.
Спасибо!
С уважением, Ольга М.

Ольга Болякина   14.01.2019 18:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.